Аудиометрия: виды, показания к проведению, порядок процедуры

Информация только для специалистов в сфере медицины, фармации и здравоохранения!
 1116

Аудиометрия: виды, показания к проведению, порядок процедуры

Содержание

  1. Основные показания к аудиометрии
  2. Как проводится аудиометрия?
  3. Виды аудиометрии
  4. Особенности аудиометрии у детей
  5. Список литературы

Аудиометрия («измерение слуха») – комплекс исследований, который проводится при подозрении или при наличии симптомов потери слуха у детей и взрослых. При этом зачастую пациенты понимают под аудиометрией очень конкретную, одну-единственную процедуру – аудиограмму с использованием специального аппарата, аудиометра. Между тем, этим термином обозначают общий диагностический подход к проблеме, который включает в себя несколько методик – как аппаратных, так и нет.

Основные показания к аудиометрии

Аудиометрия назначается при любой потеря слуха или подозрения на неё. Потерю слуха можно разделить на три типа:

  • Нейросенсорная, затрагивающая внутреннее ухо, улитку или слуховой нерв.
  • Кондуктивная, связанная с любой причиной, которая каким-то образом ограничивает проникновение внешнего звука во внутреннее ухо. Примеры включают серную закупорку, жидкость среднего уха или фиксацию цепи слуховых косточек (отсутствие движения мелких костей среднего уха).
  • Смешанная потеря слуха, представляющая собой сочетание кондуктивной и нейросенсорной тугоухости.

Ряд аномалий может привести к потере слуха каждого типа. Полезно начать оценку с классификации потери как нейросенсорной или кондуктивной, так как это помогает сфокусировать оставшуюся часть оценки пациента. Кондуктивная тугоухость обычно связана с аномалиями наружного или среднего уха; Нейросенсорная тугоухость связана с патологией внутреннего уха.

Любой пациент, жалующийся на потерю слуха, должен собрать полный слуховой анамнез и пройти обследование. Важные вопросы истории включают:

  • Каковы были начало и прогрессирование потери слуха?
  • Насколько хорошо пациент может понимать произносимые слова?
  • Проблема в основном связана с фоновым шумом (например, в ресторанах, на вечеринках) или она так же серьезна в тихой обстановке?
  • Есть ли боль или выделения из уха, связанные с потерей слуха?
  • Есть ли в анамнезе серьезные травмы, включая шумовую и баротравму?
  • Есть ли в анамнезе серьезные инфекции?
  • Имеются ли в анамнезе операции на ухе?
  • Имеются ли сопутствующие шум в ушах, головокружение или нарушение равновесия?
  • Есть ли в семье случаи потери слуха? Существует ряд врожденных и наследственных причин потери слуха; пресбиакузис также может передаваться по наследству.
  • Какие лекарства принимаются?
  • Возникают ли головные боли или нарушения зрения до, во время или после эпизодов потери слуха?
  • Какие лекарства, в том числе отпускаемые без рецепта, принимает пациент?
  • История других заболеваний, таких как диабет, курение, ишемическая болезнь сердца, аутоиммунные заболевания.

Пациенты с внезапной потерей слуха нуждаются в срочном направлении, поскольку успех лечения зависит от раннего начала лечения.

Как проводится аудиометрия?

Как проводится аудиометрия?

Обследование некоторых пациентов будет включать только простые тесты, которые можно выполнить в кабинете первичной медико-санитарной помощи. Однако многим пациентам потребуется официальное аудиологическое тестирование или другие специализированные тесты, которые проводятся аудиологами, которые относятся к ЛОР-специалистам.

Аудиометрия во врачебном кабинете. Существует множество методов проверки слуха в офисе. К ним относятся тест на шепот, тональный отоскоп, опросники и камертоны.

Систематический обзор теста на шёпотную речь показал, что в четырех исследованиях у взрослых чувствительность к нарушениям слуха составляла от 90 до 100 процентов, а специфичность — от 70 до 87 процентов. Чтобы выполнить голосовой тест шепотом, встаньте на расстоянии вытянутой руки позади пациента (чтобы предотвратить чтение по губам) и замаскируйте слух на одно ухо, закупорив слуховой проход и потирая козелок круговыми движениями. Шепните короткую последовательность букв и цифр («чашка чая», «шестьдесят шесть») и попросите пациента повторить их. Аналогичным образом проверьте другое ухо.

В дополнение к шепотному голосовому тесту часто используются тональные отоскопы и/или опросники. В рандомизированном исследовании стратегий скрининга с участием 2305 ветеранов (средний возраст 61 год) меньшее количество пациентов, обследованных с помощью излучающего тон отоскопа, оказались положительными (19 процентов по сравнению с 59 и 64 процентами пациентов, обследованных с помощью вопросника и двойного скрининга [анкета и отоскоп], соответственно). Использование слуховых аппаратов через год после скрининга составило 6 % в группе с тональным отоскопом по сравнению с 4 и 7 % в группах анкетирования и двойного скрининга соответственно. Скрининг с помощью тон-излучающего отоскопа был наиболее эффективным методом скрининга, так как опросник приводил к ненужным аудиологическим оценкам с небольшой дополнительной пользой с точки зрения обнаружения потери слуха.

Состояние слуха можно дополнительно оценить с помощью камертона. Пациенты, которые не слышат камертон с частотой 256 Гц, но могут слышать камертон с частотой 512 Гц, имеют потерю слуха примерно на 10–15 дБ; пациенты, которые не слышат камертон на частоте 512 Гц, имеют приблизительную потерю не менее 20–30 дБ. Нормально слышащее ухо должно иметь воздушную проводимость (звуковые волны, доходящие до барабанной перепонки и преобразовывающиеся в звук во внутреннем ухе), более громкую, чем костная проводимость (звук передается через вибрацию черепа в улитку). Тесты Вебера и Ринне исследуют относительную адекватность воздушной и костной проводимости звука.

Тест Вебера с камертоном проводится путем прижатия ручки камертона к переносице, носу или зубам и вопроса пациенту, какой звук громче в одном ухе или в другом. Звук слышен одинаково в обоих ушах у пациентов с нормальным слухом или симметричной тугоухостью.

Тест Ринне позволяет сравнить звук, когда камертон помещается на сосцевидный отросток за ухом (костная проводимость), и когда камертон держат возле уха (воздушная проводимость). Аномальный результат возникает, когда звук, по крайней мере, одинаково громкий или громче, когда вилку помещают на кость, по сравнению с тем, когда ее держат рядом с ухом (костная> воздушная проводимость). Проба Ринне считается нормальной, когда вибрирующая вилка, расположенная возле уха, громче, чем при размещении на сосцевидном отростке (воздушно-костная проводимость).

Один из методов проведения теста Ринне заключается в том, чтобы прижать ручку камертона к сосцевидному отростку и попросить пациента сказать исследователю, когда звук перестанет быть слышимым. В этот момент вибрирующий конец камертона помещается рядом с наружным слуховым проходом. Если больной снова слышит камертон, проба Ринне в норме.

Интерпретация тестов Вебера и Ринне. Их результаты могут помочь отличить кондуктивную тугоухость от нейросенсорной:

У пациентов, жалующихся на одностороннее снижение слуха, тест Вебера предполагает сенсоневральную тугоухость, если звук латерализован (громче) в «хорошую» сторону; кондуктивная тугоухость подозревается, если звук латерализован в «плохую» сторону.

Аномальная проба Ринне с костно-воздушной проводимостью согласуется с потерей проводимости, особенно если проба Вебера также латерализована в эту сторону.

Когда тест Вебера латерализируется на ухо, в котором Ринне в норме, следует выполнить тест Ринне на противоположном ухе. Нормальная проба Ринне в контралатеральном ухе свидетельствует о сенсоневральной тугоухости в этом контралатеральном ухе. В этой ситуации показана аудиограмма.

В некоторых случаях тест Вебера может быть ненадежным. В одном исследовании 250 пациентов с внезапной нейросенсорной тугоухостью (ВНСТ), подтвержденной аудиометрией, тест Вебера правильно определил нейросенсорную тугоухость в пораженном ухе в 78% случаев; тест Вебера не дал латерализации в 21% случаев (слышно среднюю линию или вообще не слышно) и неправильно латерализован всего в 1% случаев. Эти результаты свидетельствуют о том, что в условиях внезапной потери слуха требуется дальнейшая оценка ВНСТ, если тест Вебера не латерализирует. 

Кондуктивная тугоухость с одной стороны свидетельствует о заболевании наружного или среднего уха.

Постепенная сенсоневральная тугоухость с одной стороны предполагает заболевание внутреннего уха, такое как болезнь Меньера или вестибулярную шванному (акустическая неврома). При подтверждении с помощью аудиометрии пациенту с прогрессирующей асимметричной сенсоневральной тугоухостью, явно не связанной с болезнью Меньера, следует провести МРТ или КТ задней черепной ямки и внутреннего слухового прохода.

