Синдром поликистозных яичников (СПКЯ) – распространенное заболевание, при котором затрагиваются и медицинские, и социальные аспекты. В структуре ановуляторного бесплодия распространенность СПКЯ составляет 60-70%, а в общей популяции - 10-15%.
Критериями диагностики СПКЯ являются: олигоменорея, ановуляция; гиперандрогения (клинические и/или биохимические проявления); ультразвуковые признаки поликистозных яичников (увеличение объема яичников в 2-3 раза, утолщение капсулы яичников, наличие множества мелких кист диаметром 8-10 мм, расположенных по периферии яичников, числом не менее 10: усиленный кровоток и обильная сосудистая сеть стромы при допплерометрии и цветном картировании. Гормональные исследования при СПКЯ характеризуются следующими показателями:
- повышенный уровень ЛГ (лютеинизирующий гормон) – больше 10 МЕ/л;
- повышенный коэффициент соотношения ЛГ/ФСГ (фолликулостимулирующий гормон) - >2,5;
- повышение уровня тестостерона.
При СПКЯ у 30-80% женщин отмечается ожирение, чаще абдоминального типа.
В 1980 г. впервые у женщин с СПКЯ Burghen J. и соавт. выявили инсулинорезистентность и гиперинсулинемию. В настоящее время для СПКЯ ИР (инсулинорезистентность) и ГИ (гиперинсулинемия) считаются универсальными признаками.
Часто у родственников больных СПКЯ (у братьев, сестер) имеется ИР или сахарный диабет 2 типа, что указывает на наличие генетического дефекта при СПКЯ.
Индивидуальный комплекс лечебных мероприятий при СПКЯ разрабатывается с учетом наличия или отсутствия инсулинорезистентности.
Для больных, у которых имеется нормальная масса тела и отсутствуют ИР и ГИ, назначаются антиандрогенные препараты (ципротерон-ацетат, верошпирон, дроспиренон, диеногест), эстроген-гестагенные препараты. Для больных, имеющих избыточную массу тела, у которых имеется ИР и ГИ, применяют сенситайзеры инсулина в сочетании с препаратами, снижающими массу тела.
В последние годы в лечение больных с сахарным диабетом 2 типа включают препарат Дибикор (таурин), который обладает антиоксидантными, осморегулирующими, детоксикационными, мембраностабилизирующими, гиполипидемическими, сахароснижающими и многообразными метаболическими эффектами, регулирует уровень внутриклеточного кальция.
Так как при синдроме поликистозных яичников основным патогенетическим фактором является инсулинорезистентность и метаболические нарушения, мы применили Дибикор при СПКЯ.
Целью нашего исследования явилось изучение влияния Дибикора на состояние углеводного, липидного обмена, ИР и ГИ и на состояние репродуктивной системы при СПКЯ.
В исследование включено 25 женщин от 18 до 37 лет с СПКЯ. Индекс массы тела находился в пределах 24–40 кг/м2.
У большинства женщин с СПКЯ время начала формирования ожирения относится к периоду препубертата и пубертата, и появление избыточной массы тела в эти возрастные периоды считается независимым фактором риска СПКЯ.
Всем пациенткам проведены общеклинические, лабораторные и инструментальные методы исследований. Радиоиммунологическое исследование уровня гормонов в крови у всех исследуемых больных с СПКЯ проводили до лечения и через 3 месяца после начала терапии. Исследовали в крови уровни ЛГ, ФСГ, тестостерона, пролактина, инсулина, ДГЭА- С (дегидроэпиандростерон - сульфата), тестостерона.
У всех больных определяли уровень гликемии натощак и на фоне глюкозотолерантного теста, показатели инсулина крови. Степень инсулинорезистентности определяли по индексу HOMA. Всем больным проводили ультразвуковое исследование органов малого таза трансвагинальным и трансабдоминальным методами.
Результаты комплексного исследования выявили у всех пациенток наличие эхографических признаков синдрома поликистозных яичников при среднем объеме ПКЯ 8,6±1,2 см3, количестве фолликулов 10-12 и диаметром 8-10 мм, расположенных по периферии в виде ожерелья. На основании гормональных исследований была установлена ановуляция и гиперандрогения (уровень тестостерона превышал 4,2 при норме до 4 нмоль/л). Уровень ЛГ находился в пределах 11 нг/л, а коэффициент соотношения ЛГ/ФСГ был >2,5. Отмечалось и незначительное повышение концентрации ДГЭА-С, возможно, связанную с гиперпролактинемией. У части больных с СПКЯ была выявлена гиперпролактинемия (780-900 нг/л), которая оказывает стимулирующий эффект на выработку андрогенов надпочечниками.
Инсулинорезистентность была выявлена у 32-35% больных. Число случаев инсулинорезистентности у больных с СПКЯ и нормальной массой тела варьировал в больших пределах - от 21 до 37%.
