
Условием развития инновационной экономики является формирование национальной инновационной системы, которая должна:
- обеспечивать устойчивый экономический рост и конкурентоспособность страны за счет использования научно-технического потенциала;
- обладать самодостаточностью (опора на собственные ресурсы национальной экономики) и устойчивостью по отношению к воздействию внешней среды;
- выступать одним из механизмов выравнивания социально-экономического развития регионов;
- соответствовать мировым тенденциям развития, обладать способностью взаимодействия и интегрирования в инновационные системы более высокого уровня;
- формироваться на основе сбалансированного сочетания рыночных и государственных механизмов [1].
Понятие системы в данном случае означает, что технологичное развитие рассматривается не в виде цепочки причинно-следственных связей от НИОКР к инновациям и их дальнейшей реализации, а как процесс взаимодействия и обратных связей между совокупностью экономических, социальных, политических, организационных, институциональных и международных факторов. Результативность национальной инновационной системы предопределяется наличием развитой функциональной структуры, а также институтов посредничества между производителями и потребителями инноваций, последовательной инновационной политикой государства, эффективностью системы защиты прав интеллектуальной собственности, общедоступной и гибкой системой образования, развитием кооперации и сотрудничества между государством, бизнесом и наукой, разработкой механизмов регионального развития инноваций. При этом государство должно выступать в роли партнера, располагающего значительными ресурсами, организатора развития национального инновационного предпринимательства и регулятора институциональной основы инновационных взаимодействий.
Для оценки эффективности национальной инновационной системы
можно использовать следующие основные индикаторы:
- показатели достигнутого уровня научно-технического развития - средний возраст научного оборудования (лет); доля инновационно активных предприятий промышленности в их общем числе; уровень инновационной активности отраслей (отношение объема затрат на инновации к объему текущих и капитальных затрат предприятий отрасли); доля передовых производственных технологий (ППТ), использовавшихся менее 3 лет, в общем числе ППТ (%);
- качественные показатели развития рыночных институтов и законодательства, например уровень бюрократизации, число предприятий малого бизнеса в инновационной сфере и др.;
- образовательный уровень трудовых ресурсов - средний возраст исследователей, имеющих ученую степень (лет); степень восприимчивости персонала компании к новшествам;
- финансовые показатели - затраты на исследования и разработки (в % к ВВП), удельный вес затрат на инновации в общем объеме промышленной продукции (%), эффективность затрат на инновационную деятельность;
- показатели передачи и использования знаний - удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции (%); число патентных заявок на изобретения в расчете на 10 тыс. населения; соотношение числа патентных заявок, поданных национальными заявителями за рубежом и в стране; удельный вес страны в международной торговле технологиями (%); импортозависимость инновационной деятельности (отношение затрат на приобретение импортных технологий к затратам отрасли на инновации);
- количественные и качественные показатели экономического роста - продолжительность жизни, ВВП на душу населения, экологические показатели и др., уровень конкурентоспособности национальной экономики.
Обобщая оценки результативности инновационной системы России, произведенные в соответствии с различными методиками, эксперты приходят к выводу о довольно низкой эффективности отечественной национальной инновационной системы, прежде всего по таким направлениям, как государственное регулирование, неразвитость венчурного предпринимательства, высокие административные барьеры, слабая взаимосвязь науки и промышленного сектора и т.д.
Схема и структура национальной инновационной системы
Современную национальную инновационную систему можно представить как совокупность взаимодействующих элементов государственных и негосударственных секторов экономики (рис. 1).
Инновационная политика государства
На современном этапе государственная инновационная политика России заключается в формировании таких нормативно-правовых и экономических условий, которые стимулировали бы субъектов экономической деятельности к проведению исследований, разработок, НИОКР по созданию инновационной продукции и современных технологий, выпуску конкурентоспособных товаров и освоению новых производств [2]. Инновационная политика сводится к реализации следующих задач:
1. Создание законодательной базы, стимулирующей и поддерживающей инновации, к которой в первую очередь относятся законы об общих принципах организации инновационной деятельности и проведения исследований и разработок; о защите интеллектуальных прав на объекты научных исследований и разработок; о льготном налогообложении и налоговом стимулировании субъектов инновационной деятельности; о создании особых экономических зон и др.
2. Создание в России развитой и эффективной инновационной инфраструктуры, которой предусмотрено государственное финансирование фундаментальных и прикладных исследований стратегического значения; создание и поддержка технопарков, инновационных инкубаторов, центров трансферта технологий, инновационно-технологических центров, наукоградов, венчурных фондов и т.д.; подготовка специалистов по управлению инновационной деятельностью.
3. Прямое финансирование отдельных стратегических национальных программ НИОКР, в т.ч. с привлечением частного инвестиционного капитала.
В настоящее время в нашей стране созданы практически все используемые в мире инструменты инновационного развития, но они, по мнению экспертов, или неэффективно применяются, или не соответствуют реальным задачам технологической модернизации экономики (3). Некоторым переломным моментом в сложившейся ситуации стало создание Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России (Указ Президента РФ от 20 мая 2009 г. №579), основными задачами которой являются:
- рассмотрение вопросов, касающихся разработки государственной политики в области модернизации и технологического развития экономики России;
- координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, предпринимательского и экспертного сообществ в области модернизации и технологического развития экономики России;
- определение приоритетных направлений, форм и методов государственного регулирования в целях модернизации и технологического развития экономики России;
- координация деятельности по реализации проекта создания территориально обособленного комплекса для развития исследований и разработок и коммерциализации их результатов.
На девятом заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России в Томске в феврале 2010 г., где речь шла об объединении усилий государства и частного бизнеса на пути инновационного развития, Дмитрий Медведев отметил: «Я считаю, что долг всех крупных частных компаний, которые создавались в нашей стране в последние годы, внести свой серьезный вклад в формирование современной модели экономики России, ее экономический рост». Государство зарекомендовало себя надежным партнером для частного бизнеса, оказывая ему поддержку на различных этапах, в т.ч. и в период кризиса, когда компаниям предоставлялись и государственные гарантии, и налоговые отсрочки, реализовывались совместные социальные программы, увеличивались объемы государственных закупок. Все это помогло государственным структурам и частным корпорациям не утратить признаки конкурентоспособности [4].
Частным компаниям предлагается определиться с прорывными проектами по созданию профильных для их бизнеса технологий, которые должны быть направлены на создание принципиально нового продукта. На следующем этапе проекты и предлагаемые меры по их государственной поддержке должны пройти оперативную и максимально дебюрократизированную экспертизу, после чего готовые и согласованные проекты будут вынесены на обсуждение комиссии. Особого внимания в связи с реализацией таких проектов требует развитие системы инновационных кластеров в стране, - считает президент. Причем кластеры – это не просто конгломерат поставщиков комплектующих изделий, организация смежных производств, а технологические линии, которые выстроены вдоль всей технологической цепочки. В этом случае используются не только сугубо отраслевые связи, но и принципы инновационного лифта. В эту систему необходимо включить также научные и исследовательские организации.
В связи с модернизацией и технологическим развитием экономики России пристального внимания заслуживает вопрос развития рынка венчурного финансирования, который обсуждался на четырнадцатом заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России в Москве 27 июля 2010 г. В настоящее время инфраструктура и масштабы венчурного капитала для России явно недостаточны: действует 108 венчурных фондов, из которых 43 - активных с объемом капитала около 2 млрд. долларов [5].
Инновационное развитие страны сдерживается и отсутствием спроса на высокотехнологичную продукцию, причиной чему является нехватка экономической мотивации, свободных денег для внедрения инноваций в производство, да и простое нежелание заниматься сложным и рискованным бизнесом. Для изменения ситуации, по мнению Дмитрия Медведева, необходим переход государства к инновационной экономике и усложнение форм ведения бизнеса, нужны новые организационно-правовые формы, которые будут в большей степени подходить для решения этих задач; необходимо развивать саму систему экспертизы, целый набор сервисных услуг (юридические, информационные); расширить направления, которые финансирует Фонд содействия развитию малых форм предприятий, используя механизмы грантового и возвратного финансирования; привлекать не только иностранные инвестиции, но и развивать отечественный финансовый рынок, а также обеспечить непрерывность работы всех звеньев инновационной цепочки, координацию действий институтов развития.
Следует отметить, что в этом направлении уже сделаны определенные шаги: приняты законодательные решения, которые обеспечивают защиту инвесторов от банкротства финансовых организаций; введены меры налогового стимулирования научной, опытно-конструкторской и технико-внедренческой деятельности. Будет продолжена и работа по снижению регуляторной нагрузки на инвестиционные фонды, а также по созданию так называемого инновационного лифта для высокотехнологичных компаний.
В зоне пристального внимания остаются вопросы повышения эффективности работы институтов развития - ВЭБа, РОСНАНО, Ростехнологий, Российской венчурной компании и других, - по пяти приоритетным направлениям, обозначенным Дмитрием Медведевым и утвержденным Комиссией при Президенте России: энергоэффективность и энергосбережение, ядерные, космические, медицинские и стратегические информационные технологии. В каждом из пяти направлений, по мнению Помощника Президента и шерпа Аркадия Дворковича, есть такие ниши, где мы могли бы «задавать моду» [6]. Это прежде всего телекоммуникационный сектор, в т.ч. с использованием космических технологий. Уже сейчас по мобильным технологиям мы находимся на мировом уровне или очень близко к нему, это касается и телемедицины, соединения банковских и телекоммуникационных услуг, обеспечения безопасности людей и объектов с помощью новых технологий, в т.ч. с использованием «Глонасс». Не так много стран, в которых создают новые ядерные технологии, а в России способны создавать и оставаться лидерами в этой области, особенно при соединении ядерных технологий с другими сферами, например, в ядерной медицине. Есть прорывные идеи, которые могут оказать существенное влияние на весь сектор здравоохранения. Многие проекты находятся на стыке этих пяти направлений.
Весьма актуальным является вопрос о роли внешнеэкономической политики в модернизации страны, который обсуждался на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России в С.-Петербурге. В настоящее время перед Россией стоит двуединая задача: сформировать благоприятный инвестиционный климат и решать приоритетные задачи в сфере высоких технологий, работая адресно, т.е. точечно. В связи с этим необходимо определиться с перечнем стран – ключевых технологических партнеров, а также координировать действия по привлечению инвестиций, в т.ч. для создания в России R&D центров ведущих технологических компаний мира, и продвижению российской продукции и услуг на мировых рынках. Крайне важно, чтобы наши зарубежные партнеры, университеты активно развивали в России свою деятельность [7].
Следует создать конкурентоспособную систему финансирования заказчиков экспортируемых российских технологий, увеличить объемы льготного государственного кредитования российских экспортеров инновационной продукции, в т.ч. в рамках проектов по сооружению атомных станций за рубежом, проектов в сфере энергосбережения и энергоэффективности, а также продумать систему страхования экспортных кредитов и инвестиций.
Особого внимания заслуживает система таможенно-тарифного регулирования - один из основных инструментов балансировки внешнеэкономической деятельности. Повсеместно распространены избыточное регулирование, бюрократия, бессчетное количество нормативных актов, разрешений, лицензий, свидетельств о регистрации, технических требований. Понятно, что такое положение дел порождает только коррупцию. Неэффективная система таможенного администрирования просто не в состоянии справиться с задачами поддержки и стимулирования экспорта инноваций. Нуждаются в оптимизации и требования валютного и экспортного контроля при экспорте готовой продукции и комплектующих.
Пора реализовать на практике давно поставленные задачи по наращиванию импорта интеллектуальных возможностей из-за границы. Российские вузы и компании должны приглашать ученых и инженеров из-за рубежа для исследовательской работы. От результатов сотрудничества с зарубежными компаниями и университетами в значительной мере зависит и будущее нашей страны, и ее конкурентоспособность на международной арене.
Примером интернационального проекта можно назвать инновационный центр «Сколково». К нему уже готовы подключиться инвесторы и ученые и из России, и из США. Число желающих включиться в кооперацию по созданию первого в XXI веке российского иннограда растет день ото дня. Надо отметить, что в июле 2010 г. Госдума в первом чтении приняла законопроект о создании инновационного центра в подмосковном Сколково, который регулирует процесс работы нового центра, предусматривая создание и обеспечение функционирования всего комплекса для развития исследований и разработок, а также коммерциализацию их результатов. Сколково, согласно законопроекту, - это специально отведенная территория, на которой создаются особые условия для исследований и разработок по ряду направлений.
Среди этих направлений - энергоэффективность и энергосбережение, в т.ч. вопросы разработки инновационных энергетических технологий, ядерные технологии, космические технологии, прежде всего, в области телекоммуникаций и навигационных систем (включая создание наземной инфраструктуры), медицинские технологии (оборудование, лекарства), а также стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение.
По мнению Председателя комитета Госдумы по экономической политике Евгения Федорова, инновационный центр «Сколково» - это абсолютно новый вид бизнеса для России, когда прикладная наука ориентирована на рыночный заказ, при этом научные идеи и разработки продаются в виде прав на технологии. На примере «Сколково» будут отрабатываться экономические механизмы производства технологий и впоследствии распространяться для использования во всех научных центрах России, таким образом, они будут производить не услуги, а интеллектуальную собственность.
Рисунки - в прикрепленном файле