«Разрыв между ценой на препарат в референтных странах и ценой в РФ иногда доходил до десяти раз и понятно, что препараты начинали уходить с рынка, а механизма компенсации не существовало, — отметил чиновник. — Нами предлагались разные механизмы компенсации, постановление № 1771 (Об особенностях государственного регулирования предельных отпускных цен на ЛП, включенные в перечень ЖНВЛП) впервые ввело реальный механизм компенсации, состоящий из нескольких этапов. Мы рассмотрели порядка 30 заявлений и разрешили увеличить цену для 21 ЛП». Спикер также пояснил, что это были заявления от компаний о снижении объемов производства ЛП, но не из-за низкой цены, а из-за перехода на выпуск более современных версий этих препаратов.
В остальных случаях цены менялись в сторону понижения – в общей сложности были снижены цены на 8 тыс. препаратов.
«Снижение цен было неравномерным. Некоторые препараты подешевели в 10 раз, некоторые на 2-3%. Среднее значение составило 35%, — пояснил Т. Нижегородцев. — При этом сохраняется объем цен, которые не пересматриваются».
По оценкам ФАС, благодаря новой системе ценообразования эффективность здравоохранения выросла на 35 млрд рублей в 2020 году, что по оценкам некоторых экспертов составляет 2% фармрынка. По словам замглавы ведомства, на деловую активность это никак не повлияло. «Впервые за все время существования фармрынка у нас появилась сбалансированная, самонастраивающаяся система, ориентированная на поддержание цен на экономически обоснованном среднем европейском уровне» — резюмировал чиновник.
«35% экономии на общем рынке не выглядит катастрофой» – прокомментировал эту информацию генеральный директор «Аптечная сеть 36,6» Александр Кузин, вспомнив устрашающие прогнозы экспертов в начале ценовой реформы.