
Численность населения Южного федерального округа по данным Росстата на 01.01.2018 составляла 16,442 млн. человек – это 11,2% от общей численности населения РФ. По данным Росстата, уровень средней заработной платы в ЮФО в январе-сентябре 2018г. составил 30774 руб. (518,78 долл.), что на 27% ниже среднего показателя по России (42325 руб.).
Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам января-сентября 2018г. объем реализации лекарственных препаратов в ЮФО в натуральном выражении сократился на 3% и был равен 329,762 млн. упаковок. В стоимостном выражении рынок продемонстрировал позитивную динамику в рублевом эквиваленте (+4%) и отрицательную - в долларовом (-1%), и достиг 45,431 млрд. рублей (740,915 млн. долл.) в оптовых ценах (рис.1). На долю округа приходилось 8,4% всех аптечных продаж в России. Средняя стоимость упаковки ГЛС повысилась в сравнении с прошлым годом (2,69 долл.) и была равна 2,73 долл. в розничных ценах. За девять месяцев 2018г. жители ЮФО потратили на приобретение лекарств в среднем 54,85 долл.
Рисунок 1. Аптечный рынок ЮФО за 9 месяцев 2017 – 9 месяцев 2018гг.
Шесть представителей Топ-10 ведущих производителей на рынке Южного федерального округа по итогам января-сентября 2018г. продемонстрировали рост объемов продаж (табл.1). Это позволило трем из них сохранить свои позиции и двум – повысить их. На занятых ранее местах остались лидер рейтинга BAYER (+5%), а также SERVIER и BERLIN-CHEMIE/MENARINI (по +6% у обоих), занимающие четвертую и седьмую строчки. Показавшие позитивную динамику OTCPHARM (+8%) и GLAXOSMITHKLINE (+3%) поднялись на один пункт вверх, на пятое и восьмое места. При этом первый потеснил на строчку вниз компанию SANDOZ несмотря на 6%-й рост ее продаж. Отметим, что рейтинговый прогресс продемонстрировали также два производителя с отрицательной динамикой. Это поднявшиеся на вторую и девятую строчки TEVA (-1%) и ABBOTT (-2%). Две компании с более выраженным снижением продаж, SANOFI (-6%) и STADA (-7%), опустились на третье и последнее места соответственно. Общая доля десяти ведущих компаний сократилась на 0,6 п.п. и составила 34,0%.
Таблица 1.Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Производитель* | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
9 мес. 2018г. | 9 мес. 2017г. | 9 мес. 2018г. | 9 мес. 2017г. | |
1 | 1 | BAYER | 5,2 |
5,2 |
2 | 3 |
TEVA |
4,0 | 4,1 |
3 | 2 |
SANOFI |
3,9 |
4,3 |
4 | 4 |
SERVIER |
3,3 |
3,2 |
5 | 6 |
OTCPHARM |
3,2 |
3,1 |
6 | 5 |
SANDOZ |
3,2 |
3,1 |
7 | 7 |
BERLIN-CHEMIE/MENARIN |
3,1 |
3,0 |
8 | 9 |
GLAXOSMITHKLINE |
2,8 |
2,9 |
9 | 10 | ABBOTT |
2,7 |
2,8 |
10 | 8 |
STADA |
2,7 |
3,0 |
Итого | 34,0 | 34,6 |
В Топ-10 ведущих брендов на рынке региона появилось два новых представителя: на шестую и седьмую строчки поднялись THERAFLU (+10%) и PENTALGIN (+15%) (табл.2). Более высокие позиции удалось занять еще четырем брендам. При этом THERAFLEX (+8%), DETRALEX (+12%) и MIRAMISTIN (+4%) заняли места с третьего по пятое включительно, а INGAVIRIN (+5%) поднялся с последней строчки на восьмую. Неизменными свои позиции сохранили лидеры рейтинга NUROFEN (+0,1%) и ACTOVEGIN (+1%), а также занимающий предпоследнюю строчку KAGOCEL (+2%). Единственным брендом, продажи которого незначительно сократились, а рейтинг снизился на два пункта, стал CARDIOMAGNYL (-0,1%). Суммарная доля десяти ведущих брендов практически не изменилась: 6,2% против 6,1% годом ранее.
Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продажМесто в рейтинге | Бренд | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
9 мес. 2018г. | 9 мес. 2017г. | 9 мес. 2018г. | 9 мес. 2017г. | |
1 | 1 |
NUROFEN |
0,8 |
0,9 |
2 | 2 |
ACTOVEGIN |
0,7 |
0,7 |
3 | 4 |
THERAFLEX |
0,7 |
0,6 |
4 | 7 |
DETRALEX |
0,6 |
0,6 |
5 | 6 |
MIRAMISTIN |
0,6 | 0,6 |
6 | 11 |
THERAFLU |
0,6 |
0,5 |
7 | 12 |
PENTALGIN |
0,6 | 0,5 |
8 | 10 |
INGAVIRIN |
0,6 | 0,5 |
9 | 9 |
KAGOCEL |
0,6 | 0,6 |
10 | 8 |
CARDIOMAGNYL |
0,5 | 0,6 |
Итого | 6,2 | 6,1 |
Лидерами Топ-10 ведущих МНН и группировочных наименований продолжают оставаться XYLOMETAZOLINE (+3%) и IBUPROFEN (+11%) (табл.3). Кроме них, сохранить свои позиции удалось лишь замыкающему «десятку» МНН SILDENAFIL (+2%). Три представителя с опережающей динамикой продаж повысили свои рейтинговые позиции. На строчку вверх, на третье место, поднялось наименование NIMESULIDE (+6%), тогда как комбинация DIOSMIN*HESPERIDIN (+19%) переместилась с седьмой позиции на пятую. Впервые вошедший в Топ-10 ROSUVASTATIN (+17%) расположился на девятом месте. Повысить свой рейтинг на один пункт удалось и сократившему продажи на 2% МНН DICLOFENAC. Оставшиеся представители, напротив, потеряли по одному пункту: наименования PANCREATIN (+1%), BISOPROLOL (+3%) и BLOOD (+1%) опустились на четвертую, шестую и седьмую позиции соответственно. Итоговая доля «десятки» была равна 9,8%, тогда как в аналогичном периоде 2017 г. – 9,6%.
Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продажМесто в рейтинге | МНН/Группировочное наименование | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
9 мес. 2018г. | 9 мес. 2017г. | 9 мес. 2018г. | 9 мес. 2017г. | |
1 | 1 |
XYLOMETAZOLINE |
1,8 | 1,9 |
2 | 2 |
IBUPROFEN |
1,2 | 1,1 |
3 | 4 |
NIMESULIDE |
1,1 | 1,1 |
4 | 3 |
PANCREATIN |
1,1 | 1,1 |
5 | 7 |
DIOSMIN*HESPERIDIN |
0,9 |
0,8 |
6 | 5 |
BISOPROLOL |
0,9 |
0,9 |
7 | 6 |
BLOOD |
0,8 |
0,8 |
8 | 9 |
DICLOFENAC |
0,7 | 0,7 |
9 | 15 |
ROSUVASTATIN |
0,7 |
0,6 |
10 | 10 |
SILDENAFIL |
0,7 |
0,7 |
Итого | 9,8 | 9,6 |
Половине представителей Топ-10 ведущих АТС групп удалось сохранить занятые ранее места (табл.4). Это его лидер M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+5%), а также занимающие пятую строчку и места с седьмого по девятое включительно A07 Противодиарейные, кишечные противовоспалительные и противомикробные препараты (+4%), G03 Половые гормоны (+3%), J05 Противовирусные препараты системного действия (-3%) и R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля (+0,3%). Сократившие продажи на 2% группы J01 Антибактериальные препараты для системного использования и N02 Анальгетики опустились на третью и шестую позиции. При этом на строчку вверх, на второе место, поднялись R01 Назальные препараты (+2%), а более динамичная группа C09 Средства, действующие на ренин-ангиотензиновую систему (+7%) переместилась с шестой строчки на четвертую. Замыкает «десятку» единственный новый ее представитель C05 Ангиопротекторы (+10%). Суммарная доля десяти ведущих АТС групп сократилась на 0,5 п.п., до 36,0%.
Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продажМесто в рейтинге | АТС код | АТС группа | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
9 мес. 2018г. | 9 мес. 2017г. | 9 мес. 2018г. | 9 мес. 2017г. | ||
1 | 1 |
M01 |
ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS |
5,4 | 5,3 |
2 | 3 |
R01 |
NASAL PREPARATIONS |
3,9 |
3,9 |
3 | 2 |
J01 |
ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE |
3,7 |
4,0 |
4 | 6 |
C09 |
AGENTS ACTING ON THE RENIN-ANGIOTENSIN SYSTEM |
3,7 | 3,6 |
5 | 5 |
A07 |
ANTIDIARR.,INTEST. ANTIINFL./ANTIINFECT. AGENTS |
3,6 |
3,6 |
6 | 4 |
N02 |
ANALGESICS |
3,5 | 3,7 |
7 | 7 |
G03 |
SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM |
3,5 |
3,5 |
8 | 8 |
J05 |
ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE |
3,1 |
3,3 |
9 | 9 |
R05 |
COUGH AND COLD PREPARATIONS |
2,8 |
2,9 |
10 | 11 |
C05 |
VASOPROTECTIVES |
2,8 | 2,7 |
Итого | 36,0 | 36,5 |
Заключение. По итогам первых 9 месяцев 2018г. объем аптечного рынка ЮФО составил 55,311 млрд. руб. (901,850 млн. долл.) в розничных ценах. В рублях продажи увеличились на 4%, тогда как в долларах динамика была отрицательной (-1%). В натуральных показателях рынок сократился на 3% и был равен 329,762 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках региона составила 2,73 долл. – это выше показателя предыдущего года (2,69 долл.), но ниже среднего по стране (3,33 долл.). Средние расходы жителей ЮФО на приобретение ГЛС в аптеках по итогам января-сентября 2018г. также оказались ниже средних по стране (54,85 долл. против 73,56 долл.).
Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум