Аптечный рынок СЗФО (без С-Петербурга): итоги первых девяти месяцев 2019г.

 1068

Аптечный рынок СЗФО (без Санкт-Петербурга): итоги первых девяти месяцев 2019г.
Численность населения Северо-Западного федерального округа (без Санкт-Петербурга) по данным Росстата на 01.01.2019г. составляла 8,588 млн. человек – это 5,9% от общей численности населения РФ. По данным Росстата, уровень средней заработной платы в СЗФО (с С.-Петербургом) в январе-сентябре 2019г. составил 51258 руб. (787,62 долл.), что на 11%
выше среднего показателя по России (46057 руб.).

Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам января-сентября 2019г. объем реализации лекарственных препаратов в СЗФО (без Санкт-Петербурга) в натуральном выражении снизился на 5%, до 150,855 млн. упаковок. В стоимостном выражении объем рынка вырос на 3% в рублевом эквиваленте, однако сократился на 4% - в долларовом. Его объем достиг 26,114 млрд. рублей (401,125 млн. долл.) в оптовых ценах (рис.1). Доля региона составила 4,6% от российских розничных аптечных продаж. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках увеличилась в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (3,22 долл.) и была равна 3,31 долл. в розничных ценах. В январе-сентябре 2019г. жители региона потратили на приобретение ГЛС в аптеках в среднем 58,22 долл.

Рисунок 1. Аптечный рынок СЗФО (без Санкт-Петербурга) за 9 месяцев 2018 – 9 месяцев 2019гг.

Рисунок 1. Аптечный рынок СЗФО (без С-Петербурга) за 9 месяцев 2018 – 9 месяцев 2019гг.

По итогам первых девяти месяцев 2019г. неизменной осталась лидирующая тройка рейтинга ведущих производителей аптечного рынка СЗФО (без учета Санкт-Петербурга) (табл.1). Его первые строчки продолжают занимать BAYER (+2%), SANOFI и SERVIER (по -3% у обоих). На четвертую позицию с восьмой поднялась самая динамичная среди лидеров компания KRKA (+23%). При этом она потеснила на один пункт вниз четырех производителей с отрицательной динамикой: TEVA (-6%), GEDEON RICHTER (-3%), OTCPHARM (-1%) и SANDOZ (-7%). Помимо упомянутой KRKA, опережающую позитивную динамику и рейтинговый прогресс продемонстрировали ещё два представителя. Это замыкающие «десятку» GLAXOSMITHKLINE (+6%) и BERLIN-CHEMIE/MENARINI (+5%). Отметим, что последний впервые вошел в состав Топ-10. Суммарная доля десяти ведущих компаний сократилась: 36,8% против 37,6% годом ранее.

Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж 

Место в рейтинге Производитель* Доля в общем объеме аптечных продаж, %   
9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г. 9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г.
1 1 BAYER 4,9 4,9
2 2 SANOFI 4,4 4,6
3 3 SERVIER 4,2 4,4
4 8 KRKA 3,7 3,1
5 4 TEVA 3,7 4
6 5 GEDEON RICHTER 3,6 3,9
7 6 OTCPHARM 3,6 3,8
8 7 SANDOZ 3,2 3,5
9 10 GLAXOSMITHKLINE 2,8 2,7
10 11 BERLIN-CHEMIE/MENARINI 2,7 2,6
Итого 36,8 37,6

* Члены AIPM выделены жирным шрифтом

В состав Топ-10 ведущих брендов вошли два новых представителя (табл. 2). Это занявшие две нижние строчки PENTALGIN (+9%) и ELIQUIS (+47%). Рейтинговый прогресс продемонстрировали ещё четыре бренда. Высокую динамику продолжает показывать бренд XARELTO – его продажи по итогам 9 месяцев увеличились на 36%, что позволило ему подняться на первую позицию с четвертой. Не столь динамичные KAGOCEL (+4%) и ESSENTIALE (+7%) повысили свои рейтинги на один пункт, заняв пятое и восьмое места, а с восьмой позиции на шестую поднялась LORISTA (+14%). Оставшиеся четыре представителя снизили и объемы продаж, и рейтинговые позиции. Это NUROFEN (-1%), DETRALEX (-11%), CONCOR (-6%) и CARDIOMAGNYL (-12%), опустившиеся на места со второго по четвертое включительно и на седьмую позицию. Итоговая доля десяти ведущих брендов увеличилась на 0,2 п.п. и составила 7,5%.

Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж

Место в рейтинге Бренд Доля в общем объеме аптечных продаж, %
9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г. 9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г.
1 4 XARELTO 1 0,8
2 1 NUROFEN 0,9 1
3 2 DETRALEX 0,8 0,9
4 3 CONCOR 0,8 0,9
5 6 KAGOCEL 0,8 0,7
6 8 LORISTA 0,7 0,6
7 5 CARDIOMAGNYL 0,7 0,8
8 9 ESSENTIALE 0,6 0,6
9 11 PENTALGIN 0,6 0,6
10 24 ELIQUIS 0,6 0,4
Итого 7,5 7,3

Несмотря на смену лидера в предыдущем рейтинге, первые четыре строчки Топ-10 ведущих МНН и группировочных наименований продолжают занимать XYLOMETAZOLINE (-1%) и IBUPROFEN (-0,3%), комбинация DIOSMIN*HESPERIDIN (-3%) и МНН BISOPROLOL (+3%) (табл.3). Ниже в Топ-10 произошли перестановки. Благодаря высокой динамике наименования RIVAROXABAN (+36%), ATORVASTATIN (+30%) и DICLOFENAC (+13%) поднялись на пятую, восьмую и десятую строчки соответственно. При этом последние два стали новыми представителями «десятки». В то же время менее динамичные NIMESULIDE (+6%), PANCREATIN (+11%) и LOSARTAN (+12%) опустились на шестое, седьмое и девятое места. В сумме десять ведущих МНН и группировочных наименований аккумулировали 10,9% продаж против 10,4% - годом ранее.

Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж

Место в рейтинге МНН/Группировочное наименование Доля в общем объеме аптечных продаж, %
9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г. 9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г.
1 1 XYLOMETAZOLINE 1,6 1,6
2 2 IBUPROFEN 1,4 1,4
3 3 DIOSMIN*HESPERIDIN 1,2 1,3
4 4 BISOPROLOL 1,2 1,2
5 9 RIVAROXABAN 1 0,8
6 5 NIMESULIDE 1 0,9
7 6 PANCREATIN 0,9 0,9
8 13 ATORVASTATIN 0,9 0,7
9 7 LOSARTAN 0,9 0,8
10 11 DICLOFENAC 0,8 0,7
Итого  10,9 10,4

В рейтинге ведущих АТС групп неизменной осталась тройка лидеров (табл.4). Это C09 Средства, действующие на ренин-ангиотензиновую систему (+14%), M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+4%) и G03 Половые гормоны (+2%). На четвертое место с шестого поднялись B01 Антикоагулянты (+8%), сместив на строчку вниз R01 Назальные препараты (+1%) и N02 Анальгетики (-1%). На один пункт вверх, на седьмую и десятую позиции, удалось подняться группам J01 Антибактериальные препараты для системного использования (-1%) и J05 Противовирусные препараты системного назначения (+2%). При этом последняя стала единственным новым представителем «десятки». Девятое место продолжают занимать C05 Вазопротекторы (-3%), тогда как снизившие продажи на 6% R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля потеряли один рейтинговый пункт и заняли восьмую строчку. На десять ведущих АТС групп приходилось, как и годом ранее, 38,5% региональных аптечных продаж.

Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж

Место в рейтинге АТС код АТС группа Доля в общем продаж, % 
9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г. 9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г.
1 1 C09  AGENTS ACTING ON THE RENIN-ANGIOTENSIN SYSTEM 6 5,3
2 2 M01  ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS 5,2 5,2
3 3 G03  SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM 4,1 4,1
4 6 B01  ANTITHROMBOTIC AGENTS 3,7 3,5
5 4 R01  NASAL PREPARATIONS 3,6 3,7
6 5 N02  ANALGESICS 3,4 3,6
7 8 J01  ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE 3,2 3,4
8 7 R05  COUGH AND COLD PREPARATIONS 3,2 3,5
9 9 C05  VASOPROTECTIVES 3,1 3,3
10 11 J05  ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE 3,1 3,1
Итого 38,5 38,5

Заключение. По итогам января-сентября 2019г. объем аптечного рынка СЗФО (без Санкт-Петербурга) достиг 32,551 млрд. руб. (500,005 млн. долл.). Это на 4% в рублях больше и на 3% в долларах меньше, чем в аналогичном периоде 2018г. В натуральных показателях рынок сократился на 5% и был равен 150,855 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках региона по итогам 9 месяцев 2019 года составила 3,31 долл. – это выше показателя 2018г. (3,22 долл.), но ниже среднего по стране (3,39 долл.). Расходы жителей округа на приобретение ГЛС в аптеках также оказались ниже средних по России (58,22 долл. против 73,61 долл.).


Cовместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум. Для подготовки материала использовались данные компании IQVIA.



Последние статьи