Онкологические заболевания на поздних стадиях зачастую затрагивают мозг: метастазы в нем встречаются чаще, чем сами первичные опухоли головного мозга. В ряде случаев метастазы в головной мозг могут быть первыми клиническими проявлениями основной онкопатологии. Например, около 10% больных раком легкого впервые обращаются к врачу в связи с неврологическими нарушениями. К первичным опухолям, способствующим развитию метастазов в головной мозг, относятся меланома, саркома, опухоли почек и толстого кишечника.
По данным популяционных канцер-регистров, частота метастазов в головном мозге составляет 8–10 % всех случаев онкологических заболеваний. В настоящее время заболеваемость метастатическими опухолями головного мозга составляет около 14 случаев на 100 000 населения в год.
Клиническая картина при наличии метастазов в головном мозге обусловлена сочетанием очаговых и общемозговых симптомов и зависит от локализации метастазов в головном мозге, их размеров и степени выраженности отека. У каждого второго пациента возникает головная боль, у каждого пятого ― парез мышц половины тела, у 14% больных — нарушения когнитивной функции и поведения, у 12% — судорожные припадки, у 7% — нарушение координации движений. У 3—7% метастазы в головном мозге присутствуют бессимптомно и выявляются лишь при выполнении контрольного КТ или МРТ.
В общей проблеме злокачественных опухолей метастазы в головном мозге занимают особое место, что связано со стремительным прогрессированием очага в замкнутом внутричерепном пространстве, приводящим к быстрому нарушению жизненно важных функций. Варианты лечения пациентов с множественными метастазами на сегодняшний день ограничены. Так, например, хирургическое удаление опухолей несет риск задеть другие участки мозга, что может негативно сказаться на самочувствии и жизнедеятельности больного, а тотальное облучение головного мозга (ранее — стандартная практика при обширном метастатическом поражении) проводится на протяжении 15 сеансов и несет значительный риск различных побочных эффектов.
Новые возможности терапии появились с внедрением в клиническую практику инновационной методики стереотаксической радиохирургии (SRS). Она позволяет с максимальной точностью сфокусировать высокую дозу облучения в строго ограниченной области и несмотря на свое название, не предполагает хирургического вмешательства. Ожидаемый результат достигается всего за 1—5 безопасных и безболезненных процедур.
HyperArc — революционный вид высокоточной лучевой терапии, открывающий новые перспективы и возможности лечения метастатических очагов. На сегодняшний день эта технология используется в практике нескольких ведущих онкологических клиник мира, в том числе в Европейском медицинском центре.
Алгоритмы HyperArc делают возможным одновременное наблюдение за несколькими мишенями, давая возможность лечить множественные метастатические очаги с помощью одного плана облучения одновременно. Этот вид терапии позволяет доставлять к очагу поражения оптимальную дозу излучения, точно соответствующую размеру, форме и локализации опухоли, за счет чего достигается значительное снижение нагрузки на здоровые ткани и структуры головы и мозга.
«Технология HyperArc позволяет нам лечить большое количество метастатических очагов очень быстро и при этом комфортно и безопасно для наших пациентов, — рассказывает доктор Нидаль Салим, директор Института онкологии EMC. — Этот инструмент разработан специально для того, чтобы сделать возможным быстрое позиционирование на метастатические очаги и полное их удаление, избегая тяжелых осложнений, таких как радионекроз, массивный отек головного мозга, снижение памяти, возможных при использовании традиционной лучевой терапии. Луч ионизирующего излучения действует как скальпель нейрохирурга, разница лишь в том, что спустя несколько минут лечения пациент может идти домой. Внедрение этой инновационной технологии в клиническую практику делает невозможное возможным и позволяет нам проводить радиохирургические операции у больных с десятками метастазов в головном мозге, оказывая помощь даже в самых сложных случаях».