Контракты на поставку противоопухолевого препарата Нилотиниб на 29,1 млн рублей в Воронежской, Ростовской и Хабаровской областях заключила близкая к «Нативе» компания «Мамонт Фарм». Такая схема может начать пользоваться популярностью и у других производителей дженериков, полагают эксперты.
«Натива» получила регудостоверение на дженерик нилотиниб под названием Нилотиниб-натив в 2016 году. Год спустя Novartis, которой принадлежат права на оригинал Тасигна, добилась в арбитражном суде Московской области запрета на ввод в оборот дженерика до истечения срока действия патента на оригинал в 2023 году. Это был один из первых и наиболее громких патентных споров на фармрынке, решившийся в пользу иностранного патентообладателя.
«Мамонт Фарм» стала владельцем регудостоверения на Нилотиниб-натив в июне этого года. Тогда же «Мамонт Фарм» изменила название лекарства на Нилотиниб. Таким образом, запрещенный к выводу в гражданский оборот дженерик был произведен под другим торговым наименованием и выведен на российский рынок, возмущается президент Novartis в России Наталья Колерова. По ее словам, ряд региональных минздравов, разобравшись в ситуации, отказались от заключения госконтракта с «Мамонт Фарм», поскольку с юридической точки зрения препарат компании является контрафактным и его закупка запрещена законом. Но оспорить контракты в Воронежской, Ростовской и Хабаровской областях Novartis не удалось.
Ситуация ставит под сомнение всю систему защиты прав на интеллектуальную собственность как иностранных, так и российских компаний, подчеркивает Колерова.
Нынешняя схема «Нативы» и близкой к ней компании «Мамонт Фарм» — прецедент для фармрынка, игроки которого могут начать использовать ее повсеместно, считает советник юридической фирмы Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) Евгений Орешин. По его словам, чтобы пресечь действия «Мамонт Фарм», Novartis придется заново пытаться добиться введения запрета на ввод дженерика в оборот.