
Численность населения Уральского федерального округа по данным Росстата на 01.01.2019 составляла 12,350 млн. человек – это 8,4% населения РФ. По данным Росстата, уровень средней заработной платы в УФО за 6 месяцев 2019г. составил 50245 руб. (769,10 долл.), что на 9% выше среднего показателя по России (46210 руб.).
Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам первых шести месяцев 2019г. объем реализации лекарственных препаратов в УФО в натуральном выражении увеличился на 6% и составил 188,252 млн. упаковок. В стоимостном выражении рынок продемонстрировал позитивную динамику в рублевом эквиваленте (+5%), отрицательную - в долларовом (-5%), и составил 30,682 млн. рублей (469,533 млн. долл.) в оптовых ценах (рис.1). На долю региональных розничных продаж приходилось 7,8% всех аптечных продаж в России. Средняя стоимость упаковки ГЛС в январе- июне 2019г. в розничных ценах была равна 2,99 долл. против 3,53 долл. годом ранее. В анализируемом периоде жители УФО потратили на приобретение лекарственных препаратов в среднем 45,56 долл.
Рисунок 1. Аптечный рынок УФО за 6 месяцев 2018 – 6 месяцев 2019гг.
Лидерами розничного рынка Уральского федерального округа по итогам I полугодия 2019г. несмотря на снижение продаж продолжают оставаться компании BAYER (-9%) и SANOFI (-5%) (табл.1). Также на занятом ранее девятом месте остался ABBOTT (+0,4%). Благодаря опережающей динамике производители TEVA (+19%), SANDOZ (+15%) и KRKA (+46%) поднялись на третье, пятое и шестое места соответственно. При этом последний стал единственным новым представителем Топ-10. Оставшиеся четыре участника «десятки», напротив, понизили свои рейтинги. На один пункт вниз, на четвертую строчку, опустился OTCPHARM (-2%), тогда как компании GEDEON RICHTER (-3%), SERVIER (+2%) и STADA (-3%) потеряли по две рейтинговые позиции, заняв седьмое, восьмое и последнее места в Топ-10. Суммарная доля, приходящаяся на десять ведущих производителей, сократилась на 0,5 п.п., до 33,0%.
Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Производитель* | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | 3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | |
1 | 1 | BAYER | 4,3 | 5 |
2 | 2 | SANOFI | 4,3 | 4,8 |
3 | 4 | TEVA | 3,9 | 3,4 |
4 | 3 | OTCPHARM | 3,5 | 3,7 |
5 | 7 | SANDOZ | 3,1 | 2,8 |
6 | 14 | KRKA | 2,9 | 2,1 |
7 | 5 | GEDEON RICHTER | 2,9 | 3,2 |
8 | 6 | SERVIER | 2,8 | 2,9 |
9 | 9 | ABBOTT | 2,7 | 2,8 |
10 | 8 | STADA | 2,6 | 2,8 |
Итого | 33 | 33,5 |
* Члены AIPM выделены жирным шрифтом
Наиболее продаваемым брендом в анализируемом периоде стал NUROFEN (+3%), который благодаря позитивной динамике поднялся на первую строчку с третьей (табл. 2). Рост продаж продемонстрировали ещё два представителя данной десятки. Это поднявшийся на седьмое место XARELTO (+1%) и впервые вошедшая в «десятку» LORISTA (+22%). Большинство участников рейтинга продемонстрировали снижение продаж. Однако несмотря на это двум из них, DETRALEX (-5%) и LOZAP (-6%), удалось занять более высокие места, третье и пятое. Четыре бренда с выраженной отрицательной динамикой, напротив, понизили свои рейтинговые позиции. Среди них – и лидировавший ранее INGAVIRIN (-24%), который занял вторую строчку, а также ESSENTIALE (-29%), ACTOVEGIN (-16%) и CARDIOMAGNYL (-21%), опустившиеся на шестую, восьмую и последнюю позиции соответственно. И лишь KAGOCEL (-21%) продолжает занимать четвертое место. Итоговая доля Топ-10 сократилась на 1 п.п., до 5,4%.
Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Бренд | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | 3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | |
1 | 3 | NUROFEN | 0,7 | 0,7 |
2 | 1 | INGAVIRIN | 0,6 | 0,8 |
3 | 7 | DETRALEX | 0,6 | 0,6 |
4 | 4 | KAGOCEL | 0,5 | 0,7 |
5 | 9 | LOZAP | 0,5 | 0,6 |
6 | 2 | ESSENTIALE | 0,5 | 0,8 |
7 | 10 | XARELTO | 0,5 | 0,5 |
8 | 6 | ACTOVEGIN | 0,5 | 0,6 |
9 | 20 | LORISTA | 0,5 | 0,4 |
10 | 8 | CARDIOMAGNYL | 0,4 | 0,6 |
Итого | 5,4 | 6,4 |
В рейтинге ведущих МНН и группировочных наименований неизменной осталась лидирующая пятерка (табл.3). Это XYLOMETAZOLINE (-8%), IBUPROFEN (+4%), DIOSMIN*HESPERIDIN (+0,5%), PANCREATIN (+5%) и ROSUVASTATIN (+1%). В нижней части Топ-10 произошли перестановки, причем все оставшиеся наименования продемонстрировали рейтинговый прогресс. Так, с десятого места на шестое поднялся BISOPROLOL (+16%), с девятого на восьмое – NIMESULIDE (-9%). Седьмую и две нижние строчки заняли впервые вошедшие в рейтинг DICLOFENAC (+32%), LOSARTAN (+13%) и ATORVASTATIN (+26%). Кумулятивная доля «десятки» осталась неизменной и была равна 8,9%.
Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | МНН/Группировочное наименование | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
6 мес. 2019г. | 6 мес. 2018г. | 6 мес. 2019г. | 6 мес. 2018г. | |
1 | 1 | XYLOMETAZOLINE | 1,4 | 1,6 |
2 | 2 | IBUPROFEN | 1,1 | 1,1 |
3 | 3 | DIOSMIN*HESPERIDIN | 1 | 1 |
4 | 4 | PANCREATIN | 1 | 1 |
5 | 5 | ROSUVASTATIN | 0,8 | 0,9 |
6 | 10 | BISOPROLOL | 0,8 | 0,8 |
7 | 19 | DICLOFENAC | 0,7 | 0,6 |
8 | 9 | NIMESULIDE | 0,7 | 0,8 |
9 | 15 | LOSARTAN | 0,7 | 0,6 |
10 | 22 | ATORVASTATIN | 0,7 | 0,5 |
Итого | 8,9 | 8,9 |
В Топ-10 ведущих АТС групп появился один новый представитель: на девятое место с 11 поднялись G04 Препараты для лечения урологических заболеваний (+5%) (табл.4). Кроме того, на строчку вверх поднялись группы C09 Препараты, влияющие на ренин-ангиотензиновую систему (+24%), R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля (+1%) и N02 Анальгетики (-0,2%), которые заняли первое, седьмое и восьмое места со- ответственно. Группа J01 Антибактериальные препараты для системного использования (+8%) улучшила свои позиции на три пункта, поднявшись на четвертое место. Одновременно с этим на один пункт вниз сместились A11 Витамины (+11%), а J05 Противовирусные препараты системного действия (-13%) опустились на две строчки. На занятых ранее местах остались G03 Половые гормоны (-1%), R01 Назальные препараты и B01 Антикоагулянты (по -7% у обеих). В сумме десять ведущих АТС-групп аккумулировали 35,9% регионального рынка против 36,9% годом ранее.
Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | АТС код | АТС группа | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | 3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | ||
1 | 2 | C09 | AGENTS ACTING ON THE RENINANGIOTENSIN SYSTEM | 4,9 | 4,2 |
2 | 1 | M01 | ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS | 4,9 | 4,6 |
3 | 3 | G03 | SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM | 3,9 | 4,2 |
4 | 7 | J01 | ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE | 3,6 | 3,5 |
5 | 5 | R01 | NASAL PREPARATIONS | 3,4 | 3,9 |
6 | 4 | J05 | ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE | 3,3 | 4 |
7 | 8 | R05 | COUGH AND COLD PREPARATIONS | 3,3 | 3,4 |
8 | 9 | N02 | ANALGESICS | 3,1 | 3,2 |
9 | 11 | G04 | UROLOGICALS | 2,8 | 2,8 |
10 | 10 | B01 | ANTITHROMBOTIC AGENTS | 2,7 | 3,1 |
Итого | 35,9 | 36,9 |
Заключение. В I полугодии 2019г. объем аптечного рынка Уральского федерального округа составил 36,766 млрд. руб. (562,651 млн. долл.) в розничных ценах. Продажи сократились и в рублях (-1%), и в долларах (-10%). В натуральных показателях рынок продемонстрировал позитивную динамику (+6%) и достиг 188,252 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках округа по итогам января-июня 2019г. составила 2,99 долл. – это ниже показателя прошлого года (3,53 долл.) и среднего по стране (3,36 долл.). Ниже оказались и средние расходы жителей УФО на приобретение препаратов в аптеках (45,56 долл. против 58,67 долл.).
Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум