Участники встречи отметили, что многие опасения, связанные с текущей обстановкой в стране, не подтвердились. «Ожидания в феврале-марте по поводу предстоящего периода были хуже, чем все оказалось в действительности, — сообщил Дмитрий Сокол, президент компании «Здравсервис». — Однако на фоне недавних событий в стране, наверное, стоит говорить об ожиданиях от будущего периода. Но сам факт опыта, когда плохие ожидания не сбываются, очень позитивный». По словам Дмитрия Погребинского, генерального директора ЦВ «Протек», ситуация в сегменте дистрибьюции сейчас лучше, чем летом по всем показателям. Компании остались работать на рынке, а если кто-то и ушел, то передал свой портфель другим участникам. «Рынок явно оживился, что, безусловно, крайне позитивно сказывается и на финансовых показателях, — согласился Дмитрий Сокол. При этом он отметил риск увеличивающейся, «ползучей» дефектуры, которая касается, преимущественно, дженериковых компаний. Ее показатели уже в 2 раза превышают прежние средние значения. «Конечно, для пациентов это не является какой-то долгосрочной проблемой, но для меня это крайне тревожная тенденция», — выразил опасение эксперт, посоветовав внимательно наблюдать за развитием данной ситуации.
Николай Шаврин, владелец АС «Аптека от склада», отметил снижение покупательской способности населения. Об этом, в частности, свидетельствует сегодняшние показатели продаж противопростудных препаратов, более низкие, чем обычно. Люди, заботящиеся о своем иммунитете, «попридержали деньги» из-за неуверенности в завтрашнем дне. Но эта тенденция, по словам эксперта, характерна и для других бизнесов. Так, продажи в кафе и ресторанах снизились на 17%, в торговых центрах — на 40%. «Сейчас ничего нельзя спрогнозировать, и мы не знаем, что будет дальше, — констатировал Николай Шаврин. —Нам нужно просто продолжать работать – и с персоналом, и с клиентами, и со специалистами».
Эмиль Хубалиев, заместитель генерального директора аптечной сети «Вита», отметил, что все бизнес-процессы, создаваемые в компании, всегда были настроены на долгосрочное планирование. Сейчас эта ситуация меняется и многое зависит от «модели поведения зарубежных поставщиков и устойчивости отечественных производителей». По его словам, придется привыкать к отсутствию того изобилия ЛС, которое прежде было в аптеках и которым оперировали дистрибьюторы. «Нам нужно быстро реагировать на эти перемены и быстро меняться, — советует он. — Я надеюсь, что на это у нас есть и силы, и желание. От скорости, с которой происходят данные изменения, и скорости реагирования на них, зависит в целом устойчивость нашей отрасли».
«Мы потратили время и до сих пор тратим его на то, чтобы не просто откорректировать тот стратегический план, который у нас был, а переформатировать компанию», — сообщил Александр Шишкин, генеральный директор Ассоциации независимых аптек (АСНА). Сегодня усилия руководства АСНА, сосредоточены, на взаимодействии с партнерами — производителями и аптечными сетями, а также на повышении эффективности бизнеса, как Ассоциации, так и партнеров. «Мы запустили центр компетенции, готовимся к открытию франшизы, активно вкладываемся в цифровизацию», — отметил Александр Шишкин. Он сообщил, что АСНА из всех кризисов «выходила всегда с плюсом», что позволяет надеяться, что так произойдет и в этот раз.
В свою очередь Денис Ременяко, генеральный директор ФК «Гранд Капитал», коснулся вопроса деловой благонадежности участников рынка. «На мой взгляд, произошло некое оздоровление розницы, — отметил он. — Пройден период, когда на нашем рынке отмечались случаи мошенничества. Я надеюсь, что в дальнейшем рынок будет пополняться только добросовестными клиентами, которым мы будем помогать развиваться и вместе двигаться вперед». Эксперт призвал партнеров к дальнейшему развитию, обратив внимание на необходимость «четко просчитывать открытие новых розничных точек».
Его поддержал Александр Филиппов, генеральный директор аптечной сети «Ригла». По его словам, уже давно наступил момент, когда, следует законодательно ограничить количество открывающихся аптек, иначе проблема дефицита квалифицированных кадров, их достойной оплаты будет только усугубляться. «Мы скоро увидим, что у нас фармацевтов гораздо меньше, чем аптек, — констатировал руководитель сети «Ригла». — В лучшем случае, работают медицинские работники, которых мы интенсивно переучиваем в фармацевтов. А как обеспечить фармацевтам достойную зарплату, когда денежной массы на то количество аптек, которое сейчас есть, уже не хватает? Если этот процесс будет продолжаться дальше (бесконтрольное появление новых аптек), то так и будем жить без возможности поднять зарплату фармацевту, без возможности его обучения и т.д. Наше предложение: один юридический адрес — одна лицензия». Он также сообщил, что по данному поводу уже было в обращение в ФАС, но там его пока не поддержали.
Статистику по вновь открывающимся аптечным точкам привела Анна Ермолаева, генеральный директор AlphaRM. Она сообщила, что по итогам 8 месяцев этого года их количество возросло на 5% по всей стране. Лидером по приросту аптечных точек является сеть «Апрель». Всего по итогам 8 месяцев 2022 г. в России работает более 73,5 тыс. аптечных учреждений с концентрацией 5,1 на 10 тыс. человек. Как оказалось, данный показатель в Москве ниже среднего по России и составляет 3,8 на 10 тыс. населения, тогда как, например, в Санкт-Петербурге — 4,2, в Московской области — 6, в Магаданской области — 6,3, в Ненецком АО — 6,5 аптечных точек на 10 тыс. населения. Что касается ежемесячной выручки аптеки, то в среднем по России она составляет 2 млн рублей. Но, как отметила эксперт, «регионы себя чувствуют по-разному». Если средняя выручка в Москве достигает 3,7 млн руб., то, например, в Калмыкии — 1 млн рублей.
Ирина Широкова