Виды аудиометрии

Виды аудиометрии

Пациенты без очевидной этиологии потери слуха (например, при наружном отите или серной пробке) должны пройти формальное аудиологическое обследование. Официальная аудиологическая оценка проводится аудиологом в звукоизолированной среде. Эта оценка дает очень точную и подробную информацию о слуховых способностях пациента. Формальная аудиограмма с тимпанограммой и проверкой места поражения дает окончательную информацию. Каждое аудиологическое обследование должно состоять из ряда аудиометрических исследований.

Тестирование чистого тона, воздушной и костной проводимости, также известное как аудиограмма. Пациент находится в звуконепроницаемой кабине, а аудиолог оценивает чувствительность или способность слышать стимулы чистого тона на частотах 250, 500, 1000, 2000, 4000 и 8000 Гц. Порог для каждого стимула определяется путем нахождения уровня дБ, при котором пациент может обнаружить тон в 50% случаев.

Слух проверяют как по воздушной, так и по костной проводимости. Воздушная проводимость проверяет способность слышать в наушники через нормальный механизм слуха: звук через наружный слуховой проход, через барабанную перепонку и через систему среднего уха. Костную проводимость проверяют с помощью костного осциллятора. Осциллятор помещается на любой сосцевидный отросток и удерживается на месте, стимулируя шум, поступающий в череп и минуя среднее ухо, приводя в движение жидкость и улитку непосредственно вибрацией кости.

Измерение и сравнение воздушной и костной проводимости может помочь в определении этиологии потери слуха. Любая разница между порогами воздушной и костной проводимости называется воздушно-костным зазором; разрыв соответствует кондуктивной тугоухости. Кроме того, конкретный паттерн костной проводимости может предоставить дополнительную информацию об этиологии потери слуха. Например, при отосклерозе может наблюдаться насечка приблизительно на частоте 2000 Гц («зазубрина Кархарта»), которая представляет собой частичное закрытие костно-воздушной щели на этой частоте].

Речевая аудиометрия обычно состоит из двух частей: порога восприятия речи (SRT) и оценки распознавания слов.

  • SRT — это самый мягкий уровень, на котором пациент может правильно повторить 50 процентов представленных спонди-слов. Спонди-слова — это двухсложные слова, в которых ударение падает на каждый слог, например, «самолет», «кресло» или «блин». SRT записывается в децибелах и служит для перекрестной проверки порогов воздушной проводимости чистого тона. SRT обычно равен средней воздушной проводимости чистого тона, ± 6 дБ. Среднее значение чистого тона — это средний показатель в децибелах на частотах 500, 1000 и 2000 Гц.

  • Оценка различения слов — это процент фонетически сбалансированных слов, которые пациент может правильно повторить при заданном уровне ощущений. Обычно тестирование проводится на 40 дБ выше SRT пациента. Эта оценка дискриминации служит двум целям: она может установить прогноз для использования слухового аппарата и помогает определить место поражения. Плохая оценка различения обычно указывает на значительную нервную дегенерацию; эти люди не могут быть хорошими кандидатами на слуховые аппараты, поскольку аппарат будет усиливать звук, но может не позволить пациенту понять, о чем идет речь.

Импедансная аудиометрия

Импедансная аудиометрия проводится в два этапа: тимпанометрия и тестирование стапедиального рефлекса.

Тимпанометрия представляет собой «печатную» версию пневмоскопии. Это объективная мера изменений акустического импеданса системы среднего уха в ответ на изменения атмосферного давления. По мере увеличения давления во время пневмоскопии барабанная перепонка смещается медиально; при отрицательном давлении барабанная перепонка выпячивается в стороны. Определяют точку максимального податливости среднего уха; это указывает на текущее состояние давления воздуха в среднем ухе.

Можно увидеть пять типов тимпанограмм:

  • Тип А – нормальное давление в среднем ухе
  • Тип B – небольшая подвижность или отсутствие подвижности, что свидетельствует о наличии жидкости за барабанной перепонкой.
  • Тип C – отрицательное давление в среднем ухе, что свидетельствует о втянутой барабанной перепонке.
  • Тип AS — очень жесткая система среднего уха, которая может быть связана с мирингосклерозом или отосклерозом.
  • Тип AD – барабанная перепонка с высокой податливостью, обычно наблюдаемый при разрывах цепи косточек.

Тестирование слуховой реакции ствола мозга (ABR) обычно проводится у младенцев для оценки слуха, но также может проводиться для оценки слуха у взрослых, которые либо не могут сочетаться с традиционным тестом слуха, либо могут иметь функциональный компонент, либо обнаруживать одностороннее нейросенсорное потеря слуха и когда необходима дополнительная оценка вместо МРТ для оценки центральной патологии.

Акустический стапедиальный рефлекс представляет собой вызванное звуком сокращение стременной мышцы. Это опосредовано нейронной сетью с афферентным входом от слухового нерва и эфферентным выходом к лицевому нерву. Центральная часть рефлекторного пути состоит из нескольких центров в головном мозге. Тест акустического стапедиального рефлекса оценивает наличие или отсутствие ипсилатерального и контралатерального сокращения стремечка со звуковой стимуляцией каждого уха. В норме звуковая стимуляция с одной стороны вызывает сокращение стремечка как на ипсилатеральной, так и на контралатеральной стороне.

Тестирование акустического стапедиального рефлекса может использоваться для дифференциации различных типов потери слуха, особенно ретрокохлеарной потери слуха (т. е. из-за аномалий восьмого черепного нерва, таких как вестибулярная шваннома [также называемая акустической невриномой]).

Другие исследования.

Другие исследования.  Известно, что различные метаболические нарушения вызывают нейросенсорную тугоухость или связаны с ней. Таким образом, оценка необъяснимой нейросенсорной тугоухости должна включать полную лабораторную оценку, включающую следующее:

  • Измерение глюкозы в крови; заболевание мелких сосудов в результате диабетической васкулопатии может вызвать кохлеарную ишемию.
  • Общий анализ крови с дифференциалом; анемия или дискразия лейкоцитов могут привести к сенсоневральной тугоухости по неизвестному механизму, который может включать снижение оксигенации, микрозакупорку сосудов или инфекцию.
  • Тиреотропный гормон для исключения гипер- или гипотиреоза.
  • Серологический тест на сифилис.
  • Серологические тесты на синдром Шегрена (ANA, RF, анти-Ro и анти-La) у пациентов с сухостью глаз или сухостью во рту. 

Пациентам с необъяснимой кондуктивной тугоухостью следует провести компьютерную томографию височной кости.

Пациентам с односторонней, флуктуирующей или необъяснимой асимметричной сенсоневральной тугоухостью следует провести МРТ с гадолинием.

Пациенты с потерей слуха, отличной от пресбиакузиса (старческая потеря слуха), должны быть осмотрены ЛОРом.

Пациенты, у которых потеря слуха не улучшается с помощью традиционных слуховых аппаратов, должны пройти обследование в центре, который устанавливает различные типы слуховых имплантатов (например, кохлеарные имплантаты, имплантаты Baha или имплантаты среднего уха различных типов).

Особенности аудиометрии у детей

Особенности аудиометрии у детей

Скрининг слуха после периода новорожденности необходим для выявления детей с потерей слуха, которая является приобретенной (например, в результате менингита, травмы, воздействия шума), прогрессирующей (например, вторичной по отношению к некоторым нейродегенеративным синдромам), имеет отсроченное начало (например, внутриутробное инфицирование цитомегаловирусом), или не был обнаружен при скрининге слуха новорожденных (например, некоторые формы генетической несиндромальной тугоухости). Потеря слуха не менее чем на 16 децибел в низкочастотном или высокочастотном диапазоне происходит примерно у 15% детей в возрасте от 6 до 19 лет.

Время проведения скрининга. Хотя большинство детей с нарушениями слуха выявляются до того, как они пойдут в школу, некоторые случаи упускаются из виду. Дети с выявленными факторами риска потери слуха (перечисленными ниже) должны пройти по крайней мере одно диагностическое аудиологическое обследование в возрасте от 24 до 30 месяцев и постоянные оценки слуха, соответствующие их развитию. Рекомендуется аудиологический скрининг для всех детей в возрасте 4, 5, 6, 8 и 10 лет. Для детей и подростков старше 10 лет предлагают аудиометрический скрининг, который включает частоты 6000 и 8000 герц (Гц) один раз в возрасте от 11 до 14 лет, один раз в возрасте от 15 до 17 лет и один раз в возрасте от 18 до 21 года.. Эти предложения придают большое значение потенциалу улучшения результатов при раннем выявлении и вмешательстве (по сравнению с затратами, неудобствами и потерянным временем, необходимыми для наблюдения за потенциально ложноположительным результатом).

