
Достаточно неравномерная динамика наблюдается в отношении географии потребления подобных продуктов, порядка 28% рынка приходится на три субъекта: Москву, Московскую область и Санкт-Петербург, при этом все три региона демонстрировали двузначную динамику продаж. Однако максимальным приростом относительно января-мая 2024 г. характеризовались Курская область (+38% в рублях) и Чеченская Республика (+36%). Ряд препаратов для лечения никотиновой зависимости активно реализуются в онлайн с доставкой до потребителя, на этот канал по итогам января-мая 2025 г. приходилось 7,5% всех продаж в категории, при этом e-com демонстрирует беспрецедентный рост на уровне 62% в рублях и 44% в упаковках. Основную динамику продаж в онлайн обеспечивает препарат Никоретте от «Джонсон и Джонсон», продажи которого в канале выросли за год сразу на 95%.
Вообще данная категория продуктов очень концентрирована, в целом на рынке (включая e-com) по итогам января-мая 2025 г. присутствовало всего 12 торговых марок, при этом даже в десятку попадают позиции буквально со следовыми количествами продаж на уровне нескольких сотен упаковок. Уже упоминавшийся выше Никоретте, является абсолютным лидеров в категории с долей 74,4% и рублевой динамикой продаж на уровне 27%. Сейчас это единственный лек. препарат на основе никотина на российском рынке, поставки торговой марки Никвитин от «ГСК» прекратились еще в 2016 г. Вторую строчку занимает Табекс от «Софарма», на препарат приходится порядка 16,6% от денежного объема рынка, но динамика относительно низкая (10% в руб.). На темпах продаж тут вероятнее всего сказывается давление со стороны прямых аналогов на основе цитизина, на розничном рынке в анализируемом периоде присутствовало помимо Табекса еще 6 аналогов, три из которых демонстрировали колоссальные темпы роста, в частности, Цитизин от «Вифитех» показал более чем двукратный рост продаж, а торговые марки Никозам («АВВА Фармасьютикал») и Табенова («Фармакор продакшн») обеспечили прирост на уровне 33% и 31% соответственно.
Худшую динамику в топе показал Ресигар от «Адамед», препарат не поставляется на российский рынок начиная с января 2022 г., так что речь идет о реализации остатков в товаропроводящей сети. Заметное снижение спроса фиксируется также в отношении Табакетте от «Северной звезды» (-34%) и Табакум-Плюс компании «Доктор Н» (-31%).