В статье приведены результаты изучения правового обеспечения пациента с бронхиальной астмой в амбулаторно-поликлинических условиях. Было выявлено недостаточное соблюдение основных прав пациентов, связанных с высокой интенсивностью работы, загруженностью врачей общей практики и участковых терапевтов на приеме и при обслуживании пациента на дому, отсутствием единых подходов и требований к реализации прав пациента.
Введение
Бронхиальная астма (БА) принадлежит к числу распространенных аллергических болезней. За последние годы во всем мире, в т.ч. и в России, отмечается тенденция к увеличению заболеваемости БА и ее более тяжелому течению. Ведущей структурной единицей медико-санитарной помощи населению являются амбулаторно-поликлинические учреждения, решающие основной объем задач как по реализации профилактической помощи, так и по оказанию диагностической и лечебной помощи пациентам БА в амбулаторных условиях [2, 5].
Одним из необходимых условий надлежащего оказания медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических условиях является полноценная реализация основных прав пациентов. В поликлиниках правовое обеспечение пациента БА имеет ряд особенностей, связанных с высокой интенсивностью работы, загруженностью врачей общей практики, участковых терапевтов и педиатров на приеме и при обслуживании пациента на дому, отсутствием единых подходов и требований к реализации прав пациента на данном этапе медицинского обслуживания. Это приводит к тому, что зачастую в поликлиниках не уделяется должного внимания вопросам обеспечения прав пациентов БА [1–4, 6].
Цель исследования: изучение состояния правового обеспечения больных БА в условиях городской поликлиники.
Материалы и методы
В исследовании использовалось анкетирование и интервьюирование 45 врачей общей практики (ВОП) и 60 пациентов БА, получающих медицинскую помощь в амбулаторно-поликлинических условиях г. Ставрополя. Анкеты для ВОП и пациентов БА включали в себя по 30 вопросов, позволяющих оценить обеспечение медико-правовых гарантий и полноту их реализации.
Результаты
В нашем исследовании установлены достаточно четкие различия в оценках изучаемых показателей, свидетельствующие о том, что ВОП в основном указывали на высокую степень обеспечения правовых гарантий, в то время как сами пациенты БА нередко отмечали явно недостаточный уровень их соблюдения.
Сравнение результатов опроса о соблюдении права пациента на гуманное и уважительное отношение со стороны медицинского работника позволило выявить, что пациенты оценили его уровень как низкий. Пациенты указывали на преобладание формального и нередко равнодушного подхода к ним, как правило связанного с дефицитом времени и большой загруженностью врачей. Большинство ВОП считали, что они соблюдают данное право и что проблемы обусловлены преимущественно провоцирующим поведением самих пациентов (грубость и завышенные требования).
При анализе данных о соблюдении права на информацию о состоянии здоровья пациентов БА нами было выявлено, что обе группы респондентов отмечали его высокую значимость для оптимизации терапевтического взаимодействия врача и пациента. Среди врачей подавляющее большинство указали на предоставление сведений медицинского характера пациентам (92,9%) при наличии просьбы об этом. Опрошенные граждане также свидетельствуют о том, что врач не отказывал в информировании о состоянии их здоровья и заболевании (68,8%).
Наиболее неблагоприятные тенденции выявлены при изучении соблюдения данного права в части информирования пациентов о результатах диагностических исследований. Так, большинство врачей отметили, что всегда знакомят пациентов с данными лабораторно-инструментальных исследований и поясняют, о чем они свидетельствуют. Хотя 1/2 часть пациентов БА утверждали, что врачи предоставляют возможность узнать результаты исследований и только 1/3 часть получали соответствующие разъяснения.
Как правило, объем профилактических, диагностических и лечебных мероприятий для конкретного пациента определяет лечащий врач. Как свидетельствуют данные нашего исследования, врачам в условиях поликлиники не так часто приходится сталкиваться с необходимостью реализовывать право пациента БА на консультации узких специалистов (пульмонолога и аллерголога). Пациенты (22%) указывали на случаи отказа в направлении на консультацию, врачи отмечали их несколько чаще (35,1%).
Необходимо отметить явно неблагоприятные для медицинских работников характеристики отношения пациентов к проблеме реализации права на врачебную тайну. Это связано с тем, что 1/4 часть проанкетированных пациентов уверены, что врачам свойственно несоблюдение конфиденциальности информации о пациенте при обращении за медицинской помощью в поликлинику. Во многом это подтверждается мнением и самих ВОП, т.к. 1/3 часть респондентов данной группы считали характерным для медицинской среды несоблюдение врачебной тайны.
К сожалению, далеко не всегда воплощается в практической деятельности врача право пациента на согласие на медицинское вмешательство. Подавляющее большинство врачей (95,7%) отмечали факт получения согласия на медицинское вмешательство во всех случаях оказания помощи обратившемуся к ним пациенту. Однако 1/4 часть респондентов-пациентов БА отметили, что нередко встречались с оказанием им помощи без учета согласия. Наиболее часто это наблюдалось при проведении консервативной терапии и диагностических процедур.
При анализе обеспечения права пациента БА на отказ от медицинского вмешательства были получены следующие данные. Полнота реализации данного права определяется прежде всего правильным оформлением отказа и информированием пациента о возможных послед¬ствиях подобного волеизъявления. Среди врачей подавляющее большинство (90,2%) утверждали, что всегда оформляют отказ в амбулаторной карте пациента. Однако только 1/2 часть больных БА подтверждали наличие подобного подхода врачей поликлиники.
Выводы
Изучение мнения ВОП и пациентов БА в нашем исследовании позволило установить, что в амбулаторно-поликлинических условиях весьма распространенным является недостаточное соблюдение основных прав пациентов.
Для достижения высокого уровня их реализации необходимо усилить правовую, деонтологическую, психологическую подготовку врачей, внедрить организационные технологии и плановый контроль за реализацией прав пациентов, а также повысить правовое просвещения самих пациентов.
Литература
1. Блинова А.С, Почивалов А.В. Диагностика бронхиальной астмы в условиях поликлиники. 13 кн.: Сборник трудов 13-го Национального конгресса по болезням органов дыхания. М., 2003. – С. 16.
2. Бронхиальная астма и хроническая обструктивная болезнь легких / под ред. И.В. Лещенко. – М., 2010. – 192 с.
3. Дудов А.С., Нестеренко Ю.М., Шишов М.А. Пациент: права, обязанности, ответственность. – Ростов н/Д, 2007. – 270 с.
4. Лопатенков Г.Я. Права пациента. Практические рекомендации. – С.-Петербург, 2005. – 159 с.
5. Медицинское право / под ред. Ю.Д. Сергеева. – М., 2008. – 777 с.
6. Пульмонология: нац. рук-во / под ред. А.Г. Чучалина. – М., 2009. – 960 с.