До начала пандемии COVID-19 страховщики фиксировали самые высокие показатели по выявленным нарушениям при оказании медицинской помощи кардиологического профиля в рамках ОМС (2019 г. — 324 тыс. случаев). С 2020 года за счет значительного снижения объемов плановой медпомощи, и как следствие, объемов экспертиз СМО, наблюдалось закономерное уменьшение числа нарушений до 260 тысяч. случаев.
Страховщики отмечают, что самыми частыми нарушениями при оказании амбулаторной медпомощи являются:
- превышение сроков ожидания проведения диагностических инструментальных исследований;
- несвоевременное включение пациента в группу диспансерного наблюдения;
- нарушения преемственности в лечении по вине медицинского учреждения;
- непроведение необходимых консультаций или консилиумов.
Среди самых распространенных нарушений при оказании медпомощи в стационарах:
- невыполнение или некачественное выполнение необходимых диагностических процедур, лабораторных исследований (УЗИ, холтеровское мониторирование ЭКГ, непроведение тропонинового теста для определения у пациента специфического маркера предынфарктных состояний);
- отсутствие в медицинской документации результатов обследований, осмотров, консультаций специалистов, дневниковых записей, позволяющих оценить динамику состояния здоровья пациента;
- несвоевременный перевод пациента в медицинскую организацию более высокого уровня;
- необоснованное назначение лекарственных препаратов (в т.ч. одновременное назначение аналогичных медикаментов, связанное с риском для здоровья пациента);
- отсутствие контроля лечения (например, при назначении тех или иных лекарственных препаратов не были проведены исследования, необходимые для отслеживания показателей здоровья пациента в динамике).
По словам вице-президента ВСС Дмитрия Кузнецова, 2022 год стал для страховщиков рекордным не только по количеству нарушений, выявленных в рамках проводимых экспертиз по кардиологическому направлению. Страховые медицинские организации зафиксировали также наибольшее за последние годы число обращений с жалобами на качество медпомощи от пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Почти 140 тысяч таких обращений зарегистрировано в прошлом году, что в 3,5 раза превышает показатель 2021 года. 38 тысяч жалоб поступило СМО в 1 квартале 2023 года.
«Среди наиболее частых причин для недовольства застрахованных по ОМС в сегменте «кардиология» — оказание некачественной медпомощи, сложности с записью к врачу, слишком долгое ожидание приема или проведения обследования, а также взимание денежных средств за медпомощь, которая по закону должна оказываться бесплатно», — рассказал Дмитрий Кузнецов.