
В-третьих, оба вышеперечисленных фактора привели к увеличению количества пациентов, которым требуется заместительная почечная терапия (ЗПТ). Однако организационные и финансовые проблемы, связанные с ЗПТ, начали превышать возможности даже высокоразвитых стран.
Научно-практический семинар «Современные методы лечения хронической почечной недостаточности» с участием профессорского состава государственных медицинских институтов и врачей, прошедший 6 октября 2011 года в Москве на площадке Фонда «Мы вместе», показал, что нефрология как один из динамично развивающихся направлений медицины остро испытывает необходимость в кооперации ведущих российских научных коллективов, практических врачей и государства.
Главный нефролог Минздравсоцразвития РФ Евгений Шилов отметил, что благодаря совместным усилиям политиков и врачей в России эффективно работают 50 диализных центров.
«Специальность нефролога стала возрождаться только в последний год. Надо сказать спасибо политикам. Общественно-политический форум в Коломне, на котором был руководитель ЦИК Партии Андрей Воробьев, выступивший с представлением Фонда, стал началом. Без партийной поддержки наша деятельность была бы сложна. Профессиональное сообщество выражает серьезную благодарность партийным кругам за понимание. Власть взяла на себя решение острых социальных проблем, в частности, таким образом предприняты меры по предотвращению высокой смертности детей с почечной недостаточностью, а единственный путь спасти этих детей – создавать Центры. Диализный центр - это не только диализные аппараты, это водоочистка, определенная инфраструктура, диагностические лаборатории. Благодаря Фонду в России появилось 50 таких центров «под ключ».
Отмечу, что раньше в России нефрология не звучала в плане Министерства здравоохранения как самостоятельная специальность. Она относилась к компетенции главного терапевта Минздрава. Но в последние годы, когда мы начали в общественно-политическом формате заявлять, что это отдельная проблема, которую терапевты сами по себе решить не могут, и, наконец-то, возникло понимание важности этой проблемы. Была учреждена должность главного внештатного специалиста, а без этой должности создавать службу, создавать нормативно-правовую базу невозможно.
Сегодня, говоря о модернизации системы здравоохранения в целом, и о реформе нашей службы, сама идеология этого кажется ясной, четкой, понятной. Но вопрос в том, как из идеи сделать реально работающий механизм. В основе работы любой службы, любой специальности: кардиологической, нефрологической и так далее – лежит целая сеть нормативных актов. Центром правовой базы нашей службы является так называемый порядок оказания помощи.
Руководство Минздрава спешно расширяет список главных специалистов и идея работы в плане формирования службы – правильная. Но большое расстояние от идеи до реализации. Это начинает не состыковываться с другими сферами деятельности, существующими нормативными актами, с тем, как работают департаменты здравоохранения в том или ином регионе.
Сложность в нефрологии связана с тем, что многие лечебные мероприятия, в том числе диализная помощь вышла из разряда так называемых высокотехнологичных. Высокотехнологичная помощь – это обязанность федерального уровня. Если бы диализ остался в этом списке, то был бы общий проект, общее финансирование, общие закупки.
Эти проблемы ведут за собой следующие. Например, проблему с обучением и повышением квалификации. Круг вопросов, который мы должны по стандарту донести до специалиста, очень отстает от того, что есть в реальности. Кафедры уже преподают тот объем информации, который считают нужным, но это надо узаконить.
Надо пересматривать программы, стандарты, подготовки по специальности нефрология. Соответственно, расширять раздел болезни почек у детей, чтобы взрослые нефрологи были более искушенными в этих вопросах. Потому что сегодня взрослый нефролог порой не может работать с ребенком, он не знает специфики. Мы должны готовить новый образовательный стандарт.
Следующий вопрос – о необходимом количестве специалистов. Мало кафедр по обучению нефрологии. А у нас нет учебных порталов по нефрологии. Идеи Минздрава по развитию дополнительного дистанционного образования есть, но реализовать ее в силу малочисленности нашей профессии сложно.
При этом, потребность в нефрологах настолько велика в России, что нам их нужно в 4-5 раз больше, чем в США, где их достаточно много, только тогда нефрология в России сможет развиваться. Одна проблема ведет другую: неизвестно количество больных, неизвестна стоимость процедур, сколько нужно коек, сколько нужно врачей. Буквально только сейчас начинаем формировать статистическую базу, которая позволит поднять нефрологию на должный уровень. Тут задача сродни политической».