При этом нельзя игнорировать тот факт, что в российской экономике произошли серьёзные изменения, связанные и с санкционными ограничениями, и с реакцией отдельных участников рынка, которые как минимум отражаются на величине доходов населения, а значит и определяют перспективы спроса на фармрынке. Причём минимумы в отношении доходов скорее всего будут фиксироваться как раз во второй половине года и оптовикам, ориентированным на розничный канал, этот период вряд ли сулит какие-то серьёзные прорывы в развитии. Реакция в рознице уже началась, по итогам 2-го квартала 2022 г. инфраструктура фармритейла сокращается впервые с 2020 г.
Инвестиции в профильную инфраструктуру со стороны оптовых компаний тоже не прекратились, даже несмотря на тот факт, что сотрудничество с рядом европейских поставщиков складского оборудования и ПО сейчас либо невозможно в принципе, либо существенно затруднено. Понятно, что этот аспект санкционного давления может иметь глобальные отсроченные последствия, так что ограничения естественным образом подтолкнули участников рынка к поиску альтернативных поставщиков в Китае и других регионах.
Инвестиционная активность, естественно, касалась не только профильных направлений, так «Р-Фарм», например, стал владельцем контрольного пакета акций ООО «Первый электронный рецепт», компания не только вполне комплементарна сфере e-com, в которой так же присутствуют интересы Алексея Репика, но и очевидно будет претендовать на более глобальную роль в ходе становления формата онлайн продажи Rx-препаратов ЛП, к которому российский рынок неизбежно придёт.
Остаётся актуальным так же фактор COVID-19, теоретически рост заболеваемости в условиях тотального падения коллективного иммунитета может привести для системы здравоохранения к очень неприятным последствиям, но пока есть надежды на достаточно мягкое прохождение пиковых показателей заболеваемости, ажиотаж со стороны потребителей здесь уже вряд ли возможен
В отношении госзакупок, тоже вся логика текущей активности на данном направлении позволяет предполагать, что показатели инвестиций, которые фиксировались в 2020—2021 гг. едва ли повторятся. Тем не менее некоторый подъём спроса осенью скорее всего случится, и, вполне возможно, он отчасти будет балансировать спад, вызванный сокращением доходов населения. От госгарантий в отношении других заболеваний государство не отказывается, к тому же чиновники стали активнее задействовать инструменты долгосрочных контрактов, своего рода это тоже стабилизирующий фактор, хотя и касается он всё ещё относительно узкого перечня препаратов и компаний-интересантов.