Направления инвестиционных активностей для ритейла могут быть разными: от активизации процесса развития инфраструктуры и формирования новых ассоциативных форматов, до вопросов расширения ассортимента, разрешённого к продаже в рамках аптечного канала. По части развития базовой инфраструктуры российская фармрозница после летнего провала возобновила количественный рост: по состоянию на декабрь 2023 г. в России фактически осуществляли деятельность порядка 80,7 тыс. аптечных учреждений – на 2,6 тыс. точек больше, чем годом ранее. На первом месте по этому показателю находится «Апрель», компания расширила число аптечных учреждений на 2062 шт., второй результат из числа классических аптечных сетей у «Риглы» (+523 объекта).
Процесс борьбы за расширение ассортимента извне не выглядит интенсивным, но активности в этой сфере также проводятся. Осенью прошлого года с очередным предложением разрешить продажу ветеринарных препаратов в аптеках выступила «СоюзФарма». Общий объём продаж ветеринарных препаратов в ритейле в 2023 г. составил 35,3 млрд. руб., т.е. порядка 1,5% от общего объёма российской фармрозницы, а ассортимент препаратов, теоретически представляющих интерес для аптек, исчисляется 15-20 торговыми марками. Проблема состоит в потенциальном уроне сегменту ветеринарных аптек, обладающему специфической продуктовой матрицей. Другая инициатива, имеющая длительную историю, это развитие мобильных аптек. Госдума должна рассмотреть ее в весеннюю сессию. В этом же ряду можно обозначить инициативу о наделении правом продажи ЛП участковых больниц в регионах.
Фото: Shutterstoсk/FOTODOM