Г.Г. КРИВОБОРОДОВ, д.м.н., профессор, Е.И. ТУР, кафедра урологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова
О применении экстрактов различных растений для лечения нарушений акта мочеиспускания у мужчин с заболеваниями простаты впервые упоминается во времена Древнего Египта, а именно в XV в. до н.э. В настоящее время известно около 30 видов растений, экстракты которых используются в лечении симптомов нижних мочевыводящих путей (СНМП) у мужчин, имеющих доброкачественную гиперплазию простаты (ДГПЖ) и хроническое воспаление предстательной железы. В настоящее время опубликованы данные примерно 40 клинических исследований, подтверждающих эффективность растительных препаратов в отношении СНМП у мужчин.
Несмотря на длительную историю использования фитопрепаратов в лечении СНМП у мужчин, продолжается дискуссия о целесообразности их применения с точки зрения доказательной медицины. Систематически публикуются литературные обзоры, посвященные применению фитопрепаратов. Это говорит о высоком интересе к данной группе ЛС, как специалистов, так и пациентов.
В то же время, как следует из рекомендаций Европейской ассоциации урологов, сегодня трудно принять точное решение о роли фитотерапии в лечении СНМП [1]. Это связано с рядом обстоятельств. Так, на рынке представлено огромное количество фитопрепаратов, выпускаемых различными производителями, и нередко имеет место использование нескольких растительных ингредиентов и их различное дозирование в одном препарате, что значительно затрудняет анализ эффективности. Также необходимо указать на ограниченное количество клинических исследований в отношении влияния фитопрепаратов на СНМП у мужчин с ДГПЖ и хроническим простатитом, выполненных по правилам хорошей клинической практики. Исследования, которые могут быть оценены, свидетельствуют о том, что фитопрепараты не оказывают значимого влияния на размеры предстательной железы и скорость потока мочи, но нередко снижают средний балл IPSS, в ряде случаев не уступая в этом альфа-блокаторам. Хорошо известно, что не существует четкой корреляции между выраженностью СНМП и такими параметрами, как размеры ДГПЖ, скорость потока мочи и объем остаточной мочи [1]. Это наблюдение также подтверждают ряд исследований, касающихся применения альфа-блокаторов, холинолитиков и ингибиторов фосфодиэстеразы 5-го типа у мужчин с СНМП и ДГПЖ [2, 3]. Указанные средства в большей степени влияют на СНМП и порой не оказывают статистически значимого влияния на уродинамику нижних мочевыводящих путей и размеры простаты. В связи с этим вопрос о целесообразности применения фитопрепаратов в лечении СНМП у мужчин с ДГПЖ, а также хроническим простатитом не теряет своей актуальности. Необходимо также отметить тот факт, что согласно международным рекомендациям медикаментозная терапия является методом выбора в лечении СНМП у мужчин с ДГПЖ.
Известно, что в Италии фитопрепараты для лечения СНМП, обусловленных ДГПЖ, назначаются чаще, чем альфа-адреноблокаторы и ингибиторы 5-альфа-редуктазы. В Германии и Австрии растительные препараты являются терапией первой линии при легких СНМП у мужчин. В США экстракты лекарственных растений используются в качестве биологически активных добавок и не нуждаются в специальном врачебном назначении.
Многие пациенты с ДГПЖ отдают предпочтение именно лекарственным препаратам растительного происхождения. Во многом это объясняется опасениями больных развития побочных эффектов при применении альфа-адреноблокаторов и ингибиторов 5 альфа-редуктазы. Нельзя не принимать во внимание также то обстоятельство, что многие мужчины используют растительные препараты и указывают на их положительное влияние на СНМП. По этим причинам они выбирают данный вид ЛС для лечения СНМП.
По данным ряда исследований, проведенных in vitro, самыми важными составляющими фитотерапии при СНМП служат фитостеролы, ситостерол, жирные кислоты и пектины [4–6].
На сегодняшний день в России среди растительных экстрактов наибольшую популярность получили препараты на основе экстракта Serenoa repens. В связи с этим в нашей статье речь пойдет об одном хорошо известном представителе данной группы Простамоле Уно, каждая капсула которого содержит 320 мг экстракта плодов пальмы ползучей (Serenoa repens). Действие данного препарата является комплексным и включает в себя антиандрогенный, противовоспалительный и антипролиферативный эффекты. Последний реализуется за счет ингибирования различных факторов роста клеток. Тем не менее некоторые механизмы действия Serenoa repens еще не до конца изучены.
Антипролиферативный эффект Простамола Уно осуществляется путем ингибирования эпидермального и фибропластического факторов роста. Таким образом, молекулы препарата способствуют активации апоптоза клеток ДГПЖ, проводя к уменьшению объема аденоматозных узлов [7, 8].
Антиандрогенное действие препарата заключается в том, что он, во-первых, ингибирует выработку фермента 5-альфа-редуктазы I и II типов, тормозя превращение тестостерона в дигидротестостерон. А во-вторых, препятствует проникновению молекул дигидротестостерона к ядерным рецепторам клеток предстательной железы [9].
Местный противовоспалительный эффект Простамола Уно заключается в его способности связывать ферменты циклооксигеназу и липооксигеназу. Таким образом, препарат оказывает влияние на цикл арахидоновой кислоты, главного источника простагландинов и лейкотриенов в очаге воспаления [10, 11]. Также в литературе имеются данные и об ингибирующем влиянии эктсракта Serenoa repens на фосфолипазу А2, отвечающую за синтез арахидоновой кислоты. То есть препарат подавляет цикл арахидоновой кислоты на более высоком уровне.
В настоящее время известно, что гормон пролактин оказывает стимулирующее действие на гиперплазию клеток предстательной железы. Рядом экспериментальных исследований установлено, что препарат Простамол Уно, в отличие от игибиторов 5-альфа-редуктазы, препятствует образованию специфической протеинкиназы в клетках простаты, ограничивая тем самым влияние пролакатина в тканях предстательной железы [12].
Существует ряд клинических исследований, указывающих на хорошую эффективность экстракта Serenoa Repens на СНМП у мужчин с ДГПЖ. В одном из исследований оценивали результаты лечения 60 пациентов с ДГПЖ и страдающих СНМП. Больные были разделены на 3 группы: первая группа (n = 20) принимала экстракт Serenoa Repens 320 мг в сутки, вторая (n = 20) принимала тамсулозин 0,4 мг в сутки и третья (n = 20) – комбинацию препаратов. По окончании лечения оценивали общий балл шкалы IPSS и максимальную скорость потока мочи. В результате лечения во всех трех группах было отмечено примерно одинаковое достоверное улучшение СНМП (р > 0,05) и максимальной скорости потока мочи. Таким образом, авторы статьи сделали вывод о том, что экстракт Serenoa repens является эффективным и безопасным ЛС в лечении СНМП, обусловленных ДГПЖ, даже по сравнению со средствами стандартной медикаментозной терапии у данной категории больных [13].
Другой важной работой является исследование, данные которого опубликовали в 2011 г. Sinescu и соавт. В исследование были включены 120 пациентов с легкими и умеренными СНМП при ДГПЖ. При этом у всех больных максимальная скорость потока мочи не превышала 15 мл/сек, а объем остаточной мочи составлял не более 150 мл. Больные принимали Простамол Уно по 320 мг ежедневно на протяжении 12 мес. В результате выявлено достоверное улучшение среднего балла IPSS – на 5,5, качества жизни – на 1,8 баллов, максимальной скорости потока мочи – на 5,6 мл/сек. Международный индекс эректильной функции (IIEF) увеличился на 6,4 балла. Также отмечено уменьшение объема остаточной мочи и размеров предстательной железы. Таким образом, авторы работы пришли к выводу, что длительное лечение препаратом Простамол Уно является эффективным в отношении легких и средневыраженых СНМП при ДГПЖ. Кроме этого, они считают, что длительное использование препарата может быть благоприятным и в отношении эректильной функции, что продемонстрировано статистически значимым улучшением балла IIEF [14].
Что касается больных хроническим простатитом, то препарат Простамол Уно также показывает хорошую эффективность и безопасность у такой категории мужчин. Об этом могут свидетельствовать данные мультицентрового клинического исследования, опубликованные в 2012 г. 591 больному хроническим абактериальным простатитом назначали экстракт Serenoa repens на протяжении 6 мес. в дозировке 320 мг в сутки. По истечении указанного срока оценивали такие показатели, как средний балл шкалы хронического простатита (NIH-CPSI), IPSS, IIEF и средние значения максимальной скорости потока мочи. Оказалось, что прием препарата способствовал улучшению всех указанных параметров. Особое внимание обращает на себя тот факт, что экстракт Serenoa repens улучшает не только симптомы хронического простатита и эректильную функцию, но и положительно влияет на качество жизни у данной категории больных [15].
Другим интересным исследованием является работа, проведенная Stamatiou K. и Pierris N. в 2013 г. 28 больных хроническим простатитом принимали антибиотик группы фторхинолонов в дозировке 600 мг в сутки на протяжении 15 дней (первая группа). 28 больных второй группы также получали тот же антибиотик в течение 15 дней, но с последующим применением Serenoa repens 302 мг в сутки на протяжении 8 нед. По окончании лечения выяснилось, что такие показатели, как количество лейкоцитов в семенной жидкости и сексуальная функция, одинаково улучшились в обеих группах. В то же время отмечено, что болевой синдром у больных второй группы значительно уменьшился по сравнению с больными первой группы [16].
