Всероссийский союз пациентов узнал об этом из жалоб пациентов, получающих льготные лекарства. «Пациентов просят прийти повторно, ссылаясь на сложности маркировки. На вопрос «почему» отвечают, что им нужно все просканировать, ввести в базу, а это долго и сложно. — отметил сопредседатель организации Юрий Жулёв. — Но жалоб массового характера нет. Пациент зачастую счастлив хоть как-то получить бесплатное лекарство, чем жаловаться. Единственная, но очень характерная жалоба поступила из г. Иваново: пациенту выдали препарат с оторванной маркировкой. Жалоба была одна, но этот факт – не единичный. Аптеку оштрафовали, но они продолжают отрывать, ссылаясь, что нет денег на аппаратуру».
Причина явления – техническая неготовность аптек к отпуску маркированной продукции. В то же время невыдачу льготникам бесплатных лекарств теперь легко сваливать на трудности маркировки – посетовал лидер пациентов.
«Нет ничего удивительного в том, что аптеки оказались не готовы, — прокомментировал ситуацию заместитель директора по управлению цепями поставок по странам ЕАЭС «Сервье» Роман Шориков, — Мы помним, что внедрение обязательной маркировки откладывалось несколько раз, соответственно производители не торопились запускаться, а аптеки не имели маркированной продукции, чтобы протестировать оборудование, адаптировать софт. Если у производителей информационная система сделана под заказ, то у аптек она от глобальных вендеров, которые собирались вносить изменения в свои системы когда стабилизируются требования к ним. Но требования продолжали развиваться и глобальные игроки предложили решения для аптек уже позднее».
Руководитель направления «Фарма» Центра развития перспективных технологий (оператор МДЛП) Сергей Холкин подтвердил, что в упомянутой ивановской аптеке отрывали клапана с маркировкой. «На момент отладки информационной системы это было единственное решение, чтобы выдавать лекарства, — пояснил он. — Но и после того, как отладка была завершена, они продолжили это делать потому, что им показалось это удобным. Тот пользовательский сценарий, который был заложен в этой системе, позволял выбывать пачку препарата в течении 50 минут».
С. Холкин заверил, что у аптек не должно быть проблем с приобретением аппаратуры, т.е. регистраторов выбытия, т.к. всем их поставил ЦРПТ. По мнению спикера, просто не все ими пользуются. «Мы это понимали и поэтому до конца года открыли отдельную схему выбытия ЛП напрямую, без регистратора выбытия (521-я схема), — отметил спикер. — Но злоупотреблять этим не нужно». Представитель оператора маркировки заверил, что в планах ЦРПТ сделать из техподдержки полноценный клиентский сервис.
Дистрибьюторы сталкиваются с тем, что некоторые аптеки отказываются принимать маркированный товар, что приводит к его обратному оттоку, тогда как обратная логистика в системе маркировки — наименее проработанная часть схемы движения ЛП в настоящий момент.
Исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей Нелли Игнатьева объяснила, что это происходит, если маркированные и немаркированные препараты (произведенные до 1 июля 2020 г.) поступают в аптеку по одной накладной.
«Наши неоднократные просьбы к дистрибьюторам разделять маркированные и немаркированные препараты далеко не все выполняются, – отметила эксперт. — Если в одной накладной из 75 препаратов 3-5 маркированных, а в МДЛП происходит какой-нибудь сбой (допустим, личный кабинет в ЦРПТ на несколько часов подвис), то мы не можем принять все 75 позиций. В результате растет дефектура – не только маркированных лекарств, но и немаркированных, стоящих в одной накладной с ними. Когда этот груз лежит в карантинной зоне в аптеке и мы не можем принимать другой товар – это тромб, так мы рискуем получить тромб всей логистической цепи».