ДЛО РФ: итоги первых девяти месяцев 2019г.

 544

ДЛО РФ: итоги первых девяти месяцев 2019г.

Согласно данным ДЛО в РФТМ, по итогам первых девяти месяцев 2019г. объем поставок лекарственных препаратов в рамках программы составил 105,940 млрд. руб. (1,633 млрд. долл.) в контрактных ценах3. Относительно аналогичного периода предшествовавшего года объем сегмента увеличился на 23% в рублях и на 18% - в долларах. Объем поставок в натуральных показателях вырос на 13% и был равен 70,351 млн. упаковок. В среднем упаковка ГЛС в рамках программы стоила 23,22 долл. в контрактных ценах (годом ранее – 22,18 долл.).

Лидером сегмента ДЛО по итогам января-сентября 2019г. благодаря увеличению поставок на 69%4 стала компания TAKEDA (табл.1). Она потеснила на позицию вниз менее динамичную CELGENE (+4%). Помимо лидера, рейтинговый прогресс продемонстрировали ещё пять представителей. Это GENERIUM (+43%), JOHNSON & JOHNSON (+73%), NOVARTIS (+46%), NOVO NORDISK (+12%) и ROCHE (+31%), поднявшиеся на третье, четвертое, шестое, восьмое и девятое места соответственно. При этом последний впервые вошел в состав «десятки». Оставшиеся производители показали отрицательную динамику, что привело к потере рейтинговых позиций. Так, на два пункт вниз сместились BIOCAD (-6%) и SANOFI (-7%), компания OCTAPHARMA (-6%) опустилась с седьмой на последнюю строчку. Суммарная доля десяти ведущих компаний в программе ДЛО расширилась с 56,4% до 57,3%.

Таблица 1. Десять ведущих производителей ДЛО

Место в рейтинге Производитель* Доля в общем объеме ДЛО, %
9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г. 9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г.
1 2 TAKEDA 11,0 8,0
2 1 CELGENE 7,4 8,8
3 4 GENERIUM ZAO RF 7,4 6,4
4 6 JOHNSON & JOHNSON 6,5 4,6
5 3 BIOCAD RF 6,0 7,9
6 10 NOVARTIS 4,6 3,8
7 5 SANOFI 4,5 5,9
8 9 NOVO NORDISK 3,5 3,9
9 11 ROCHE 3,3 3,1
10 7 OCTAPHARMA 3,1 4,1
Итого 57,3 56,4

* Члены AIPM выделены жирным шрифтом

В рейтинге ведущих брендов лидер не изменился: первую позицию несмотря на невысокую динамику и снижение долевого присутствия удерживает REVLIMIDE (+3%) (табл.2). На места со второго по четвертое поднялись более динамичные ADVATE (+39%), впервые вошедшая в «десятку» ELAPRASE (закупки увеличились в 14 раз), а также FEIBA (+36%) и TYSABRI (+41%). На два пункта улучшил свои позиции TOUJEO SOLOSTAR (+46%), который поднялся с 9 места на седьмое. В то же время сократившие объемы закупок ACELLBIA (-23%) и OCTOFACTOR (-16%), а также потеснённый более динамичными брендами COAGIL-VII (+20%) опустились на более низкие позиции. Последнюю строчку Топ-10 продолжает занимать INFIBETA (+25%). В сумме десять ведущих брендов занимали 27,2% против 27,0% годом ранее.

Таблица 2. Десять ведущих брендов в ДЛО

Место в рейтинге Бренд Доля в общем объеме ДЛО, %
9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г. 9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г.
1 1 REVLIMIDE 7,1 8,4
2 4 ADVATE 3,1 2,7
3 41 ELAPRASE 2,8 0,2
4 5 FEIBA 2,5 2,3
5 6 TYSABRI 2,3 2,0
6 2 ACELLBIA 2,1 3,4
7 9 TOUJEO SOLOSTAR 2,0 1,7
8 7 COAGIL-VII 1,9 2,0
9 3 OCTOFACTOR 1,9 2,8
10 10 INFIBETA 1,5 1,5
Итого 27,2 27,0

Лидером рейтинга Топ-10 ведущих МНН и группировочных наименований остается LENALIDOMIDE (+3%) (табл.3). Занятую ранее 5 позицию сохранил и FACTOR VIII (+13%). Пяти наименованиям удалось повысить свои позиции, в их числе – и впервые вошедшим в «десятку» IDURSULFASE (закупки выросли в 14 раз) и ECULIZUMAB (в 6 раз). На второе место с 7 поднялся OCTOCOG ALFA (+39%), менее динамичные наименования INSULIN GLARGINE (+20%) и FACTOR VIII INHIBITOR BYPASSING FRACTION (+36%) переместились на строчку вверх, на 7 и 8 места. Отрицательная динамика и снижение рейтинговых позиций отмечены у трех представителей. Это RITUXIMAB (-26%), FACTOR VIII*FACTOR VON WILLEBRAND (-3%) и INTERFERON BETA-1A (-35%), которые опустились на 3 и две последние строчки соответственно. Итоговая доля «десятки» снизилась с 32,4% до 31,3%.

Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований в ДЛО

Место в рейтинге МНН/Группировочное наименование Доля в общем объеме ДЛО, %
9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г. 9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г.
1 1 LENALIDOMIDE 7,1 8,4
2 7 OCTOCOG ALFA 3,1 2,7
3 2 RITUXIMAB 3,0 5,0
4 44 IDURSULFASE 2,8 0,2
5 5 FACTOR VIII 2,7 2,9
6 40 ECULIZUMAB 2,7 0,5
7 8 INSULIN GLARGINE 2,6 2,7
8 9 FACTOR VIII INHIBITOR BYPASSING FRACTION 2,5 2,3
9 4 FACTOR VIII*FACTOR VON WILLEBRAND 2,4 3,1
10 3 INTERFERON BETA-1A 2,4 4,5
Итого 31,3 32,4

Ведущими АТС группами на рынке ДЛО продолжают оставаться L04 Иммунодепрессанты (+35%), B02 Гемостатики (+13%), L01 Противоопухолевые препараты (+11%), A10 Препараты для лечения сахарного диабета (+15%) и L03 Иммуностимуляторы (+0,2%) (табл.4). Благодаря увеличению объемов закупок в 3,5 и 3 раза соответственно, на шестую и седьмую позицию поднялись группы A16 Другие препараты для лечения заболеваний ЖКТ и нарушений обмена веществ и J05 Противовирусные препараты системного назначения. При этом последняя стала единственным новым представителем Топ-10. На последние три строчки сместились не столь динамичные R03 Препараты для лечения обструктивных заболеваний дыхательных путей (+4%), а также показавшие отрицательную динамику L02 Гормональные препараты (-5%) и B03 Препараты для лечения анемии (-2%). Суммарная доля «десятки» увеличилась с 85,1% до 85,7%.

Таблица 4. Десять ведущих АТС групп в ДЛО

Место в рейтинге АТС код АТС группа Доля в общем объеме ДЛО, %
9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г. 9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г.
1 1 L04 IMMUNOSUPPRESSANTS 20,5 18,7
2 2 B02 ANTIHEMORRHAGICS 17,0 18,5
3 3 L01 ANTINEOPLASTIC AGENTS 16,3 18,0
4 4 A10 DRUGS USED IN DIABETES 9,6 10,2
5 5 L03 IMMUNOSTIMULANTS 6,5 8,0
6 9 A16 OTHER ALIMENTARY TRACT AND METABOLISM PRODUCTS 6,2 2,1
7 11 J05 ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE 2,9 1,2
8 6 R03 DRUGS FOR OBSTRUCTIVE AIRWAY DISEASES 2,6 3,1
9 7 L02 ENDOCRINE THERAPY 2,2 2,9
10 8 B03 ANTIANEMIC PREPARATIONS 1,8 2,3
Итого 85,7 85,1

Данные о поставках по программе ДЛО в десяти ведущих регионах России представлены в табл.5. Наибольшие объемы закупок и самую высокую динамику демонстрирует рынок Москвы. При этом его доля увеличилась и достигла 30% всех закупок по программе. Второе и третье места по-прежнему принадлежат Московской области и Санкт-Петербургу, однако их доли сократились. Отметим, что рост закупок по программе ДЛО наблюдался в 9 лидирующих регионах. Единственным исключением стала Московская область (-8%). В сумме они аккумулировали 54,7% рынка ДЛО.

Таблица 5. Десять ведущих регионов по объему продаж в ДЛО

Место в рейтинге Регион Доля в общем объеме ДЛО, %
9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г. 9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г.
1 1 Moscow 30,0 24,5
2 2 Moscow Region 4,3 5,6
3 3 Saint Petersburg 3,5 4,0
4 4 North Caucasian FD, Rest 3,0 2,8
5 6 Tatarstan Republic 2,8 2,5
6 5 Krasnodar Region 2,5 2,5
7 7 Sverdlovsk Region 2,4 2,2
8 9 Novosibirsk Region 2,2 2,1
9 8 Rostov Region 2,1 2,2
10 15 Krasnoyarsk Region 1,9 1,6
Итого 54,7 49,9

Заключение. По итогам 9 месяцев 2019г. объем сегмента ДЛО составил 105,940 млрд. руб. (1,633 млрд. долл.) в контрактных ценах. Это на 23% в рублевом эквиваленте и на 18% - в долларовом больше, чем в аналогичном периоде 2018г. В натуральных показателях поставки увеличились на 13%, до 70,351 млн. упаковок. Средняя цена ГЛС, участвующего в программе ДЛО, увеличилась в сравнении с прошлым годом (23,22 долл. против 22,18 долл.).


3 С 2008г. данные по ДЛО представляют собой сведения об отгрузках в контрактных ценах: ценах, по которым государство будет возмещать деньги дистрибьютору.
4 Здесь и далее, если не указано иное, приросты фигурируют в рублевом эквиваленте или национальной валюте.


Cовместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум. Для подготовки материала использовались данные компании IQVIA.




Последние статьи