На развитие российского фармрынка в текущем году повлияли множество факторов, и в этом ряду старт частичной мобилизации едва ли содержал элемент неожиданности. Однако данный фактор имеет существенное значение для российских экономических реалий. Во-первых, речь идёт о выпадении из экономики значительной части потребителей, причём тут надо учитывать не только общее количество мобилизованных, но и тот «туристический» поток, который хлынул из России в сопредельные государства, в том числе довольно платёжеспособной аудитории. Во-вторых, на относительно непродолжительный период времени произошла своеобразная «милитаризация» спроса на фармрынке, которая выражалась как в необходимости обеспечения призывников ЛП и медизделиями, имеющими отношение к военно-полевой медицине, так и в общих панических настроениях, которые стимулировали спрос на отдельные препараты.
Последний ажиотаж вряд ли можно сравнивать с тем, что происходило в отношении спроса в марте, тем более что падение доходов населения здесь выступает естественным ограничителем, в 3 квартале 2022 года по данным «Росстата» реальные располагаемые денежные доходы сократились на 3,4%, причём понятно, что эти цифры только в незначительной степени отражают влияние мобилизации, она стартовала в конце сентября. Так что оптовики, да и другие участники рынка в целом прошли этот период сравнительно спокойно, тем более что отношения с поставщиками, несмотря на трансформацию российских подразделений отдельных зарубежных производителей в целом нормализовались. Глобальных проблем с ликвидность не возникало.
Текущие явления в экономике и политической жизни помимо очевидного влияния на спрос имели и другие последствия, например, состоялся целый ряд сделок с участием розничных и оптовых игроков фармацевтического рынка. Достаточно вспомнить передачу прав на сеть «Нео-фарм» Евгением Нифантьевым паевому инвестиционному фонду, продажу сети «Фармия», выход Алексея Репика из «Р-Фарм», продажу дистрибьютора «Джи Ди Пи» Владимиром Нестеренко и т.д.
Остаётся открытым так же вопрос будущего развития новых российских регионов и выстраивания работы соответствующей инфраструктуры, необходимой для задач лекарственного обеспечения.