
Согласно данным Бюджетного аудита ГЛС в РФ (без ДЛО и региональной льготы), объем госпитального рынка Санкт-Петербурга по итогам I квартала 2019г. расширился на 21% в натуральном выражении и был равен 2,852 млн. упаковок. Динамика закупок в стоимостном выражении была позитивной в рублях (+6%), и отрицательной - в долларах (-9%), а объем составил 1,290 млрд. рублей (19,601 млн. долл.) в оптовых ценах. Средняя стоимость упаковки ГЛС в больницах города по итогам трех месяцев 2019 года была равна 6,87 долл., тогда как годом ранее – 9,09 долл.
Рисунок 1. Госпитальный рынок Санкт-Петербурга за 3 месяца 2018 – 3 месяца 2019гг.
На госпитальном рынке Санкт-Петербурга по итогам первых трех месяцев 2019г. в лидеры вышел российский производитель BIOCAD, который благодаря двукратному росту объемов закупок совершил значительный рывок вперёд и поднялся с седьмого места (табл.1). Помимо него, высокую и опережающую динамику продемонстрировали ещё четыре компании. При этом на вторую строчку с шестой поднялся BAYER (+69%), на третью с пятой - MSD (+20%). Два новых представителя Топ-10, ASTRAZENECA (+84%) и TAKEDA, увеличившая закупки в 2,6 раза, заняли шестое и девятое места соответственно. Пять компаний из состава «десятки» продемонстрировали отрицательную динамику и четыре из них понизили свои рейтинговые позиции. Это PFIZER (-34%), JOHNSON & JOHNSON (-66%), SANOFI (-48%) и ABBVIE (-4%), опустившиеся на пятую, седьмую, восьмую и последнюю строчки. И только NOVARTIS (-13%) остался на занятой ранее четвертой позиции. Общая доля десяти ведущих производителей сократилась более чем на 4 п.п. до 38,3%.
Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему госпитальных закупокМесто в | Производитель* | Доля в общем объеме госпитальных закупок, % | ||
3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | 3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | |
1 | 7 | BIOCAD RF | 6 | 3,1 |
2 | 6 | BAYER | 5,2 | 3,3 |
3 | 5 | MSD | 4,9 | 4,3 |
4 | 4 | NOVARTIS | 4,6 | 5,6 |
5 | 2 | PFIZER | 4,1 | 6,6 |
6 | 16 | ASTRAZENECA | 2,9 | 1,7 |
7 | 1 | JOHNSON & JOHNSON | 2,8 | 8,6 |
8 | 3 | SANOFI | 2,8 | 5,7 |
9 | 24 | TAKEDA | 2,6 | 1,1 |
10 | 8 | ABBVIE | 2,5 | 2,7 |
Итого | 38,3 | 42,6 |
Первую строчку рейтинга ведущих брендов по объему госпитальных закупок продолжает удерживать NATRIUM CHLORIDUM (+17%) (табл. 2). Ниже в Топ-10 произошли перестановки, причем большинство представителей продемонстрировали рейтинговый прогресс. При этом впервые вошедшие в «десятку» EYLEA (закупки увеличились в 13 раз) и HERTICAD (в 2,2 раза) заняли второе и третье места, а еще три новых представителя, AVEGRA (в 3,9 раза), PHENDIVIA и ALBUMIN (в 2,1 раза), расположились на шестой и двух нижних строчках. На три ступени вверх, на четвертую позицию, поднялся OPDIVO (+45%), тогда как ULTRAVIST (+51%) переместился с последнего места на восьмое. Одновременно с этим менее динамичный бренд SEVORAN (+16%) и сокративший закупки OMNIPAQUE (-2%) опустились на пятую и седьмую строчки. Суммарная доля «десятки» расширилась с 9,2% до 16,4%.
Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему госпитальных закупокМесто | Бренд | Доля в общем объеме госпитальных закупок,% | ||
3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | 3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | |
1 | 1 | NATRIUM CHLORIDUM | 2,3 | 2,1 |
2 | 39 | EYLEA | 2,3 | 0,2 |
3 | 12 | HERTICAD | 1,8 | 0,9 |
4 | 7 | OPDIVO | 1,6 | 1,2 |
5 | 4 | SEVORAN | 1,5 | 1,4 |
6 | 29 | AVEGRA BIOCAD | 1,5 | 0,4 |
7 | 2 | OMNIPAQUE | 1,4 | 1,5 |
8 | 10 | ULTRAVIST | 1,4 | 1 |
9 | 46 | PHENDIVIA | 1,3 | 0 |
10 | 18 | ALBUMIN | 1,2 | 0,6 |
Итого | 16,4 | 9,2 |
Рейтинг ведущих МНН и группировочных наименований заметно обновился – в его состав вошли шесть новых представителей (табл.3). Среди них – возглавившее его наименование AFLIBERCEPT (закупки увеличились в 3,2 раза). Также впервые вошедшие в Топ-10 наименования TRASTUZUMAB (объемы закупок выросли в 2,3 раза), FENTANYL (более чем в 3000 раз), ALBUMIN (в 2,3 раза), BEVACIZUMAB (в 3,3 раза) и IOPROMIDE (+47%) заняли третью, пятую, седьмую, восьмую и десятую строчки соответственно. Помимо них, на четвертое место с седьмого поднялось наименование NIVOLUMAB (+45%). Потесненные более динамичными представителями, наименования SODIUM и SEVOFLURANE (по +16% у обоих) несмотря на опережающую динамику потеряли по одной рейтинговой позиции. Снизивший закупки IOHEXOL (-6%) опустился с третьего места на девятое. Общая доля, аккумулируемая десятью ведущими МНН и группировочными наименованиями, увеличилась более чем на 7 п.п., до 17,6%.
Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему госпитальных закупокМесто в рейтинге | МНН/Группировочное наименование | Доля в общем объеме госпитальных закупок, % | ||
3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | 3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | |
1 | 13 | AFLIBERCEPT | 2,8 | 0,9 |
2 | 1 | SODIUM | 2,3 | 2,1 |
3 | 15 | TRASTUZUMAB | 1,9 | 0,9 |
4 | 7 | NIVOLUMAB | 1,6 | 1,2 |
5 | 48 | FENTANYL | 1,6 | 0 |
6 | 5 | SEVOFLURANE | 1,6 | 1,4 |
7 | 19 | ALBUMIN | 1,5 | 0,7 |
8 | 29 | BEVACIZUMAB | 1,5 | 0,5 |
9 | 3 | IOHEXOL | 1,5 | 1,7 |
10 | 11 | IOPROMIDE | 1,4 | 1 |
Итого | 17,6 | 10,4 |
В Топ-10 ведущих АТС групп появился только один новый представитель: показавшие двукратный рост закупок J05 Противовирусные препараты для системного назначения переместились на восьмую строчку с 13 (табл. 4). Кроме того, более высокие позиции заняли еще четыре группы. Это поднявшиеся на места с третьего по шестое включительно B05 Плазмазамещающие и перфузионные растворы (+49%), V08 Контрастные вещества (-5%), L04 Иммунодепрессанты (+60%) и B01 Антикоагулянты (+28%). Две группы с выраженной отрицательной динамикой, J07 Вакцины (-42%) и N05 Психотропные препараты (-46%), напротив, опустились в нижнюю часть рейтинга, замыкая его. Неизменными свои позиции сохранили возглавляющие «десятку» L01 Противоопухолевые препараты (-7%) и J01 Антибактериальные препараты для системного использования (+27%), а также занимающие седьмую строчку N01 Анестетики (+18%). Десять ведущих АТС групп в сумме занимали 69,7% регионального рынка, тогда как годом ранее – 71,6%.
Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему госпитальных закупокМесто в рейтинге | АТС код | АТС группа | Доля в общем объеме госпитальных закупок, % | ||
3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | 3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | ||
1 | 1 | L01 | ANTINEOPLASTIC AGENTS | 27,2 | 31 |
2 | 2 | J01 | ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE | 8,2 | 6,8 |
3 | 6 | B05 | PLASMA SUBSTITUTES AND PERFUSION SOLUTIONS | 7,3 | 5,2 |
4 | 5 | V08 | CONTRAST MEDIA | 4,9 | 5,5 |
5 | 9 | L04 | IMMUNOSUPPRESSANTS | 4,2 | 2,8 |
6 | 8 | B01 | ANTITHROMBOTIC AGENTS | 4,1 | 3,3 |
7 | 7 | N01 | ANESTHETICS | 3,8 | 3,4 |
8 | 13 | J05 | ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE | 3,8 | 1,9 |
9 | 3 | J07 | VACCINES | 3,3 | 6 |
10 | 4 | N05 | PSYCHOLEPTICS | 2,9 | 5,7 |
Итого | 69,7 | 71,6 |
Заключение. Госпитальный рынок Санкт-Петербурга по итогам первых трех месяцев 2019г. увеличился на 6% в рублях и сократился на 9% - в долларах, и объем его был равен 1,290 млрд. рублей (19,601 млн. долл.). В натуральных показателях динамика была позитивной (+21%), а объем составил 2,852 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в госпитальном секторе города по итогам января-марта 2019г. оказалась ниже таковой годом ранее (6,87 долл. против 9,09 долл.).
Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум