
Согласно данным ДЛО в РФТМ, по итогам первых девяти месяцев 2019г. объем поставок лекарственных препаратов в рамках программы составил 105,940 млрд. руб. (1,633 млрд. долл.) в контрактных ценах3. Относительно аналогичного периода предшествовавшего года объем сегмента увеличился на 23% в рублях и на 18% - в долларах. Объем поставок в натуральных показателях вырос на 13% и был равен 70,351 млн. упаковок. В среднем упаковка ГЛС в рамках программы стоила 23,22 долл. в контрактных ценах (годом ранее – 22,18 долл.).
Лидером сегмента ДЛО по итогам января-сентября 2019г. благодаря увеличению поставок на 69%4 стала компания TAKEDA (табл.1). Она потеснила на позицию вниз менее динамичную CELGENE (+4%). Помимо лидера, рейтинговый прогресс продемонстрировали ещё пять представителей. Это GENERIUM (+43%), JOHNSON & JOHNSON (+73%), NOVARTIS (+46%), NOVO NORDISK (+12%) и ROCHE (+31%), поднявшиеся на третье, четвертое, шестое, восьмое и девятое места соответственно. При этом последний впервые вошел в состав «десятки». Оставшиеся производители показали отрицательную динамику, что привело к потере рейтинговых позиций. Так, на два пункт вниз сместились BIOCAD (-6%) и SANOFI (-7%), компания OCTAPHARMA (-6%) опустилась с седьмой на последнюю строчку. Суммарная доля десяти ведущих компаний в программе ДЛО расширилась с 56,4% до 57,3%.
Таблица 1. Десять ведущих производителей ДЛО
Место в рейтинге | Производитель* | Доля в общем объеме ДЛО, % | ||
---|---|---|---|---|
9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | 9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | |
1 | 2 | TAKEDA | 11,0 | 8,0 |
2 | 1 | CELGENE | 7,4 | 8,8 |
3 | 4 | GENERIUM ZAO RF | 7,4 | 6,4 |
4 | 6 | JOHNSON & JOHNSON | 6,5 | 4,6 |
5 | 3 | BIOCAD RF | 6,0 | 7,9 |
6 | 10 | NOVARTIS | 4,6 | 3,8 |
7 | 5 | SANOFI | 4,5 | 5,9 |
8 | 9 | NOVO NORDISK | 3,5 | 3,9 |
9 | 11 | ROCHE | 3,3 | 3,1 |
10 | 7 | OCTAPHARMA | 3,1 | 4,1 |
Итого | 57,3 | 56,4 |
* Члены AIPM выделены жирным шрифтом
В рейтинге ведущих брендов лидер не изменился: первую позицию несмотря на невысокую динамику и снижение долевого присутствия удерживает REVLIMIDE (+3%) (табл.2). На места со второго по четвертое поднялись более динамичные ADVATE (+39%), впервые вошедшая в «десятку» ELAPRASE (закупки увеличились в 14 раз), а также FEIBA (+36%) и TYSABRI (+41%). На два пункта улучшил свои позиции TOUJEO SOLOSTAR (+46%), который поднялся с 9 места на седьмое. В то же время сократившие объемы закупок ACELLBIA (-23%) и OCTOFACTOR (-16%), а также потеснённый более динамичными брендами COAGIL-VII (+20%) опустились на более низкие позиции. Последнюю строчку Топ-10 продолжает занимать INFIBETA (+25%). В сумме десять ведущих брендов занимали 27,2% против 27,0% годом ранее.
Таблица 2. Десять ведущих брендов в ДЛО
Место в рейтинге | Бренд | Доля в общем объеме ДЛО, % | ||
---|---|---|---|---|
9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | 9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | |
1 | 1 | REVLIMIDE | 7,1 | 8,4 |
2 | 4 | ADVATE | 3,1 | 2,7 |
3 | 41 | ELAPRASE | 2,8 | 0,2 |
4 | 5 | FEIBA | 2,5 | 2,3 |
5 | 6 | TYSABRI | 2,3 | 2,0 |
6 | 2 | ACELLBIA | 2,1 | 3,4 |
7 | 9 | TOUJEO SOLOSTAR | 2,0 | 1,7 |
8 | 7 | COAGIL-VII | 1,9 | 2,0 |
9 | 3 | OCTOFACTOR | 1,9 | 2,8 |
10 | 10 | INFIBETA | 1,5 | 1,5 |
Итого | 27,2 | 27,0 |
Лидером рейтинга Топ-10 ведущих МНН и группировочных наименований остается LENALIDOMIDE (+3%) (табл.3). Занятую ранее 5 позицию сохранил и FACTOR VIII (+13%). Пяти наименованиям удалось повысить свои позиции, в их числе – и впервые вошедшим в «десятку» IDURSULFASE (закупки выросли в 14 раз) и ECULIZUMAB (в 6 раз). На второе место с 7 поднялся OCTOCOG ALFA (+39%), менее динамичные наименования INSULIN GLARGINE (+20%) и FACTOR VIII INHIBITOR BYPASSING FRACTION (+36%) переместились на строчку вверх, на 7 и 8 места. Отрицательная динамика и снижение рейтинговых позиций отмечены у трех представителей. Это RITUXIMAB (-26%), FACTOR VIII*FACTOR VON WILLEBRAND (-3%) и INTERFERON BETA-1A (-35%), которые опустились на 3 и две последние строчки соответственно. Итоговая доля «десятки» снизилась с 32,4% до 31,3%.
Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований в ДЛО
Место в рейтинге | МНН/Группировочное наименование | Доля в общем объеме ДЛО, % | ||
---|---|---|---|---|
9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | 9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | |
1 | 1 | LENALIDOMIDE | 7,1 | 8,4 |
2 | 7 | OCTOCOG ALFA | 3,1 | 2,7 |
3 | 2 | RITUXIMAB | 3,0 | 5,0 |
4 | 44 | IDURSULFASE | 2,8 | 0,2 |
5 | 5 | FACTOR VIII | 2,7 | 2,9 |
6 | 40 | ECULIZUMAB | 2,7 | 0,5 |
7 | 8 | INSULIN GLARGINE | 2,6 | 2,7 |
8 | 9 | FACTOR VIII INHIBITOR BYPASSING FRACTION | 2,5 | 2,3 |
9 | 4 | FACTOR VIII*FACTOR VON WILLEBRAND | 2,4 | 3,1 |
10 | 3 | INTERFERON BETA-1A | 2,4 | 4,5 |
Итого | 31,3 | 32,4 |
Ведущими АТС группами на рынке ДЛО продолжают оставаться L04 Иммунодепрессанты (+35%), B02 Гемостатики (+13%), L01 Противоопухолевые препараты (+11%), A10 Препараты для лечения сахарного диабета (+15%) и L03 Иммуностимуляторы (+0,2%) (табл.4). Благодаря увеличению объемов закупок в 3,5 и 3 раза соответственно, на шестую и седьмую позицию поднялись группы A16 Другие препараты для лечения заболеваний ЖКТ и нарушений обмена веществ и J05 Противовирусные препараты системного назначения. При этом последняя стала единственным новым представителем Топ-10. На последние три строчки сместились не столь динамичные R03 Препараты для лечения обструктивных заболеваний дыхательных путей (+4%), а также показавшие отрицательную динамику L02 Гормональные препараты (-5%) и B03 Препараты для лечения анемии (-2%). Суммарная доля «десятки» увеличилась с 85,1% до 85,7%.
Таблица 4. Десять ведущих АТС групп в ДЛО
Место в рейтинге | АТС код | АТС группа | Доля в общем объеме ДЛО, % | ||
---|---|---|---|---|---|
9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | 9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | ||
1 | 1 | L04 | IMMUNOSUPPRESSANTS | 20,5 | 18,7 |
2 | 2 | B02 | ANTIHEMORRHAGICS | 17,0 | 18,5 |
3 | 3 | L01 | ANTINEOPLASTIC AGENTS | 16,3 | 18,0 |
4 | 4 | A10 | DRUGS USED IN DIABETES | 9,6 | 10,2 |
5 | 5 | L03 | IMMUNOSTIMULANTS | 6,5 | 8,0 |
6 | 9 | A16 | OTHER ALIMENTARY TRACT AND METABOLISM PRODUCTS | 6,2 | 2,1 |
7 | 11 | J05 | ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE | 2,9 | 1,2 |
8 | 6 | R03 | DRUGS FOR OBSTRUCTIVE AIRWAY DISEASES | 2,6 | 3,1 |
9 | 7 | L02 | ENDOCRINE THERAPY | 2,2 | 2,9 |
10 | 8 | B03 | ANTIANEMIC PREPARATIONS | 1,8 | 2,3 |
Итого | 85,7 | 85,1 |
Данные о поставках по программе ДЛО в десяти ведущих регионах России представлены в табл.5. Наибольшие объемы закупок и самую высокую динамику демонстрирует рынок Москвы. При этом его доля увеличилась и достигла 30% всех закупок по программе. Второе и третье места по-прежнему принадлежат Московской области и Санкт-Петербургу, однако их доли сократились. Отметим, что рост закупок по программе ДЛО наблюдался в 9 лидирующих регионах. Единственным исключением стала Московская область (-8%). В сумме они аккумулировали 54,7% рынка ДЛО.
Таблица 5. Десять ведущих регионов по объему продаж в ДЛО
Место в рейтинге | Регион | Доля в общем объеме ДЛО, % | ||
---|---|---|---|---|
9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | 9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | |
1 | 1 | Moscow | 30,0 | 24,5 |
2 | 2 | Moscow Region | 4,3 | 5,6 |
3 | 3 | Saint Petersburg | 3,5 | 4,0 |
4 | 4 | North Caucasian FD, Rest | 3,0 | 2,8 |
5 | 6 | Tatarstan Republic | 2,8 | 2,5 |
6 | 5 | Krasnodar Region | 2,5 | 2,5 |
7 | 7 | Sverdlovsk Region | 2,4 | 2,2 |
8 | 9 | Novosibirsk Region | 2,2 | 2,1 |
9 | 8 | Rostov Region | 2,1 | 2,2 |
10 | 15 | Krasnoyarsk Region | 1,9 | 1,6 |
Итого | 54,7 | 49,9 |
Заключение. По итогам 9 месяцев 2019г. объем сегмента ДЛО составил 105,940 млрд. руб. (1,633 млрд. долл.) в контрактных ценах. Это на 23% в рублевом эквиваленте и на 18% - в долларовом больше, чем в аналогичном периоде 2018г. В натуральных показателях поставки увеличились на 13%, до 70,351 млн. упаковок. Средняя цена ГЛС, участвующего в программе ДЛО, увеличилась в сравнении с прошлым годом (23,22 долл. против 22,18 долл.).
3 С 2008г. данные по ДЛО представляют собой сведения об отгрузках в контрактных ценах: ценах, по которым государство будет возмещать деньги дистрибьютору.
4 Здесь и далее, если не указано иное, приросты фигурируют в рублевом эквиваленте или национальной валюте.
Cовместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум. Для подготовки материала использовались данные компании IQVIA.