Учитывая важную роль ИР и ГИ в патофизиологии СПКЯ, больным, как было указано выше, мы назначили отечественный препарат Дибикор (ООО «ПИК – ФАРМА» в дозе 500 мг/сут в течение 3 месяцев.
После 3-месячной терапии в целом по группе отмечалось снижение уровня глюкозы натощак и через 30-60 мин после приема 75 г глюкозы при проведении глюкозотолерантного теста. Выявлено значительное снижение уровня инсулина у женщин с избыточной массой тела с 89,6 до 53,8 мЕД/ мл. Одновременно с этим было выявлено уменьшение инсулинорезистентности (индекс HOMA ниже 2,7). Лучший эффект за 3 месяца терапии был достигнут у больных с СПКЯ и избыточной массой тела, у которых отмечалось снижение ИМТ.
У этих больных продолжительность менструального цикла сократилась с 50-60 дней до 35 – 38 дней, толщина эндометрия увеличилась от 5 до 7 мм и в 7 случаях выявлен доминантный фолликул в диаметре 16-21 мм на 12-13 день менструального цикла по данным УЗИ - мониторинга яичников.
Изменение уровня ЛГ и тестостерона через 3 месяца после проведенной терапии приведены в таблице 1.
Таблица 1. Показатели ЛГ и тестостерона до и через 3 месяца после лечения Дибикором
Исследуемые гормоны |
Исходно через 3 месяца |
ЛГ, нг/л Тестостерон, нмоль/л |
11±1,2 нг/л 6,8±1,1 нг/л 4,7 ±1,1 нмоль/л 3,1±0,9 нмоль/л |
При УЗИ в динамике отмечено достоверное уменьшение объема яичников, более выраженное у больных с СПКЯ с избыточной массой тела. Результаты этих исследований приведены в таблице 2.
Таблица 2. Изменение объема ПКЯ после 3-месячной терапии Дибикором
Срок проведения УЗИ |
Объем ПКЯ, см3 |
Исходно Через 3 мес лечения |
8,6 ±1,2 см3 5,3±1,3 см3 |
После лечения Дибикором в течение 3 месяцев было отмечено улучшение показателей липидного обмена, глюкозы крови и артериального давления, вплоть до их нормализации. Результаты исследования этих показателей до и через 3 месяца терапии Дибикором у больных с СПКЯ приведены в таблице 3.
Таблица 3. Динамика показателей жирового обмена, глюкозы крови и АД у больных при СПКЯ
Параметр | Исходные данные | Через 8 недель терапии |
Общий холестерин (ОХ), ммоль/л | 5,7 | 4,3 |
ХСЛПНП, ммоль/л | 3,4 | 2,9 |
ХСЛПВП, ммоль/л | 1,21 | 1,39 |
Триглицериды | 1,89 | 1,5 |
Глюкоза крови, моль/л | 6,1 | 5,3 |
САД, мм рт. ст. | 160 | 125 |
ДАД, мм рт. ст | 95 | 70 |
Как следует из представленных данных, применение Дибикора при ПКЯ оказывает благотворное влияние на состояние углеводного, липидного обмена, на инсулинорезистентность и тем самым приводит к уменьшению объема яичников, снижению уровня ЛГ и тестостерона, что в некоторых случаях приводит к восстановлению функции яичников, восстанавливает овуляцию и фертильность.
По данным литературы известно, что подобные результаты в отношении углеводного, липидного обмена, инсулинорезистентности были получены при применении Дибикора у больных сахарным диабетом 2 типа (Кочергина И.И. и др., 2008). Особенно эффективным оказался препарат при длительном применении (в течение 6 месяцев и более).
Применение Дибикора у больных с СПКЯ является патогенетически обоснованным, комплекс его эффектов позволяет говорить о направленности действия этого препарата на разрыв порочного круга метаболических нарушений, имеющих место при СПКЯ.
Побочных реакций при применении Дибикора мы не наблюдали. Препарат также не имеет противопоказаний к применению.
ЛИТЕРАТУРА
1. Манухин И.Б., Тумилович Л.Г., Геворкян М.А. Клинические лекции по гинекологической эндокринологии. М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2006; издание 2:340.
2. Смирнова А.А. Прогнозирование исхода индукции овуляции у пациенток с синдромом пликистозных яичников: Автореф. дис. … канд.мед.наук. М.: 2004; 21.
3. Манушарова Р.А., Черкезова Э.И. Современные подходы к лечению поликистоза яичников //Сб. докладов Х1 Российского национ. конгресса «Человек и лекарство» (9-23 апреля 2004: Москва).- 2004.- С. 243.
4. Burghen J. et al.// Journal Clinic Endocrinol.Metabolism.-1980.- vol.50.- P.113-116.
5. Кочергина И.И., Доскина Е.В., Аметов А.С. Лантус и Дибикор в лечении сахарного диабета 2 типа.// 1-2 Балтийский Форум современной эндокринологии. - Санкт- Петербург, 12 июня 2008; тезисы докладов.