Более 500 делегатов лично присутствовали на конгрессе, среди них представители регуляторных органов, фармацевтических компаний, организаторы здравоохранения, поставщики медицинских изделий, руководители благотворительных фондов, пациентских организаций и другие специалисты, причастные к отрасли. Еще 1000 делегатов следили за конгрессом в онлайн-формате. Мероприятие стало средой для обмена мнениями всех участников российского здравоохранения и помогло выявить шаги, которые следует сделать бизнес-сообществу для развития системы оказания медицинской помощи в текущих реалиях, и государству — для выстраивания эффективного взаимодействия с участниками отрасли.
Хедлайнером конгресса стал генеральный директор ФГБУ «Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи» Минздрава России Виталий Омельяновский. В этом качестве он принял участие в формировании концепции ключевых сессий мероприятия, а также выступил их модератором и спикером.
Развитие федеральных программ
Одной из главных тем мероприятия стала реализация федеральных проектов, направленных на борьбу с ключевыми социально значимыми заболеваниями, в первую очередь, онкологическими и эндокринологическими.
Главный внештатный специалист онколог Минздрава России Алексей Беляев отметил вклад федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» в совершенствование системы оказания медицинской помощи пациентам с новообразованиями: «Четыре года назад, когда мы вошли в федеральный проект, то начали понимать, что онкология оживает. И прежде всего, мы увидели, какие средства государство на это бросило. Если мы говорим о продолжении федерального проекта, то, конечно, важным аспектом является профилактика, первичная профилактика, работа с населением, формирование заботы каждого о своем здоровье и о профилактике ряда заболеваний, в том числе онкологических».
Эксперты убеждены, что федеральные программы в области здравоохранения должны пройти определенную эволюцию — от борьбы с заболеваниями, которые вносят вклад в смертность (онкология) к тяжелым нозологиям, которые занимают значительную долю в структуре заболеваемости (эндокринология), и наконец, к заболеваниям, значительно влияющим на качество жизни, и осложнениям социально значимых заболеваний (офтальмология, стоматология и т.д.).
«Эндокринологический профиль требует такого же системного подхода, который был реализован в прошлом веке, когда с 1996 по 2012 год, мы участвовали в проведении федеральной целевой программы, направленной на предупреждение и борьбу с социально значимыми заболеваниями. Программа дала нам определенный опыт, на основании которого мы сейчас и входим в команду тех направлений здравоохранения, по которым идет глобальная разработка подходов на уровне всех регионов страны», — заявила генеральный директор НМИЦ Эндокринологии Минздрава России Наталья Мокрышева.
Только комплексный подход при реализации государственных программ, эффективное междисциплинарное взаимодействие врачей разных специальностей может создать среду для сохранения здоровья нации в текущих реалиях, — отметили эксперты дискуссии.
«Появляется все больше научных работ, которые на доказательной базе показывают, что слепота и слабовидение ведут к ранней смерти человека. Нельзя рассматривать болезни глаз отдельно от общесоматических, генетических заболеваний, это и эндокринологическая сфера, и диабет, и многие заболевания глаз, существующие как отдельные нозологии, в том числе диабетический макулярный отек, ретинопатия, заболевания щитовидной железы и т.д.», — отметил главный внештатный офтальмолог Минздрава России Владимир Нероев.
Важным аспектом эффективной реализации федеральных программ в сфере здравоохранения является кооперация с бизнесом. По словам сопредседателя «Деловой России» Антона Данилова-Данильяна, инвестиции, которые бизнес готов направить на федеральный проект по борьбе с сахарным диабетом, связаны в первую очередь с желанием обеспечить здоровую жизнь людям, которым уже поставлен такой диагноз.
Орфанное регулирование
Впрочем, в развитии нуждаются и программы редких заболеваний, также напомнили эксперты. Пока неясно, когда продолжится доработка самих программ, а также их федерализация. Сейчас в программе лечения редких жизнеугрожающих заболеваний числится порядка 16 тыс. пациентов, в программе высокозатратных нозологий около 20 тыс. пациентов. Часть нагрузки по терапии для таких пациентов на себя берут благотворительные фонды — к примеру, «Круг добра», но в сфере лечения редких заболеваний это касается, как правило, детей. При этом взрослые пациенты все еще являются невидимками для системы — претендовать на необходимое лечение они могут лишь после получения статуса «инвалид», — акцентировали внимание на проблеме участники конгресса.
В рамках тематической сессии депутат Государственной Думы, член комитета по охране здоровья Александр Румянцев рассказал об основных направлениях государственной политики в области оказания медицинской помощи пациентам с орфанными заболеваниями и поделился перспективами развития этой сферы. «Что касается законодательных основ в этой области, то они будут разрешены параллельно с развитием неонатального скрининга. Потому что проблемой законодательства в настоящий момент является тот факт, что профилактика и лечение болезней, выявленных в результате неонатального скрининга, начинается до момента клинической стадии. Ориентация на генетику и доклиническую диагностику этих заболеваний является инновационным подходом в нашей лечебной практике», — отметил он.
Инвестиции, импорт и экспорт
Еще одним значимым направлением конгресса стало обсуждение ситуации на всех этапах работы с лекарственными препаратами в новых реалиях — от создания инноваций и проведения клинических исследований до производства и регулирования обращения ЛС на рынке.
