
Перспективы развития онлайн-канала на потребительском рынке сейчас уже никто не оспаривает, и даже классические FMCG ритейлеры (предоставляющие товары повседневного спроса) начинают развитие e-com направления. Есть примеры как органического развития, так и слияния и поглощения (M&A): так, в начале 2022 г. была закрыта сделка по покупке «Утконоса» сетью супермаркетов «Лента», а в октябре 2023 г. «Магнит» объявил о достижении соглашения по покупке площадки KazanExpress, на базе которой будет развиваться маркетплейс «Магнит-Маркет».
Сокращение доходности фармритейла сказывается на общем состоянии аптечной инфраструктуры, которая начиная с июня 2023 г. фактически деградирует. По состоянию на октябрь 2023 г. общее количество аптек в нашей стране всё ещё больше, чем на начало года, но речь идёт примерно о 220 объектах, притом что в 2022 г. каждый месяц открывалось порядка 350 точек.
На рынке практически полностью остановилась M&A активность: единственную более-менее крупную покупку осуществила «Аптечная сеть 36,6», поглотившая сети «Родник здоровья» и «Лекопторг». Однако это скорее исключение, и участники рынка мало заинтересованы в таких покупках. Например, после сворачивания работы сети «Аптека от склада» соответствующие локации уже занимают другие крупные сети. Поскольку идёт контролируемая ликвидация компании, речь идёт скорее всего о переуступке прав аренды, то есть локации достаются не бесплатно, однако этот вариант, вероятн