Оценка риска нарушения слуха состоит из мониторинга слуховых навыков, наблюдения за развитием и оценки беспокойства родителей. Дополнительные факторы риска, связанные с повышенным риском постоянной врожденной, отсроченной или прогрессирующей потери слуха в детстве, включают:

  • Опасения лиц, осуществляющих уход, относительно слуха, речи, языка или задержки развития
  • Семейный анамнез постоянной потери слуха в детстве (однако, поскольку наследственная потеря слуха часто имеет аутосомно-рецессивный тип наследования, многие дети с наследственной потерей слуха не имеют пораженных родственников)
  • Пребывание в отделении интенсивной терапии новорожденных ≥5 дней
  • Пребывание новорожденных в отделении интенсивной терапии (независимо от продолжительности), требующее экстракорпоральной мембранной оксигенации, вспомогательной вентиляции, обменного переливания крови при гипербилирубинемии или воздействия ототоксических препаратов или петлевых диуретиков.
  • Врожденные инфекции или инфекции центральной нервной системы
  • Хронический или рецидивирующий средний отит с выпотом
  • Воздействие ототоксических препаратов, включая химиотерапию.
  • Травма головы (особенно переломы основания черепа и височной кости)
  • Синдромы, связанные с потерей слуха
  • Нейродегенеративные расстройства
  • Врожденные деформации головы и шеи (например, аномалии ушной раковины или височной кости, слухового прохода, ушных бирок, ушных ямок)
  • Состояния, влияющие на функцию евстахиевой трубы (например, гипертрофия аденоидов, расщелина неба)
  • Воздействие громких шумов, которые могут возникать при использовании персональных слуховых аппаратов, особенно если воздействие происходит в течение длительного периода времени и при высокой громкости

Контрольные вопросы. У детей старшего возраста и подростков следующие вопросы могут помочь выявить проблемы со слухом:

  • Есть ли у вас проблемы со слухом при общении по телефону?
  • Испытываете ли вы трудности с тем, чтобы следить за разговором, когда два или более человека говорят одновременно?
  • Не жалуются ли другие на то, что вы слишком громко включаете телевизор?
  • Приходится ли вам напрягаться, чтобы понять разговор?
  • Есть ли у вас проблемы со слухом в шумном фоне?
  • Замечаете ли вы, что просите других людей повторить себя?
  • Многие ли люди, с которыми вы разговариваете, бормочут (или говорят неразборчиво)?
  • Вы неправильно понимаете, что говорят другие, и реагируете неадекватно?
  • Есть ли у вас проблемы с пониманием речи женщин и детей?
  • Раздражают ли вас люди, потому что вы неправильно понимаете то, что они говорят?

Методы скрининга. Скрининг можно проводить в кабинете с помощью аудиометрии чистого тона, тестирования ОАЭ или тимпанометрии. Чистотональная аудиометрия и ОАЭ могут быть выполнены в тихой комнате, хотя это менее чувствительно, чем при проведении тестирования в дорогой звуконепроницаемой среде, и, следовательно, может не выявить легкой потери слуха (<30 дБ). Любой пациент с отклонениями от нормы офисной аудиометрии должен быть направлен на официальное аудиологическое обследование, как и все дети с риском потери слуха. Аномальные результаты следует объяснить родителям, а в медицинской карте ребенка следует отметить, чтобы облегчить последующее наблюдение.

Чистотональная аудиометрия включает определение самого тихого порога в децибелах, при котором ребенок может слышать звук в 50 процентах случаев для каждой тестируемой частоты. Это показано на графике, показывающем порог слышимости (дБ) в зависимости от частоты (Гц), при этом более громкие пороги отмечены ниже на графике. Нормальный порог слышимости находится в пределах от 0 до 20 дБ. Часто в офисных условиях испытывают только воздушные пороги. Точные результаты зависят от сотрудничества с ребенком. Любой порог >20 дБ свидетельствует о потере слуха (кондуктивной, нейросенсорной или смешанной). Кондуктивная тугоухость предполагается при наличии жидкости в среднем ухе или плоской тимпанограмме.

Отоакустическая эмиссия – тест ОАЭ измеряет наличие и силу звука низкой интенсивности, производимого улиткой в ​​ответ на акустический раздражитель. Тестирование не требует от ребенка поведенческой реакции; тем не менее, тихая установка все еще необходима. Аномальная ОАЭ может быть связана с кохлеарной дисфункцией или кондуктивной тугоухостью. ОАЭ — один из двух методов, используемых для скрининга новорожденных. 

Тимпанометрия может использоваться в качестве инструмента скрининга OME, который часто связан с кондуктивной тугоухостью. Тимпанометрия наиболее ценна в сочетании с пневматической отоскопией. Плоские тимпанограммы (тимпанограммы типа В) обычно возникают из-за выпота в среднем ухе. Оценка слуха и направление к отоларингологу могут быть оправданы, если аномалии не разрешаются с помощью соответствующей терапии или в течение ожидаемого периода времени.

Тесты для детей младшего возраста и/или детей, отказывающихся от сотрудничества

Тесты для детей младшего возраста и/или детей, отказывающихся от сотрудничества. Маленькие дети и некоторые дети с нарушениями развития могут быть не в состоянии сотрудничать с тестированием чистого тона или речевой аудиометрии, как описано выше. Их слух оценивается с использованием поведенческих методов в сочетании с другими тестами, как описано ниже.

Аудиометрия с наблюдением за поведением используется для исследования слуховой функции у младенцев в возрасте от шести до восьми месяцев, детей с множественными нарушениями или взрослых, которые не могут сотрудничать при других видах тестирования. Живой голос, трели или узкополосные шумы представлены в окружении звукового поля, чтобы вызвать рефлекторные и ориентировочные реакции на слуховые стимулы. Реакции могут включать рефлекс головы или конечностей, вздрагивание всего тела, сосание, моргание, поднятие бровей или прекращение определенных действий, таких как движение или сосание. Реакция на раздражители не подкрепляется.

Наблюдение за поведением является субъективной мерой слуховой способности и не дает информации, специфичной для уха или частоты. Его лучше всего использовать в сочетании с объективными методами. 

Аудиометрия с визуальным подкреплением используется для оценки слуха младенцев и детей младшего возраста в возрасте приблизительно от шести месяцев до двух лет. Звуковые стимулы (живой голос и тона) подаются в звуковом поле и через наушники-вкладыши. Ребенок визуально вознаграждается светящимися и анимированными игрушками за поворот головы в сторону источника звука. Ребенок приучен выполнять эту задачу неоднократно. Опытный аудиолог будет использовать несколько светящихся и анимированных игрушек и прерывистый график подкрепления, чтобы поддерживать внимание ребенка. В идеальных условиях можно получить полную специфичную для уха информацию о речевых стимулах и интерактивных частотах от 250 до 8000 Гц.

Игровая аудиометрия используется для оценки слуха детей в возрасте от 30 месяцев до 5 лет. Чистые тона и речевая информация передаются через наушники-вкладыши. Ребенка учат выполнять простое задание, например, класть кубик в ведро или колышек на доску каждый раз, когда слышится звук. Ожидается, что они будут выполнять задание снова и снова, когда услышат звук. Распознавание звуков речи определяется способностью ребенка указывать на простые картинки по указанию аудиолога.

Дети, способные выполнять тесты, получают баллы за понимание речи или разборчивость речи. В таких тестах используются задания по указанию картинок для детей младшего возраста и требуются навыки чтения для детей старшего возраста. Тест на понимание речи используется для оценки способности ребенка слышать и понимать речь в тихой и шумной обстановке.

В тесте реакции ствола мозга, ABR (также называемом слуховой вызванной реакцией ствола мозга [ABER], аудиометрией вызванной реакции ствола мозга [BERA] или слуховой вызванной реакцией ствола мозга [BAER]) используются щелкающие стимулы и импульсы тональных импульсов от громких (80 или 90 дБ) ) до мягкого (от 0 до 20 дБ), чтобы вызвать ответы слухового пути. Эти ответы регистрируются с помощью электродов, размещенных на голове и ушах ребенка. Компьютер усредняет ответы, и сгенерированные сигналы сравниваются с нормативными данными. Задержка или отсутствие волн предполагает кохлеарный или неврологический дефицит. Также можно распознать нормальный слух или кондуктивную тугоухость. У детей со слуховой невропатией отсутствуют или сильно искажены ABR с сохраненными ОАЭ.

Диагностическое тестирование ABR отличается от автоматизированного ABR (AABR), которое обычно проводится для скрининга новорожденных. AABR — это инструмент скрининга с автоматической реакцией «годен/не годен», в то время как диагностическое тестирование ABR предоставляет количественные данные (например, формы волны), которые интерпретируются обученными аудиологами.

Тестирование ABR оценивает слуховую чувствительность и предоставляет полезную клиническую информацию о целостности восьмого нервного пути. Однако это не настоящая проверка слуха, и ее не следует использовать отдельно или вместо поведенческой проверки слуха.

Тестирование ABR можно использовать для подтверждения поведенческого тестирования слуха у младенцев и детей, не умеющих говорить (т.е. моложе 30 месяцев), детей с задержкой развития или умственной отсталостью, а также у тех, кого трудно проверить другими способами. Тестирование ABR, как правило, следует проводить у младенцев, которые не проходят проверку слуха новорожденных, или если родители или поставщик медицинских услуг беспокоятся о слухе. Тестирование ABR может не потребоваться, если и поведенческая аудиометрия, и тестирование ОАЭ в норме. Для тестирования ABR может потребоваться седация, поскольку чрезмерное движение может исказить результаты.

Отоакустическая эмиссия — ОАЭ — это слабые звуки, производимые нормальным движением наружных волосковых клеток улитки в здоровом ухе. Эти звуки передаются ретроградно через среднее ухо и барабанную перепонку, где их можно измерить с помощью микрофона, впаянного в наружный слуховой проход. Тест быстрый и неинвазивный. Наличие ОАЭ предполагает нормальную функцию улитки. Седация не требуется для тестирования ОАЭ.

Тесты ОАЭ обычно используются в программах скрининга слуха новорожденных, которые обсуждаются отдельно. 

После периода новорожденности тестирование ОАЭ можно использовать в сочетании с поведенческой аудиометрией для оценки младенцев и невербальных детей (т. е. детей младше 30 месяцев). Нормальная ОАЭ в сочетании с нормальной поведенческой аудиометрией у детей в возрасте от 6 до 30 месяцев может устранить необходимость в ABR, которая часто требует седации. Кроме того, тестирование ОАЭ можно использовать для мониторинга ототоксичности, вызванной аминогликозидами, для дифференциации центральной и периферической слуховой дисфункции и для подтверждения остроты слуха при подозрении на симуляцию с помощью аудиометрии.