«За два года Минздравом России сделано очень много для трансформации лекарственного обеспечения и регуляторики. Свидетельством тому является стабильная сейчас ситуация на фармацевтическом рынке. Мы помним начало года, мы помним ажиотажные спросы, мы проходим сейчас период контрактования по централизованным закупкам в рамках 14 ВЗН в рамках национального календаря профилактических прививок, закупок антиретровирусной терапии без проблем. И это стало возможным благодаря целому пакету регуляторных мер, который позволил оперативно реагировать на любые риски снижения ассортиментной доступности», — заявил заместитель министра здравоохранения России Сергей Глаголев.
Эксперты также обсудили что именно нужно изменить в вопросах регуляторики для ускоренного импортозамещения, развития инвестиционных механизмов и возможностей экспорта. Среди участников конгресса были и представители потенциальных для сотрудничества с Россией стран - спикеры мероприятия обсудили возможные точки соприкосновения и особенности менталитета для сотрудничества с рынками КНР, Индии, Ирана, ближневосточных стран, ЮВА, Южной Америки. В рамках дискуссии также были озвучены причины того, почему Россия не присутствует в странах, открытых к сотрудничеству. К примеру, сейчас отечественная продукция практически не присутствует на территории GCC — на более чем 18,6 тыс. препаратов, зарегистрированных в странах персидского залива, лишь 7 являются российскими.
Системная благотворительность
Конгресс «Право на здоровье» является первым отраслевым мероприятием, уделяющим в своей повестке значительное внимание теме развития в России системной благотворительности, направления, отражающего глобальный мировой тренд, который позволяет перейти от поддержки конкретных пациентов к реализации инфраструктурных проектов в здравоохранении. Благотворительным партнером конгресса стал Фонд помощи детям и молодежи «Обнаженные сердца» Натальи Водяновой, который является драйвером системной благотворительности и продвижения принципов доказательной медицины в России. Впервые в рамках конгресса состоялся диалог, объединяющий и НКО, и фармкомпании, и регуляторов, а его темами стали соотнесение потребностей индустрии здравоохранения и возможностей НКО, перспективы консолидации фондов и многое другое.
Организаторы здравоохранения, принявшие участие в конгрессе, считают системную благотворительность перспективным источником для привлечения дополнительных средств в систему здравоохранения. «Нужно подумать о том, как можно было бы привлечь дополнительные источники финансирования в систему здравоохранения, в том числе в онкологию, кроме тех бюджетных средств, которые нам доступны сейчас, рассмотреть возможности фондов», — отметил главный внештатный специалист Минздрава России онколог Алексей Беляев.
Примеры такого взаимодействия уже существуют. Например, в Московской области Фонд доказательной медицины в сотрудничестве с главными внештатными специалистами региона реализует целый спектр задач системы здравоохранения субъекта, среди которых информирование пациента о диагностических и иных мероприятиях, организация школ для пациентов, динамическое наблюдение и оценка их состояний, сбор медицинской статистики и многое другое.
Новые формы лицензирования врачей
Новой темой стали перспективы лицензирования и персональной ответственности врачей. Этот вопрос впервые поднимался в рамках широкомасштабного отраслевого мероприятия. Спикеры, в число которых вошли юристы, руководители клиник и отраслевые специалисты, обсудили перспективы перехода от лицензирования медучреждений к индивидуальному лицензированию врачей, а также вопросы персональной ответственности и страхования медицинских специалистов.
Для введения такой системы России еще стоит пройти определенный путь — в частности в вопросах образования и практики. К примеру, в Америке и Британии специалисты обучаются 11 и 13 лет, прежде чем перейти к лицензированию. «Я думаю, что есть определенный момент нехватки практики и медицинского образования перед тем, как мы могли отправить «солдата» одного в «поле боя», — отметил Мониш Арора, директор практики здравоохранения PwC Middle East. Для введения системы индивидуальной практики отрасли стоит понять, как, когда и в каком объеме необходимо поменять систему образования, а также продумать детали вопроса страхования индивидуально-лицензированных врачей, то есть обозначить границы их ответственности», — считает эксперт.
В рамках дискуссии стало ясно, что вопрос новых форм лицензирования все еще требует доработки и инициации регуляторных изменений. При этом процесс, кажется, впервые вышел со стадии кулуарных обсуждений до озвученной коллективной позиции отрасли.
Конгресс «Право на здоровье» продемонстрировал, что фармацевтический и медицинский бизнес может выступать драйвером развития национальной системы здравоохранения и преодоления санкционных барьеров при условии эффективного взаимодействия с государством. Только общими усилиями участники системы оказаниями медицинской помощи и лекарственного обеспечения могут преодолеть вызовы времени, — резюмировали эксперты конгресса.
Специальными партнерами конгресса «Право на здоровье» стали: «Р-Фарм», ООО «Джи Ди Пи», СКОПИНФАРМ, ООО «РК Групп», M&S Decisions, ГЕН Фарма Рус, Фонд доказательной медицины.
Благотворительный партнер конгресса «Право на здоровье»: Фонд помощи детям и молодежи «Обнажённые сердца».
Информационными партнерами конгресса «Право на здоровье» выступили: Фармацевтический вестник, «ГРУППА РЕМЕДИУМ», «Фарммедпром», «Врачи РФ», Hi+Med, CON-MED.RU, ИНФАРМ, PCR.news, «Фарма РФ», OmniDoctor, РСИ «Первый национальный», ИД «ПрофМедПресс», Национальная ассоциация управленцев сферы здравоохранения, Фестиваль долголетия в медицине и бизнесе, Агентство медицинской информации, ФАРМПРОБЕГ, Ассоциация Российских фармацевтических производителей (АРФП).