
выше среднего показателя по России (46057 руб.).
Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам января-сентября 2019г. объем реализации лекарственных препаратов в СЗФО (без Санкт-Петербурга) в натуральном выражении снизился на 5%, до 150,855 млн. упаковок. В стоимостном выражении объем рынка вырос на 3% в рублевом эквиваленте, однако сократился на 4% - в долларовом. Его объем достиг 26,114 млрд. рублей (401,125 млн. долл.) в оптовых ценах (рис.1). Доля региона составила 4,6% от российских розничных аптечных продаж. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках увеличилась в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (3,22 долл.) и была равна 3,31 долл. в розничных ценах. В январе-сентябре 2019г. жители региона потратили на приобретение ГЛС в аптеках в среднем 58,22 долл.
Рисунок 1. Аптечный рынок СЗФО (без Санкт-Петербурга) за 9 месяцев 2018 – 9 месяцев 2019гг.
Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Производитель* | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | 9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | |
1 | 1 | BAYER | 4,9 | 4,9 |
2 | 2 | SANOFI | 4,4 | 4,6 |
3 | 3 | SERVIER | 4,2 | 4,4 |
4 | 8 | KRKA | 3,7 | 3,1 |
5 | 4 | TEVA | 3,7 | 4 |
6 | 5 | GEDEON RICHTER | 3,6 | 3,9 |
7 | 6 | OTCPHARM | 3,6 | 3,8 |
8 | 7 | SANDOZ | 3,2 | 3,5 |
9 | 10 | GLAXOSMITHKLINE | 2,8 | 2,7 |
10 | 11 | BERLIN-CHEMIE/MENARINI | 2,7 | 2,6 |
Итого | 36,8 | 37,6 |
* Члены AIPM выделены жирным шрифтом
В состав Топ-10 ведущих брендов вошли два новых представителя (табл. 2). Это занявшие две нижние строчки PENTALGIN (+9%) и ELIQUIS (+47%). Рейтинговый прогресс продемонстрировали ещё четыре бренда. Высокую динамику продолжает показывать бренд XARELTO – его продажи по итогам 9 месяцев увеличились на 36%, что позволило ему подняться на первую позицию с четвертой. Не столь динамичные KAGOCEL (+4%) и ESSENTIALE (+7%) повысили свои рейтинги на один пункт, заняв пятое и восьмое места, а с восьмой позиции на шестую поднялась LORISTA (+14%). Оставшиеся четыре представителя снизили и объемы продаж, и рейтинговые позиции. Это NUROFEN (-1%), DETRALEX (-11%), CONCOR (-6%) и CARDIOMAGNYL (-12%), опустившиеся на места со второго по четвертое включительно и на седьмую позицию. Итоговая доля десяти ведущих брендов увеличилась на 0,2 п.п. и составила 7,5%.
Место в рейтинге | Бренд | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | 9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | |
1 | 4 | XARELTO | 1 | 0,8 |
2 | 1 | NUROFEN | 0,9 | 1 |
3 | 2 | DETRALEX | 0,8 | 0,9 |
4 | 3 | CONCOR | 0,8 | 0,9 |
5 | 6 | KAGOCEL | 0,8 | 0,7 |
6 | 8 | LORISTA | 0,7 | 0,6 |
7 | 5 | CARDIOMAGNYL | 0,7 | 0,8 |
8 | 9 | ESSENTIALE | 0,6 | 0,6 |
9 | 11 | PENTALGIN | 0,6 | 0,6 |
10 | 24 | ELIQUIS | 0,6 | 0,4 |
Итого | 7,5 | 7,3 |
Несмотря на смену лидера в предыдущем рейтинге, первые четыре строчки Топ-10 ведущих МНН и группировочных наименований продолжают занимать XYLOMETAZOLINE (-1%) и IBUPROFEN (-0,3%), комбинация DIOSMIN*HESPERIDIN (-3%) и МНН BISOPROLOL (+3%) (табл.3). Ниже в Топ-10 произошли перестановки. Благодаря высокой динамике наименования RIVAROXABAN (+36%), ATORVASTATIN (+30%) и DICLOFENAC (+13%) поднялись на пятую, восьмую и десятую строчки соответственно. При этом последние два стали новыми представителями «десятки». В то же время менее динамичные NIMESULIDE (+6%), PANCREATIN (+11%) и LOSARTAN (+12%) опустились на шестое, седьмое и девятое места. В сумме десять ведущих МНН и группировочных наименований аккумулировали 10,9% продаж против 10,4% - годом ранее.
Место в рейтинге | МНН/Группировочное наименование | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | 9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | |
1 | 1 | XYLOMETAZOLINE | 1,6 | 1,6 |
2 | 2 | IBUPROFEN | 1,4 | 1,4 |
3 | 3 | DIOSMIN*HESPERIDIN | 1,2 | 1,3 |
4 | 4 | BISOPROLOL | 1,2 | 1,2 |
5 | 9 | RIVAROXABAN | 1 | 0,8 |
6 | 5 | NIMESULIDE | 1 | 0,9 |
7 | 6 | PANCREATIN | 0,9 | 0,9 |
8 | 13 | ATORVASTATIN | 0,9 | 0,7 |
9 | 7 | LOSARTAN | 0,9 | 0,8 |
10 | 11 | DICLOFENAC | 0,8 | 0,7 |
Итого | 10,9 | 10,4 |
Место в рейтинге | АТС код | АТС группа | Доля в общем продаж, % | ||
9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | 9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | ||
1 | 1 | C09 | AGENTS ACTING ON THE RENIN-ANGIOTENSIN SYSTEM | 6 | 5,3 |
2 | 2 | M01 | ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS | 5,2 | 5,2 |
3 | 3 | G03 | SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM | 4,1 | 4,1 |
4 | 6 | B01 | ANTITHROMBOTIC AGENTS | 3,7 | 3,5 |
5 | 4 | R01 | NASAL PREPARATIONS | 3,6 | 3,7 |
6 | 5 | N02 | ANALGESICS | 3,4 | 3,6 |
7 | 8 | J01 | ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE | 3,2 | 3,4 |
8 | 7 | R05 | COUGH AND COLD PREPARATIONS | 3,2 | 3,5 |
9 | 9 | C05 | VASOPROTECTIVES | 3,1 | 3,3 |
10 | 11 | J05 | ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE | 3,1 | 3,1 |
Итого | 38,5 | 38,5 |
Заключение. По итогам января-сентября 2019г. объем аптечного рынка СЗФО (без Санкт-Петербурга) достиг 32,551 млрд. руб. (500,005 млн. долл.). Это на 4% в рублях больше и на 3% в долларах меньше, чем в аналогичном периоде 2018г. В натуральных показателях рынок сократился на 5% и был равен 150,855 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках региона по итогам 9 месяцев 2019 года составила 3,31 долл. – это выше показателя 2018г. (3,22 долл.), но ниже среднего по стране (3,39 долл.). Расходы жителей округа на приобретение ГЛС в аптеках также оказались ниже средних по России (58,22 долл. против 73,61 долл.).
Cовместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум. Для подготовки материала использовались данные компании IQVIA.