
Согласно международным данным, в настоящее время каждый восьмой ребенок подвержен состоянию чрезмерной тревоги. Оно проявляется в эмоциональном дискомфорте, ожидании неблагополучия, предчувствии грозящей неопределенной опасности. Состояние тревоги сопровождается рядом физиологических реакций, обусловленных активацией гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы и направленных на повышение готовности организма к активным действиям: учащением дыхания, снижением порога чувствительности, усилением сердцебиения, повышением артериального давления и уровня глюкозы в крови, учащением мочеиспускания, замедлением перистальтики кишечника.
В стрессовой ситуации при общении с ребенком, склонным к тревожным состояниям, взрослым следует быть очень внимательными и соблюдать несколько правил.
Помните, что ваше психологическое состояние и отношение к ситуации являются для ребенка ориентирами. Беспокойство родителей может передаваться детям. Соблюдайте спокойный тон и щадящий режим информационной нагрузки, кратко объясняйте текущие события, избегайте негативных прогнозов.
Поддерживайте максимально привычный образ жизни и режим дня. Он должен включать в себя умственную и физическую активность, домашние обязанности, общение с близкими и сверстниками, хобби, а также возможность побыть наедине с собой. Переключение внимания ребенка с тревожных переживаний на посильные интересные дела позволит снизить уровень стресса, укрепит уверенность в том, что в жизни все стабильно.
Приучайте ребенка к систематическим водным процедурам и физкультуре. На нервную систему особенно благотворно влияют занятия в бассейне, долгие прогулки, спортивные игры.
Поддерживайте теплый телесный контакт с ребенком, бережно относитесь к его чувствам, признавайте важность его переживаний и предоставляйте безопасное пространство для их выражения.
Обучите ребенка доступным способам эмоционально-волевой саморегуляции. Подойдут психогимнастика, дыхательные практики, арт-терапия (лепка, рисование).