Top.Mail.Ru

Аптечный рынок ЦФО (без Москвы): итоги первых трёх месяцев 2019г.

 2398

Аптечный рынок ЦФО (без Москвы): итоги первых трёх месяцев 2019г.

Численность населения Центрального федерального округа (без Москвы) по данным Росстата на 01.01.2019 составляла 26,763 млн. человек – это 18,2% от общей численности населения РФ. По данным Росстата, уровень средней заработной платы в ЦФО (с Москвой) по итогам I квартала 2019г. составил 56051 руб. (847,84 долл.), что на 28% выше среднего показателя по России (43944 руб.).

Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам первых трех месяцев 2019г. объем реализации лекарственных препаратов в ЦФО (без Москвы) в натуральном выражении сократился на 4% и составил 234,407 млн. упаковок. В стоимостном выражении объем рынка вырос на 5% в рублевом эквиваленте, но сократился на 10% - в долларовом. При этом объем рынка достиг 39,982 млрд. рублей (605,142 млн. долл.) в оптовых ценах (рис.1). На долю региона приходилось 19,9% российских аптечных розничных продаж. Средняя стоимость упаковки немного снизилась в сравнении с аналогичным периодом 2018 г.: 3,11 долл. против 3,28 долл. в розничных ценах. По итогам I квартала 2019г. жители региона потратили на приобретение ГЛС в аптеках в среднем 27,24 долл.

Рисунок 1. Аптечный рынок ЦФО (без Москвы) за 3 месяца 2018 – 3 месяца 2019гг.

Рисунок 1. Аптечный рынок ЦФО (без Москвы) за 3 месяца 2018 – 3 месяца 2019гг.

По итогам января-марта 2019г. лидирующие позиции в Топ-10 ведущих производителей на аптечном рынке Центрального федерального округа (без Москвы) удалось сохранить компаниям BAYER (+2%), SANOFI (+6%), TEVA (-5%) и SERVIER (+1%) (табл. 1). На занятом ранее шестом месте остался и BERLIN-CHEMIE/MENARINI (+6%). Оставшиеся пять представителей изменили свои позиции, при этом три – повысили их. С седьмого места на пятое поднялась компания KRKA (+20%), с девятого на восьмое - GLAXOSMITHKLINE (+5%), а на последней позиции расположился единственный новый представитель ABBOTT (+8%). Понизили свои рейтинги сокративший продажи OTCPHARM (-8%) и показавший нулевую динамику SANDOZ. Суммарная доля рейтинга сократилась с 34,6% до 33,9%.

Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж

Место в рейтинге Производитель* Доля в общем объеме аптечных продаж, %
3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г. 3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г.
1 1 BAYER 4,7 4,8
2 2 SANOFI 4,3 4,3
3 3 TEVA 3,7 4,1
4 4 SERVIER 3,5 3,6
5 7 KRKA 3,3 2,9
6 6 BERLIN-CHEMIE/MENARINI 3,2 3,2
7 5 OTCPHARM 3,1 3,5
8 9 GLAXOSMITHKLINE 2,8 2,8
9 8 SANDOZ 2,7 2,8
10 11 ABBOTT 2,6 2,6
Итого 33,9 34,6

* Члены AIPM выделены жирным шрифтом

Топ-10 ведущих брендов не изменился по составу, однако в нем произошли перестановки (табл. 2). На первые строчки с 3 и 4 поднялись XARELTO (+41%) и KAGOCEL (+16%). Помимо них, более высокую позицию занял лишь NUROFEN (+20%), который переместился с восьмого места на пятое. Пять представителей, напротив, опустились на более низкие места. Это сократившие продажи INGAVIRIN (-11%) и MEXIDOL (-1%), а также показавшие невысокую динамику CONCOR, ACTOVEGIN (по +2% у обоих) и DETRALEX (+4%). Девятую и десятую строчки сохранили за собой CARDIOMAGNYL (+4%) и PENTALGIN (+3%). Итоговая доля десяти ведущих брендов увеличилась с 7,2% до 7,5%.

Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж

Место  Бренд Доля в общем объеме аптечных продаж, %
3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г. 3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г.
1 3 XARELTO 1,1 0,8
2 4 KAGOCEL 0,8 0,8
3 1 INGAVIRIN 0,8 0,9
4 2 MEXIDOL 0,8 0,8
5 8 NUROFEN 0,8 0,7
6 5 CONCOR 0,7 0,7
7 6 ACTOVEGIN 0,7 0,7
8 7 DETRALEX 0,7 0,7
9 9 CARDIOMAGNYL 0,6 0,6
10 10 PENTALGIN 0,6 0,6
Итого 7,5 7,2

Лидерами Топ-10 ведущих МНН и группировочных наименований продолжают оставаться XYLOMETAZOLINE (+2%) и IBUPROFEN (+13%) (табл.3). На третье место с девятого поднялся самый динамичный среди лидеров RIVAROXABAN (+41%), сместив на позицию вниз BISOPROLOL (+9%), PANCREATIN, NIMESULIDE и DIOSMIN*HESPERIDIN (по +11% у всех трех), а также ETHYLMETHYLHYDROXYPYRIDINE (-1%). Единственный новый представитель рейтинга KAGOCEL (+16%) расположился на девятом месте. На последнюю позицию из-за выраженной отрицательной динамики опустился IMIDAZOLYL ETHANAMIDE PENTANDIOIC ACID (-11%). Кумулятивная доля анализируемой «десятки» увеличилась на 0,4 п.п., до 10,6%.

Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж

Место в рейтинге МНН/Группировочное наименование Доля в общем объеме аптечных продаж, %
3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г. 3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г.
1 1 XYLOMETAZOLINE 1,8 1,9
2 2 IBUPROFEN 1,1 1,1
3 9 RIVAROXABAN 1,1 0,8
4 3 BISOPROLOL 1,1 1
5 4 PANCREATIN 1 1
6 5 NIMESULIDE 1 1
7 6 DIOSMIN*HESPERIDIN 1 0,9
8 7 ETHYLMETHYLHYDROXYPYRIDINE 0,9 0,9
9 11 KAGOCEL 0,8 0,8
10 8 IMIDAZOLYL ETHANAMIDE PENTANDIOIC ACID 0,8 0,9
Итого 10,6 10,2

Не изменились лидеры и в Топ-10 ведущих АТС-групп (табл.4). Ими продолжают оставаться C09 Средства, действующие на ренин-ангиотензиновую систему (+17%), M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+9%) и R01 Назальные препараты (+4%). Кроме того, две последние строчки сохранили за собой G03 Половые гормоны и A07 Противодиарейные, кишечные противовоспалительные и противомикробные препараты (по +4% у обеих). В средней части рейтинга произошли перестановки. Благодаря опережающей динамике более высокие позиции, четвертую и шестую, заняли группы J05 Противовирусные препараты системного назначения (+6%) и B01 Антикоагулянты (+15%). Одновременно с этим показавшие почти нулевой рост продаж J01 Антибактериальные препараты для системного использования (+0,3%), а также сократившие их R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля (-3%) и N02 Анальгетики (-1%) опустились на пятое, седьмое и восьмое места соответственно.  В сумме десять ведущих АТС групп аккумулировали 38,4% регионального рынка, тогда как годом ранее – 38%.

Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж

Место в рейтинге АТС код АТС группа Доля в общем 
3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г. 3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г.
1 1 C09  AGENTS ACTING ON THE RENIN-ANGIOTENSIN SYSTEM 5,4 4,8
2 2 M01  ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS 4,9 4,7
3 3 R01  NASAL PREPARATIONS 4,1 4,1
4 6 J05  ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE 3,8 3,7
5 4 J01  ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE 3,7 3,9
6 8 B01  ANTITHROMBOTIC AGENTS 3,6 3,3
7 5 R05  COUGH AND COLD PREPARATIONS 3,5 3,8
8 7 N02  ANALGESICS 3,4 3,6
9 9 G03  SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM 3,2 3,2
10 10 A07  ANTIDIARR.,INTEST. ANTIINFL./ANTIINFECT. AGENTS 2,8 2,9
Итого 38,4 38

Заключение. По итогам января-марта 2019г. объем аптечного рынка ЦФО (без Москвы) достиг 48,157 млрд. руб. (728,930 млн. долл.). Это на 6% в рублях больше и на 9% в долларах меньше, чем в аналогичном периоде 2018г. В натуральных показателях рынок сократился на 4% и был равен 234,407 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках региона по итогам первых трех месяцев 2019г. составила 3,11 долл. - это ниже, чем годом ранее (3,28 долл.) и меньше среднего по стране показателя (3,26 долл.). Однако расходы жителей региона на приобретение лекарственных препаратов в аптеках оказались выше среднероссийских (27,24 долл. против 24,94 долл.).


Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум 



Последние статьи