Список литературы / References

  1. American Academy of Pediatrics, Joint Committee on Infant Hearing. Year 2007 position statement: Principles and guidelines for early hearing detection and intervention programs // Pediatrics 2007; 120:898.
  2. Bagai A, Thavendiranathan P, Detsky AS. Does this patient have hearing impairment? // JAMA 2006; 295:416.
  3. Baldwin RL, Carmichael L. Practical tympanometry and stapedial reflex testing in office practice // Ala Med 1983; 53:8.
  4. Burkey JM, Lippy WH, Schuring AG, Rizer FM. Clinical utility of the 512-Hz Rinne tuning fork test // Am J Otol 1998; 19:59.
  5. Cassel C, Penhoet E, Saunders R. Policy Solutions for Better Hearing // JAMA 2016; 315:553.
  6. Chien CH, Tu TY, Shiao AS, et al. Prediction of the pure-tone average from the speech reception and auditory brainstem response thresholds in a geriatric population // ORL J Otorhinolaryngol Relat Spec 2008; 70:366.
  7. Chole RA, Cook GB. The Rinne test for conductive deafness. A critical reappraisal // Arch Otolaryngol Head Neck Surg 1988; 114:399.
  8. Cristobal R, Oghalai JS. Hearing loss in children with very low birth weight: current review of epidemiology and pathophysiology // Arch Dis Child Fetal Neonatal Ed 2008; 93:F462.
  9. Deltenre P, Mansbach AL, Bozet C, et al. Auditory neuropathy with preserved cochlear microphonics and secondary loss of otoacoustic emissions // Audiology 1999; 38:187.
  10. Faleiros MC. [Importance of the stapedial reflex in the diagnosis of several pathologies] // Rev Laryngol Otol Rhinol (Bord) 2000; 121:345.
  11. Jerger J. Clinical experience with impedance audiometry // Arch Otolaryngol 1970; 92:311.
  12. Johnson TA, Brown CJ. Threshold prediction using the auditory steady-state response and the tone burst auditory brain stem response: a within-subject comparison // Ear Hear 2005; 26:559.
  13. Kemp DT. Evidence of mechanical nonlinearity and frequency selective wave amplification in the cochlea // Arch Otorhinolaryngol 1979; 224:37.
  14. Liming BJ, Carter J, Cheng A, et al. International Pediatric Otolaryngology Group (IPOG) consensus recommendations: Hearing loss in the pediatric patient // Int J Pediatr Otorhinolaryngol 2016; 90:251.
  15. Margolis RH. Detection of hearing impairment with the acoustic stapedius reflex // Ear Hear 1993; 14:3.
  16. Metselaar M, Demirtas G, van Immerzeel T, van der Schroeff M. Evaluation of Magnetic Resonance Imaging Diagnostic Approaches for Vestibular Schwannoma Based on Hearing Threshold Differences Between Ears: Added Value of Auditory Brainstem Responses // Otol Neurotol 2015; 36:1610.
  17. Paul BC, Roland JT Jr. An abnormal audiogram // JAMA 2015; 313:85.
  18. Peterson J, Nishimura C, Smith RJH. Genetic Testing for Congenital Bilateral Hearing Loss in the Context of Targeted Cytomegalovirus Screening // Laryngoscope 2020; 130:2714.
  19. Pirozzo S, Papinczak T, Glasziou P. Whispered voice test for screening for hearing impairment in adults and children: systematic review // BMJ 2003; 327:967.
  20. Sharma A, Ruscetta MN, Chi DH. Ophthalmologic findings in children with sensorineural hearing loss // Arch Otolaryngol Head Neck Surg 2009; 135:119.
  21. Shearer AE, Smith RJ. Massively Parallel Sequencing for Genetic Diagnosis of Hearing Loss: The New Standard of Care // Otolaryngol Head Neck Surg 2015; 153:175.
  22. Shuman AG, Li X, Halpin CF, et al. Tuning fork testing in sudden sensorineural hearing loss // JAMA Intern Med 2013; 173:706.
  23. Smith RJ, Bale JF Jr, White KR. Sensorineural hearing loss in children // Lancet 2005; 365:879.
  24. Stavroulaki P, Apostolopoulos N, Dinopoulou D, et al. Otoacoustic emissions--an approach for monitoring aminoglycoside induced ototoxicity in children // Int J Pediatr Otorhinolaryngol 1999; 50:177.
  25. Uy J, Forciea MA. In the clinic. Hearing loss // Ann Intern Med 2013; 158:ITC4.
  26. Vogel I, Brug J, Hosli EJ, et al. MP3 players and hearing loss: adolescents' perceptions of loud music and hearing conservation // J Pediatr 2008; 152:400.
  27. Yueh B, Collins MP, Souza PE, et al. Long-term effectiveness of screening for hearing loss: the screening for auditory impairment--which hearing assessment test (SAI-WHAT) randomized trial // J Am Geriatr Soc 2010; 58:427.
  28. Бондаренко Р.П., Кириченко И.И., Черноморченко С.Г. Применение регрессионного анализа данных в аудиометрии // Известия ЮФУ. Технические науки. 2010. №9. 
  29. Бросалин А. В., Кириченко И. А. Нелинейные преобразования речевых сигналов в аудиометрии // Известия ЮФУ. Технические науки. 1998. №4. 
  30. Владимирова Т.Ю., Мартынова А.Б. Роль врача первичного звена в ведении хронической сенсоневральной тугоухости у лиц старшей возрастной группы // МС. 2021. №18. 
  31. Глазунова С.С. Роль аудиометрии в настройке кохлеарного импланта у детей // Обучение и воспитание: методики и практика. 2013. №8. 
  32. Дайхес Н.А., Владимирова Т.Ю., Булгакова С.В., Мартынова А.Б. Сравнительная оценка эффективности протоколов оценки слуха в выявлении ХСНТ у лиц пожилого и старческого возраста // МС. 2021. №21-2. 
  33. Кунельская Н. Л., Скрябина Л. Ю. Изучение слуховой функции у лиц студенческого возраста // МС. 2013. №2.
  34. Морозова М.В., Голованов А.Е., Татаринцев С.Г. Показатели речевой аудиометрии и теста обнаружения паузы при отосклерозе до и после стапедопластики // ТМБВ. 2017. №3-3. 
  35. Очилзода А.А. Результаты игровой аудиометрии у детей при тугоухости на почве родственного брака родителей // РО. 2016. №4 (83). 
  36. Пашков А.В., Наумова И.В., Зеленкова И.В., Намазова-Баранова Л.С., Вишнёва Е.А., Воеводина К.И. Автоматическая аудиометрия как скрининговое исследование слуховой функции у школьников: обзор литературы и собственный опыт // ВСП. 2021. №3. 
  37. Самойлова Е.В., Петрова К.В. Обследование слуха у детей // Здравоохранение Югры: опыт и инновации. 2020. №2.
  38. Соколова С.М., Беличева К.А., Кибалова Ю.С., Мороз Н.В. Оценка речевой разборчивости у детей с глубокими формами тугоухости // РО. 2013. №1 (62). 
  39. Суатбаева Р.П., Джанваху О.А., Таукелева С.А., Тогузбаева Д.Е. Современные аспекты речевой аудиометрии (обзор литературы) // Вестник КазНМУ. 2020. №3. 




Другие статьи