Top.Mail.Ru

Аптечный рынок СЗФО (без Санкт-Петербурга): итоги первых девяти месяцев 2018г.

 4646

Аптечный рынок СЗФО (без Санкт-Петербурга): итоги первых девяти месяцев 2018г.

Численность населения Северо-Западного федерального округа (без С.-Петербурга) по данным Росстата на 01.01.2018 составляла 8,600 млн. человек – это 5,9% от общей численности населения РФ. По данным Росстата, уровень средней заработной платы в СЗФО (с С.-Петербургом) по итогам января-сентября 2018г. составил 48295 руб. (786,56 долл.), что на 14% выше среднего показателя по России (42325 руб.).

Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам девяти месяцев 2018г. объем реализации лекарственных препаратов в СЗФО (без Санкт-Петербурга) в натуральном выражении снизился на 5%, до 159,183 млн. упаковок. В стоимостном выражении объем рынка вырос на 5% в рублевом эквиваленте и на 0,2% - в долларовом. При этом его объем достиг 25,418 млрд. рублей (416,757 млн. долл.) в оптовых ценах (рис.1). На долю региона приходилось 4,7% розничных аптечных продаж. Средняя стоимость упаковки увеличилась в сравнении с прошлым годом (3,11 долл.) и была равна 3,22 долл. в розничных ценах. За первые девять месяцев 2018г. жители региона потратили на приобретение ГЛС в аптеках в среднем 59,64 долл. 

Рисунок 1. Аптечный рынок СЗФО (без Санкт-Петербурга) за 9 месяцев 2017 – 9 месяцев 2018гг.

Рисунок 1. Аптечный рынок СЗФО (без Санкт-Петербурга) за 9 месяцев 2017 – 9 месяцев 2018гг.

По итогам января-сентября 2018г. рейтинг ведущих производителей аптечного рынка СЗФО (без учета Санкт-Петербурга) продемонстрировал высокую стабильность (табл.1). Он не изменился по составу и большинство его представителей остались на занятых ранее позициях. Это занимающие места с первого по седьмое включительно BAYER (+6%), SANOFI (-1%), SERVIER и TEVA (по +4% у обоих), а также GEDEON RICHTER (+1%), OTCPHARM и SANDOZ (по +8% у обоих). Перестановки коснулись лишь нижней части Топ-10. Так, из-за сокращения продаж на 3% компания STADA опустилась на две позиции вниз, на последнюю строчку «десятки». Одновременно с этим на один пункт вверх, на восьмое и девятое места, поднялись KRKA (+13%) и GLAXOSMITHKLINE (+1%). Суммарная доля десяти ведущих производителей сократилась с 38,2% до 37,9%.

Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж

Место  в рейтинге Производитель* Доля в общем объеме аптечных  продаж, %
9 мес. 2018г. 9 мес. 2017г. 9 мес. 2018г. 9 мес. 2017г.
1 1 BAYER 5,1 5,0
2 2 SANOFI 
4,6 4,9
3 3 SERVIER  4,4
4,4
4 4 TEVA  4,1 4,1
5 5 GEDEON RICHTER
3,8
4,0
6 6 OTCPHARM
3,8
3,7
7 7 SANDOZ
3,6
3,5
8 9 KRKA
3,1
2,9
9 10 GLAXOSMITHKLINE
2,7
2,8
10 8 STADA
2,7
2,9
Итого     37,9 38,2
* Члены AIPM выделены жирным шрифтом

В рейтинге ведущих брендов на занятой ранее позиции остался лишь один представитель (табл. 2). Это его лидер NUROFEN, удержавший первое место несмотря на сокращение продаж на 4%. Отрицательную динамику продемонстрировали ещё три бренда. Это CONCOR (-5%), KAGOCEL (-3%) и ESSENTIALE (-20%), опустившиеся на третье, шестое и последнее места соответственно. Оставшиеся представители «десятки» показали рейтинговый прогресс. Так, на одну строчку вверх, на вторую и шестую позиции, поднялись DETRALEX (+13%) и CARDIOMAGNYL (+5%). Бренд LORISTA (+9%) улучшил свой рейтинг на два пункта, поднявшись с 10 строчки на восьмую. Три представителя впервые вошли в состав Топ-10. Это XARELTO (+44%), INGAVIRIN (+26%) и PENTALGIN (+16%), которые заняли четвертое, седьмое и девятое места соответственно. Итоговая доля десяти ведущих брендов практически не изменилась и была равна 7,6%.

Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж

Место  в рейтинге Бренд Доля в общем объеме аптечных продаж, %
9 мес. 2018г. 9 мес. 2017г. 9 мес. 2018г. 9 мес. 2017г.
1 1 NUROFEN
1,0
1,0
2 3 DETRALEX
0,9
0,9
3 2 CONCOR
0,9
0,9
4 11 XARELTO
0,8
0,6
5 6 CARDIOMAGNYL
0,8 0,8
6 4 KAGOCEL
0,8
0,8
7 12 INGAVIRIN
0,7 0,6
8 10 LORISTA
0,6 0,6
9 13 PENTALGIN
0,6 0,5
10 5 ESSENTIALE
0,6 0,8
Итого     7,6 7,5

Неизменным остался лидер и в рейтинге ведущих МНН и группировочных наименований - это XYLOMETAZOLINE (-6%) (табл.3). Занятые ранее места, второе, пятое и шестое, сохранили также IBUPROFEN (+7%), NIMESULIDE (-1%) и PANCREATIN (+5%). Среди оставшихся лишь одно наименование, BISOPROLOL (-1%), понизило свой рейтинг, тогда как пять, напротив, повысили их. Так, на один пункт поднялась комбинация DIOSMIN*HESPERIDIN (+20%), а еще одно группировочное наименование ACETYLSALICYLIC ACID* MAGNESIUM (+7%) переместилось вверх на две позиции, на третью и восьмую строчки соответственно. Три новых представителя Топ-10: LOSARTAN (+9%), DROSPIRENONE* ETHINYLESTRADIOL (+8%) и RIVAROXABAN (+44%), заняли седьмое и два последних места. Общая доля «десятки» увеличилась с 10,3% до 10,5%.

Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж

Место в рейтинге МНН/Группировочное наименование Доля в общем объеме аптечных продаж, %
9 мес. 2018г. 9 мес. 2017г. 9 мес. 2018г. 9 мес. 2017г.
1 1 XYLOMETAZOLINE
1,6 1,8
2 2 IBUPROFEN
1,4 1,4
3 4 DIOSMIN*HESPERIDIN
1,3 1,1
4 3 BISOPROLOL
1,2 1,2
5 5 NIMESULIDE
0,9
1,0
6 6 PANCREATIN
0,9
0,9
7 11 LOSARTAN
0,8
0,8
8 10 ACETYLSALICYLIC ACID* MAGNESIUM
0,8 0,8
9 13 DROSPIRENONE*ETHINYLESTRADIOL
0,8
0,8
10 25 RIVAROXABAN
0,8
0,6
Итого    10,5 10,3

В отличие от предыдущих, в Топ-10 ведущих АТС-групп изменился лидер (табл.4). На первую строчку со второй поднялись C09 Средства, действующие на ренин-ангиотензиновую систему (+6%), потеснив с этого места на строчку вниз M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (-0,4%). Похожие перестановки произошли и ниже. Показавшие рост продаж G03 Половые гормоны (+11%) поднялись на строчку вверх, на третье место, сместив на четвертое сократившие продажи на 4% R01 Назальные препараты. Кроме того, более динамичные B01 Антикоагулянты (+17%) переместились с девятого места на шестое, потеснив R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля (+1%) и J01 Антибактериальные препараты для системного использования (+8%). Замыкают «десятку» впервые в нее вошедшие C05 Ангиопротекторы (+13%) и A07 Противодиарейные, кишечные противовоспалительные и противомикробные препараты (+8%).  Только группе N02 Анальгетики (-3%) удалось остаться на занятой ранее пятой позиции. В сумме десять ведущих АТС групп аккумулировали 38,5% рынка, тогда как годом ранее – 38,4%.

Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж

Место в рейтинге АТС код АТС группа Доля в общем объеме аптечных продаж, %
9 мес. 2018г. 9 мес. 2017г. 9 мес. 2018г. 9 мес. 2017г.
1 2 C09
 AGENTS ACTING ON THE RENIN-ANGIOTENSIN SYSTEM 5,4 5,3
2 1 M01
 ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS    
5,2 5,4
3 4 G03
 SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM 
4,1
3,9
4 3 R01
 NASAL PREPARATIONS 3,6 3,9
5 5 N02  ANALGESICS 3,6
3,8
6 9 B01
 ANTITHROMBOTIC AGENTS 3,5 3,1
7 6 R05
 COUGH AND COLD PREPARATIONS
3,5
3,6
8 7 J01
 ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE   
3,4
3,3
9 11 C05
 VASOPROTECTIVES 3,3
3,0
10 12 A07
 ANTIDIARR.,INTEST. ANTIINFL./ ANTIINFECT. AGENTS 3,1 3,0
Итого     38,5 38,4

Заключение. По итогам первых 9 месяцев 2018г. объем аптечного рынка СЗФО (без Санкт-Петербурга) достиг 31,282 млрд. руб. (512,937 млн. долл.). Это на 3% в рублях больше и на 1% в долларах меньше, чем в аналогичном периоде 2017г. В натуральных показателях рынок сократился на 5% и был равен 159,183 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках региона по итогам января-сентября 2018г. составила 3,22 долл. - это больше, чем годом ранее (3,11 долл.), однако ниже, чем в среднем по стране (3,33 долл.). Ниже средних по России оказались и расходы жителей округа на приобретение ГЛС в аптеках (59,64 долл. против 73,56 долл.).

Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум 



Последние статьи