«Особенность импортозамещения в госсегменте действительно влияет на структуру закупки конкретных МНН, и появление отечественного препарата приводит к практически полному вытеснению иностранных аналогов», — уверены в DSM Group. Данный тезис подтверждает существенный прирост доли российских препаратов в закупках. Например, локализованный препарат Будесонид + формотерол занял 80% рынка в денежном выражении. Этот же продукт из линейки «ПСК Фарма» стал драйвером роста в категории антиастматических препаратов и препаратов для лечения ХОБЛ. Аэрозоль для ингаляций Беклометазон + формотерол сразу же занял 31% рынка в денежном выражении, а Салметерол + флутиказон упрочил свои позиции (+11%), оставшись лидером закупок. Последнее обстоятельство аналитики DSM Group объясняют увеличением закупок препарата.
Препараты для терапии астмы и ХОБЛ составляют приоритетное направление продуктового портфеля «ПСК Фарма», обеспечивая ей два года подряд первое место в этой категории. Среди импортозамещенных препаратов для пульмонологии, которые стали первыми воспроизведенными в России, компания в 2022 г. стала выпускать:
- монопрепарат на основе флутиказона в виде дозированного аэрозоля для ингаляций;
- дженерики гликопиррония бромида и комбинации гликопиррония бромида с индакатеролом;
- все еще остающийся единственный на отечественном рынке препарат, содержащий в качестве действующего вещества ингаляционный топический глюкокортикостероид — циклесонид.
Также на заводе в ОЭЗ «Дубна» производятся препараты для таргетной терапии аутоиммунных заболеваний. В частности, раствор для подкожного введения Этанерцепт от «ПСК Фарма» успешно заместил такой же продукт, ранее поставлявшийся Pfizer. Прирост отечественного препарата для лечения умеренного или тяжелого активного ревматоидного артрита за год составил 17%. Кстати, именно «ПСК Фарма» первой зарегистрировала и начала выпуск отечественного тофацитиниба, эффективного не только при тяжелой форме ревматоидного артрита, но и применяемого для купирования цитокинового шторма при COVID-19
В целом ТОП-10 МНН по импортозамещению по итогам 2022 г. демонстрирует, что с каждым годом этот процесс охватывает все больший объем номенклатуры, производство которой берут на себя российские лидеры в сегментах конкретных нозологий.