
Численность населения Центрального федерального округа (без Москвы) по данным Росстата на 01.01.2019 составляла 26,763 млн. человек – это 18,2% от общей численности населения РФ. По данным Росстата, уровень средней заработной платы в ЦФО (с Москвой) по итогам I квартала 2019г. составил 56051 руб. (847,84 долл.), что на 28% выше среднего показателя по России (43944 руб.).
Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам первых трех месяцев 2019г. объем реализации лекарственных препаратов в ЦФО (без Москвы) в натуральном выражении сократился на 4% и составил 234,407 млн. упаковок. В стоимостном выражении объем рынка вырос на 5% в рублевом эквиваленте, но сократился на 10% - в долларовом. При этом объем рынка достиг 39,982 млрд. рублей (605,142 млн. долл.) в оптовых ценах (рис.1). На долю региона приходилось 19,9% российских аптечных розничных продаж. Средняя стоимость упаковки немного снизилась в сравнении с аналогичным периодом 2018 г.: 3,11 долл. против 3,28 долл. в розничных ценах. По итогам I квартала 2019г. жители региона потратили на приобретение ГЛС в аптеках в среднем 27,24 долл.
Рисунок 1. Аптечный рынок ЦФО (без Москвы) за 3 месяца 2018 – 3 месяца 2019гг.
По итогам января-марта 2019г. лидирующие позиции в Топ-10 ведущих производителей на аптечном рынке Центрального федерального округа (без Москвы) удалось сохранить компаниям BAYER (+2%), SANOFI (+6%), TEVA (-5%) и SERVIER (+1%) (табл. 1). На занятом ранее шестом месте остался и BERLIN-CHEMIE/MENARINI (+6%). Оставшиеся пять представителей изменили свои позиции, при этом три – повысили их. С седьмого места на пятое поднялась компания KRKA (+20%), с девятого на восьмое - GLAXOSMITHKLINE (+5%), а на последней позиции расположился единственный новый представитель ABBOTT (+8%). Понизили свои рейтинги сокративший продажи OTCPHARM (-8%) и показавший нулевую динамику SANDOZ. Суммарная доля рейтинга сократилась с 34,6% до 33,9%.
Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Производитель* | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | 3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | |
1 | 1 | BAYER | 4,7 | 4,8 |
2 | 2 | SANOFI | 4,3 | 4,3 |
3 | 3 | TEVA | 3,7 | 4,1 |
4 | 4 | SERVIER | 3,5 | 3,6 |
5 | 7 | KRKA | 3,3 | 2,9 |
6 | 6 | BERLIN-CHEMIE/MENARINI | 3,2 | 3,2 |
7 | 5 | OTCPHARM | 3,1 | 3,5 |
8 | 9 | GLAXOSMITHKLINE | 2,8 | 2,8 |
9 | 8 | SANDOZ | 2,7 | 2,8 |
10 | 11 | ABBOTT | 2,6 | 2,6 |
Итого | 33,9 | 34,6 |
* Члены AIPM выделены жирным шрифтом
Топ-10 ведущих брендов не изменился по составу, однако в нем произошли перестановки (табл. 2). На первые строчки с 3 и 4 поднялись XARELTO (+41%) и KAGOCEL (+16%). Помимо них, более высокую позицию занял лишь NUROFEN (+20%), который переместился с восьмого места на пятое. Пять представителей, напротив, опустились на более низкие места. Это сократившие продажи INGAVIRIN (-11%) и MEXIDOL (-1%), а также показавшие невысокую динамику CONCOR, ACTOVEGIN (по +2% у обоих) и DETRALEX (+4%). Девятую и десятую строчки сохранили за собой CARDIOMAGNYL (+4%) и PENTALGIN (+3%). Итоговая доля десяти ведущих брендов увеличилась с 7,2% до 7,5%.
Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж
Место | Бренд | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | 3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | |
1 | 3 | XARELTO | 1,1 | 0,8 |
2 | 4 | KAGOCEL | 0,8 | 0,8 |
3 | 1 | INGAVIRIN | 0,8 | 0,9 |
4 | 2 | MEXIDOL | 0,8 | 0,8 |
5 | 8 | NUROFEN | 0,8 | 0,7 |
6 | 5 | CONCOR | 0,7 | 0,7 |
7 | 6 | ACTOVEGIN | 0,7 | 0,7 |
8 | 7 | DETRALEX | 0,7 | 0,7 |
9 | 9 | CARDIOMAGNYL | 0,6 | 0,6 |
10 | 10 | PENTALGIN | 0,6 | 0,6 |
Итого | 7,5 | 7,2 |
Лидерами Топ-10 ведущих МНН и группировочных наименований продолжают оставаться XYLOMETAZOLINE (+2%) и IBUPROFEN (+13%) (табл.3). На третье место с девятого поднялся самый динамичный среди лидеров RIVAROXABAN (+41%), сместив на позицию вниз BISOPROLOL (+9%), PANCREATIN, NIMESULIDE и DIOSMIN*HESPERIDIN (по +11% у всех трех), а также ETHYLMETHYLHYDROXYPYRIDINE (-1%). Единственный новый представитель рейтинга KAGOCEL (+16%) расположился на девятом месте. На последнюю позицию из-за выраженной отрицательной динамики опустился IMIDAZOLYL ETHANAMIDE PENTANDIOIC ACID (-11%). Кумулятивная доля анализируемой «десятки» увеличилась на 0,4 п.п., до 10,6%.
Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | МНН/Группировочное наименование | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | 3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | |
1 | 1 | XYLOMETAZOLINE | 1,8 | 1,9 |
2 | 2 | IBUPROFEN | 1,1 | 1,1 |
3 | 9 | RIVAROXABAN | 1,1 | 0,8 |
4 | 3 | BISOPROLOL | 1,1 | 1 |
5 | 4 | PANCREATIN | 1 | 1 |
6 | 5 | NIMESULIDE | 1 | 1 |
7 | 6 | DIOSMIN*HESPERIDIN | 1 | 0,9 |
8 | 7 | ETHYLMETHYLHYDROXYPYRIDINE | 0,9 | 0,9 |
9 | 11 | KAGOCEL | 0,8 | 0,8 |
10 | 8 | IMIDAZOLYL ETHANAMIDE PENTANDIOIC ACID | 0,8 | 0,9 |
Итого | 10,6 | 10,2 |
Не изменились лидеры и в Топ-10 ведущих АТС-групп (табл.4). Ими продолжают оставаться C09 Средства, действующие на ренин-ангиотензиновую систему (+17%), M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+9%) и R01 Назальные препараты (+4%). Кроме того, две последние строчки сохранили за собой G03 Половые гормоны и A07 Противодиарейные, кишечные противовоспалительные и противомикробные препараты (по +4% у обеих). В средней части рейтинга произошли перестановки. Благодаря опережающей динамике более высокие позиции, четвертую и шестую, заняли группы J05 Противовирусные препараты системного назначения (+6%) и B01 Антикоагулянты (+15%). Одновременно с этим показавшие почти нулевой рост продаж J01 Антибактериальные препараты для системного использования (+0,3%), а также сократившие их R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля (-3%) и N02 Анальгетики (-1%) опустились на пятое, седьмое и восьмое места соответственно. В сумме десять ведущих АТС групп аккумулировали 38,4% регионального рынка, тогда как годом ранее – 38%.
Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | АТС код | АТС группа | Доля в общем | ||
3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | 3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | ||
1 | 1 | C09 | AGENTS ACTING ON THE RENIN-ANGIOTENSIN SYSTEM | 5,4 | 4,8 |
2 | 2 | M01 | ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS | 4,9 | 4,7 |
3 | 3 | R01 | NASAL PREPARATIONS | 4,1 | 4,1 |
4 | 6 | J05 | ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE | 3,8 | 3,7 |
5 | 4 | J01 | ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE | 3,7 | 3,9 |
6 | 8 | B01 | ANTITHROMBOTIC AGENTS | 3,6 | 3,3 |
7 | 5 | R05 | COUGH AND COLD PREPARATIONS | 3,5 | 3,8 |
8 | 7 | N02 | ANALGESICS | 3,4 | 3,6 |
9 | 9 | G03 | SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM | 3,2 | 3,2 |
10 | 10 | A07 | ANTIDIARR.,INTEST. ANTIINFL./ANTIINFECT. AGENTS | 2,8 | 2,9 |
Итого | 38,4 | 38 |
Заключение. По итогам января-марта 2019г. объем аптечного рынка ЦФО (без Москвы) достиг 48,157 млрд. руб. (728,930 млн. долл.). Это на 6% в рублях больше и на 9% в долларах меньше, чем в аналогичном периоде 2018г. В натуральных показателях рынок сократился на 4% и был равен 234,407 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках региона по итогам первых трех месяцев 2019г. составила 3,11 долл. - это ниже, чем годом ранее (3,28 долл.) и меньше среднего по стране показателя (3,26 долл.). Однако расходы жителей региона на приобретение лекарственных препаратов в аптеках оказались выше среднероссийских (27,24 долл. против 24,94 долл.).
Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум