В отношении натурального объёма продаж наблюдается выраженный спад, в 2022 г. было реализовано 12,6 млн упаковок энтерального питания, в то время как в 2023 году этот показатель составил 12,4 млн (-2%). В первые два месяца 2024 году в рознице уже было реализовано 2,2 млн упаковок на 871,6 млн рублей, что заметно выше аналогичного периода 2023 как в рублях (+24%), так и в упаковках (+15%).
Рост рублевых показателей в 2023 году при снижении натуральных объясняется в первую очередь инфляционными процессами. Средняя цена за упаковку энтерального питания в 2022 году составляла 338 рублей, а к началу 2024 г. она достигла 386 рублей.
Другим важным трендом стал рост доли e-com. В 2022 г. на онлайн-торговлю приходилось около 20% продаж в рублевом и 15% в натуральном выражении. В 2023 г. доля увеличилась до 27% и 20% соответственно. По состоянию на февраль 2024 доля e-com в рублях достигла уже 31%. Стоит отметить, что основной причиной роста e-com, вероятно, является удобство для покупателя, так как в онлайн средняя цена за упаковку пока заметно опережает офлайн.
На начало 2024 года на рынке представлено 32 торговые марки от 8 производителей, с 2022 г. оба показателя выросли на одну позицию. Основная доля рынка в денежном и натуральном выражениях принадлежит зарубежным производителям, 88% рынка принадлежит компаниям «Данон», «Эбботт» и «Нестле». Несмотря на снижение их доли на 4%, по сравнению с 2022 г., вероятно в ближайшее время ситуация не изменится. Отечественные производители постепенно наращивают производство. В 2022 г. на российские компании приходилось 3,2% в рублях и 3,6% в упаковках. К началу 2024 показатели выросли до 4,7% и 5,8% соответственно.