Таким образом, экстракт Serenoa repens (Простамол Уно) в суточной дозе 320 мг является эффективным и безопасным препаратом в лечении СНМП у больных ДГПЖ и хроническим простатитом. Он может являться как средством монотерапии в лечении легких и средних СНМП, так и применяться в комбинации с другими стандартными медикаментозными средствами для лечения данных заболеваний. Безусловно, необходимо проведение новых плацебо-контролируемых рандомизированных исследований в отношении пременения Простамола Уно, которые, возможно, могли бы усилить научную базу для применения данного фитопрепарата у мужчин с СНМП.
Литература
1. EAU BPH guidelines. Madersbacher S. et al. Eur Urol, 2004, 46: 547-554.
2. van Kerrebroeck P, Chapple C, Drogendijk T et al. Combination therapy with Solifenacin and Tamsulosin oral controlled absorption system in a single tablet for lower urinary tract symptoms in men: efficacy and safety results from the randomised controlled NEPTUNE trial. European Urology, 2013, 5230: 2-10.
3. Roehrborn CG, Siami P, Barkin J et al. The effects of combination therapy with dutasteride and tamsulosin on clinical outcomes in men with symptomatic benign prostatic hyperplasia: 4-year results from the CombAT study. Eur Urology, 2010, Jan, 57(1): 123-131.
4. Madersbacher S, Berger I, Ponholzer A et al. Plant extracts: sense or nonsense? Current Opin Urol, 2008, Jan, 18 (1): 16-20.
5. Levin RM, Das AK. A scientific basis for the therapeutic effects of Pygeum africanum and Serenoa repens. Urol Res, 2000, Jun, 28 (3): 201-9.
6. Buck AC. Is there a scientific basis for the therapeutic effects of serenoa repens in benign prostatic hyperplasia? Mechanisms of action. J Urol, 2004, Nov, 172 (5) Pt1: 1792-9.
7. Vacherot F, Azzouz M, Gil-Diez-De-Medina S et al. Induction of apoptosis and inhibition of cell proliferation by the lipido-sterolic extract of Serenoa repens in benign prostatia hyperplasia. Prostatae, 2000, (45): 259.
8. Di Silverio F, monti S, Sciarra A. Effects of long-term treatment with Serenoa repens on the concentration and regional distribution of androgens and epidermal growth factor in benign prostatic hyperplasia. Prostate, 1998 (37): 77-83.
9. Sultan C, Terazza A, Devillier C, Carilla E et al. Inhibition of androgen metabolism and binding by liposterolic extract of Serenoa repens in human foreskin fibroblasts. J Steroid Biochem, 1984 (20): 515.
10. Breu W, Hagenlocher M, Redl K et al. Anti-inflamatory activity of sabal fruit extracts prepared with supercritical carbon dioxide. In vitro antagonist of cyclooxyganase and 5-lipooxygenase metabolism. Arzneimitterlforschung, 1992 (42): 547-551.
11. Tarayre JP, Delhon A, Lauressergues H et al. Anti-edematous action of a hexane extract of the stone fruit of Serenoa repens Bartr. Ann Pharm Fr, 1983 (41): 559-570.
12. Van Coppenolle F, Le Bourhis X, Carpentier F et al. Pharmacological effects of the lipidosterolic extract of Serenoa repens (Permixon) on rat prostate hyperplasia induced by hyperprolactinemia: comparison with finasteride. Prostate, 2000, Apr, 1, 43 (1):49-58. (Stamatiou K., Pierris N. Serenoa repens extract additionally to quinolones in the treatment of chronic bacterial prostatitis. The preliminary results of a long term observational study. Arch ital. Urol Androl., 2013, Dec, 31, 85(4): 190-6.
13. Hizli F, Ugur MC. A prospective study of the efficacy of Serenoa repens, tamsulosin and Serenoa repens plus tamsulosin treatment for patients with benign prostate hyperplasia. Int Urol Nephrol., 2007, 39 (3): 879-86.
14. Sinescu I, Geavlete P, Multescu R et al. Long-term efficacy of Serenoa repens treatment in patients with mild and moderate symptomatic benign prostatic hyperplasia.
15. Giulianelli R, Pecoraro S, Sepe G et al. Multicentral study on the efficacy and tolerability of an extract of Serenoa repens in patients with chronic benign prostate conditions associated with inflammation. Arch Ital Urol Androl., 2012, Jun, 84 (2): 94-8.
16. Stamatiou K, Pierris N. Serenoa repens extract additionally to quinolones in the treatment of chronic bacterial prostatitis. The preliminary results of a long term observational study. Arch Ital. Urol Androl., 2013, Dec, 31, 85(4): 190-6.
Источник: Медицинский совет, № 19, 2014