
Рисунок 1. Аптечный рынок ОТС России за 3 месяца 2017 – 3 месяца 2018г.
Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Производитель* |
Доля в общем объеме аптечных продаж, % |
||
3 мес. 2018г. |
3 мес. 2017г. |
3 мес. 2018г. |
3 мес. 2017г. |
|
1 | 1 | OTCPHARM | 6,5 | 6,6 |
2 | 2 | BAYER | 5,3 | 5,3 |
3 | 3 | SANOFI | 4,2 | 4,7 |
4 | 6 | JOHNSON & JOHNSON | 4,0 | 3,7 |
5 | 7 | SANDOZ | 3,8 | 3,6 |
6 | 5 | GLAXOSMITHKLINE | 3,8 | 3,7 |
7 | 8 | TEVA | 3,5 | 3,3 |
8 | 4 | STADA | 3,5 | 4,1 |
9 | 10 | VALENTA | 2,9 | 2,4 |
10 | 9 | BERLIN-CHEMIE/MENARINI | 2,8 | 2,8 |
Итого |
|
|
40,3 | 40,3 |
* Члены AIPM выделены жирным шрифтом
В Топ-10 ведущих брендов появился один новый представитель (табл. 2). Это занявший восьмую строчку PENTALGIN (+12%). Изменили свои позиции и практически все остальные его участники, четыре из которых – повысили их. На первое место с третьего переместился INGAVIRIN (+19%), а на четвертое, пятое и седьмое поднялись DETRALEX (+3%), THERAFLU (+2%) и MIRAMISTIN (+11%). В то же время сократившие продажи NUROFEN (-8%), CARDIOMAGNYL (-9%), ESSENTIALE (-29%) и LINEX (-6%), напротив, понизили свои рейтинговые позиции. Бренд KAGOCEL (+2%) по-прежнему занимает второе место. Итоговая доля десяти ведущих брендов сократилась с 12% до 11,7%.
Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Бренд | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
3 мес. 2018г. | 3 мес. 2017г. | 3 мес. 2018г. | 3 мес. 2017г. | |
1 | 3 | INGAVIRIN | 1,7 | 1,4 |
2 | 2 | KAGOCEL | 1,5 | 1,4 |
3 | 1 | NUROFEN | 1,3 | 1,4 |
4 | 6 | DETRALEX | 1,2 | 1,2 |
5 | 7 | THERAFLU | 1,1 | 1,1 |
6 | 5 | CARDIOMAGNYL | 1,1 | 1,2 |
7 | 10 | MIRAMISTIN | 1,1 | 1,0 |
8 | 12 | PENTALGIN | 1,0 | 0,9 |
9 | 4 | ESSENTIALE | 1,0 | 1,4 |
10 | 8 | LINEX | 0,9 | 1,0 |
Итого | 11,7 | 12,0 |
В рейтинге ведущих МНН и группировочных наименований лидирующие позиции сохранили наименования XYLOMETAZOLINE и IBUPROFEN (по +1% у обоих), а также PANCREATIN (-3%) (табл.3). На занятых ранее местах, шестом и восьмом, остались KAGOCEL (+2%) и ACETYLSALICYLIC ACID* MAGNESIUM (-7%). На четвертую и пятую строчки поднялись DIOSMIN*HESPERIDIN (+12%) и IMIDAZOLYL ETHANAMIDE PENTANDIOIC ACID (+19%), на девятую с последней переместилась комбинация PARACETA-MOL*ASCORBIC ACID* PHENIRAMINE*PHENYLEPHRINE (+3%). Сократившие продажи PHOSPHOLIPIDS (-27%) и CHONDROITINSULFURIC ACID* GLUCOSAMINE (-6%) опустились на седьмое и девятое места соответственно. Кумулятивная доля рейтинга практически не изменилась и была равна 16,5%.
Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | МНН/Группировочное наименование | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
3 мес. 2018г. | 3 мес. 2017г. | 3 мес. 2018г. | 3 мес. 2017г. | |
1 | 1 | XYLOMETAZOLINE | 3,3 | 3,3 |
2 | 2 | IBUPROFEN | 2,0 | 2,0 |
3 | 3 | PANCREATIN | 1,9 | 2,0 |
4 | 5 | DIOSMIN*HESPERIDIN | 1,7 | 1,5 |
5 | 7 | IMIDAZOLYL ETHANAMIDE PENTANDIOIC ACID | 1,7 | 1,4 |
6 | 6 | KAGOCEL | 1,5 | 1,4 |
7 | 4 | PHOSPHOLIPIDS | 1,2 | 1,6 |
8 | 8 | ACETYLSALICYLIC ACID* MAGNESIUM | 1,1 | 1,2 |
9 | 10 | PARACETAMOL*ASCORBIC ACID* PHENIRAMINE*PHENYLEPHRINE | 1,1 | 1,1 |
10 | 9 | CHONDROITINSULFURIC ACID* GLUCOSAMINE | 1,1 | 1,1 |
Итого | 16,5 | 16,7 |
Занятую ранее первую позицию в рейтинге ведущих АТС-групп сохранили и укрепили R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля (+7%) (табл.4). Также на занятых ранее местах, четвертом, седьмом и восьмом, остались J05 Противовирусные препараты для системного назначения (-1%), C05 Вазопротекторы (+10%) и L03 Иммуностимуляторы (+2%). Три группы среди оставшихся переместились на позицию вверх. Это R01 Назальные препараты (+1%), A07 Противодиарейные препараты (-0,4%) и R02 Препараты для лечения заболеваний горла (+13%), поднявшиеся на вторую, пятую и девятую строчки соответственно. При этом на один пункт вниз сместились N02 Анальгетики (-1%), A11 Витамины (-8%) и M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (-4%). Итоговая доля анализируемого рейтинга расширилась с 50,4% до 50,6%.
Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | АТС код | АТС группа | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
3 мес. 2018г. | 3 мес. 2017г. | 3 мес. 2018г. | 3 мес. 2017г. | ||
1 | 1 | R05 | COUGH AND COLD PREPARATIONS | 6,6 | 6,3 |
2 | 3 | R01 | NASAL PREPARATIONS | 6,1 | 6,1 |
3 | 2 | N02 | ANALGESICS | 6,0 | 6,1 |
4 | 4 | J05 | ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE | 5,9 | 6,0 |
5 | 6 | A07 | ANTIDIARR.,INTEST. ANTIINFL./ ANTIINFECT. AGENTS | 5,1 | 5,1 |
6 | 5 | A11 | VITAMINS | 4,9 | 5,4 |
7 | 7 | C05 | VASOPROTECTIVES | 4,7 | 4,4 |
8 | 8 | L03 | IMMUNOSTIMULANTS | 4,1 | 4,0 |
9 | 10 | R02 | THROAT PREPARATIONS | 3,7 | 3,3 |
10 | 9 | M01 | ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS | 3,5 | 3,7 |
Итого | 50,6 | 50,4 |
Заключение.
По итогам января-марта 2018г. объем безрецептурного розничного рынка страны составил 119,589 млрд. руб. (2,102 млрд. долл.). Это на 1% в рублях меньше и на 3% в долларах - больше, чем в аналогичном периоде 2017 года. В натуральных показателях рынок продемонстрировал отрицательную динамику (-3%) и составил 788,156 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ОТС-препарата в аптеках страны по итогам I квартала 2018г. составила 2,67 долл., что выше, чем годом ранее (2,51 долл.). Увеличились и средние расходы россиян на приобретение безрецептурных ГЛС в аптеках (14,31 долл. против 13,95 долл.).
5Здесь и далее, если не указано иное, приросты фигурируют в рублевом эквиваленте или национальной валюте.
Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум