Top.Mail.Ru

Аптечный рынок УФО: итоги первых шести месяцев 2019г.

 1884

Аптечный рынок УФО: итоги первых шести месяцев 2019г.

Численность населения Уральского федерального округа по данным Росстата на 01.01.2019 составляла 12,350 млн. человек – это 8,4% населения РФ. По данным Росстата, уровень средней заработной платы в УФО за 6 месяцев 2019г. составил 50245 руб. (769,10 долл.), что на 9% выше среднего показателя по России (46210 руб.).

Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам первых шести месяцев 2019г. объем реализации лекарственных препаратов в УФО в натуральном выражении увеличился на 6% и составил 188,252 млн. упаковок. В стоимостном выражении рынок продемонстрировал позитивную динамику в рублевом эквиваленте (+5%), отрицательную - в долларовом (-5%), и составил 30,682 млн. рублей (469,533 млн. долл.) в оптовых ценах (рис.1). На долю региональных розничных продаж приходилось 7,8% всех аптечных продаж в России. Средняя стоимость упаковки ГЛС в январе- июне 2019г. в розничных ценах была равна 2,99 долл. против 3,53 долл. годом ранее. В анализируемом периоде жители УФО потратили на приобретение лекарственных препаратов в среднем 45,56 долл.

Рисунок 1. Аптечный рынок УФО за 6 месяцев 2018 – 6 месяцев 2019гг.

Рисунок 1. Аптечный рынок УФО за 6 месяцев 2018 – 6 месяцев 2019гг.

Лидерами розничного рынка Уральского федерального округа по итогам I полугодия 2019г. несмотря на снижение продаж продолжают оставаться компании BAYER (-9%) и SANOFI (-5%) (табл.1). Также на занятом ранее девятом месте остался ABBOTT (+0,4%). Благодаря опережающей динамике производители TEVA (+19%), SANDOZ (+15%) и KRKA (+46%) поднялись на третье, пятое и шестое места соответственно. При этом последний стал единственным новым представителем Топ-10. Оставшиеся четыре участника «десятки», напротив, понизили свои рейтинги. На один пункт вниз, на четвертую строчку, опустился OTCPHARM (-2%), тогда как компании GEDEON RICHTER (-3%), SERVIER (+2%) и STADA (-3%) потеряли по две рейтинговые позиции, заняв седьмое, восьмое и последнее места в Топ-10. Суммарная доля, приходящаяся на десять ведущих производителей, сократилась на 0,5 п.п., до 33,0%.

Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж

Место в рейтинге Производитель* Доля в общем объеме аптечных продаж, %
3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г. 3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г.
1 1 BAYER 4,3 5
2 2 SANOFI 4,3 4,8
3 4 TEVA 3,9 3,4
4 3 OTCPHARM 3,5 3,7
5 7 SANDOZ 3,1 2,8
6 14 KRKA 2,9 2,1
7 5 GEDEON RICHTER 2,9 3,2
8 6 SERVIER 2,8 2,9
9 9 ABBOTT 2,7 2,8
10 8 STADA 2,6 2,8
Итого 33 33,5

* Члены AIPM выделены жирным шрифтом

Наиболее продаваемым брендом в анализируемом периоде стал NUROFEN (+3%), который благодаря позитивной динамике поднялся на первую строчку с третьей (табл. 2). Рост продаж продемонстрировали ещё два представителя данной десятки. Это поднявшийся на седьмое место XARELTO (+1%) и впервые вошедшая в «десятку» LORISTA (+22%). Большинство участников рейтинга продемонстрировали снижение продаж. Однако несмотря на это двум из них, DETRALEX (-5%) и LOZAP (-6%), удалось занять более высокие места, третье и пятое. Четыре бренда с выраженной отрицательной динамикой, напротив, понизили свои рейтинговые позиции. Среди них – и лидировавший ранее INGAVIRIN (-24%), который занял вторую строчку, а также ESSENTIALE (-29%), ACTOVEGIN (-16%) и CARDIOMAGNYL (-21%), опустившиеся на шестую, восьмую и последнюю позиции соответственно. И лишь KAGOCEL (-21%) продолжает занимать четвертое место. Итоговая доля Топ-10 сократилась на 1 п.п., до 5,4%.

Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж

Место в рейтинге Бренд Доля в общем объеме аптечных продаж, %
3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г. 3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г.
1 3 NUROFEN 0,7 0,7
2 1 INGAVIRIN 0,6 0,8
3 7 DETRALEX 0,6 0,6
4 4 KAGOCEL 0,5 0,7
5 9 LOZAP 0,5 0,6
6 2 ESSENTIALE 0,5 0,8
7 10 XARELTO 0,5 0,5
8 6 ACTOVEGIN 0,5 0,6
9 20 LORISTA 0,5 0,4
10 8 CARDIOMAGNYL 0,4 0,6
Итого 5,4 6,4

В рейтинге ведущих МНН и группировочных наименований неизменной осталась лидирующая пятерка (табл.3). Это XYLOMETAZOLINE (-8%), IBUPROFEN (+4%), DIOSMIN*HESPERIDIN (+0,5%), PANCREATIN (+5%) и ROSUVASTATIN (+1%). В нижней части Топ-10 произошли перестановки, причем все оставшиеся наименования продемонстрировали рейтинговый прогресс. Так, с десятого места на шестое поднялся BISOPROLOL (+16%), с девятого на восьмое – NIMESULIDE (-9%). Седьмую и две нижние строчки заняли впервые вошедшие в рейтинг DICLOFENAC (+32%), LOSARTAN (+13%) и ATORVASTATIN (+26%). Кумулятивная доля «десятки» осталась неизменной и была равна 8,9%.

Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж

Место в рейтинге МНН/Группировочное наименование Доля в общем объеме аптечных продаж, %
6 мес. 2019г. 6 мес. 2018г. 6 мес. 2019г. 6 мес. 2018г.
1 1 XYLOMETAZOLINE 1,4 1,6
2 2 IBUPROFEN 1,1 1,1
3 3 DIOSMIN*HESPERIDIN 1 1
4 4 PANCREATIN 1 1
5 5 ROSUVASTATIN 0,8 0,9
6 10 BISOPROLOL 0,8 0,8
7 19 DICLOFENAC 0,7 0,6
8 9 NIMESULIDE 0,7 0,8
9 15 LOSARTAN 0,7 0,6
10 22 ATORVASTATIN 0,7 0,5
Итого 8,9 8,9

В Топ-10 ведущих АТС групп появился один новый представитель: на девятое место с 11 поднялись G04 Препараты для лечения урологических заболеваний (+5%) (табл.4). Кроме того, на строчку вверх поднялись группы C09 Препараты, влияющие на ренин-ангиотензиновую систему (+24%), R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля (+1%) и N02 Анальгетики (-0,2%), которые заняли первое, седьмое и восьмое места со- ответственно. Группа J01 Антибактериальные препараты для системного использования (+8%) улучшила свои позиции на три пункта, поднявшись на четвертое место. Одновременно с этим на один пункт вниз сместились A11 Витамины (+11%), а J05 Противовирусные препараты системного действия (-13%) опустились на две строчки. На занятых ранее местах остались G03 Половые гормоны (-1%), R01 Назальные препараты и B01 Антикоагулянты (по -7% у обеих). В сумме десять ведущих АТС-групп аккумулировали 35,9% регионального рынка против 36,9% годом ранее.

Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж

Место в рейтинге АТС код   АТС группа Доля в общем объеме аптечных продаж, %
3 мес. 2019г.   3 мес. 2018г.   3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г.
1 2 C09 AGENTS ACTING ON THE RENINANGIOTENSIN SYSTEM 4,9 4,2
2 1 M01 ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS 4,9 4,6
3 3 G03 SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM 3,9 4,2
4 7 J01 ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE 3,6 3,5
5 5 R01 NASAL PREPARATIONS 3,4 3,9
6 4 J05 ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE 3,3 4
7 8 R05 COUGH AND COLD PREPARATIONS 3,3 3,4
8 9 N02 ANALGESICS 3,1 3,2
9 11 G04 UROLOGICALS 2,8 2,8
10 10 B01 ANTITHROMBOTIC AGENTS 2,7 3,1
Итого 35,9 36,9

Заключение. В I полугодии 2019г. объем аптечного рынка Уральского федерального округа составил 36,766 млрд. руб. (562,651 млн. долл.) в розничных ценах. Продажи сократились и в рублях (-1%), и в долларах (-10%). В натуральных показателях рынок продемонстрировал позитивную динамику (+6%) и достиг 188,252 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках округа по итогам января-июня 2019г. составила 2,99 долл. – это ниже показателя прошлого года (3,53 долл.) и среднего по стране (3,36 долл.). Ниже оказались и средние расходы жителей УФО на приобретение препаратов в аптеках (45,56 долл. против 58,67 долл.).


Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум 



Последние статьи