
Численность населения Сибирского федерального округа по данным Росстата на 01.01.2019 составляла 17,173 млн. человек – это 11,7% от общей численности населения РФ. По данным Росстата, уровень средней заработной платы в СФО в январе-июне 2019г. составил 40008 руб. (612,40 долл.), что на 13% ниже среднего показателя по России (46210 руб.).
Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФтм, объем аптечного рынка СФО в I полугодии 2019г. в натуральных показателях практически не изменился (-0,1%) и составил 278,321 млн. упаковок (рис.1). В оптовых ценах рынок продемонстрировал позитивную динамику и в рублевом эквиваленте (+12%), и в долларовом (+1%), и достиг 46,567 млрд. руб. (712,931 млн. долл.). В структуре аптечного рынка России доля округа составляла 11,7% от общего объёма аптечных продаж. Средняя стоимость ГЛС в аптеках СФО по итогам января-июня 2019г. была равна 3,03 долл., тогда как годом ранее – 3,12 долл. Средние расходы жителей СФО на покупку ГЛС в аптеках в этот период были равны 49,08 долл.
Рисунок 1. Аптечный рынок СФО за 6 месяцев 2018 – 6 месяцев 2019гг.
Первые четыре позиции в Топ-10 ведущих производителей на аптечном рынке Сибирского федерального округа по итогам первых шести месяцев 2019 года сохранили компании BAYER (+11%), SANOFI (+10%), TEVA (-2%) и SERVIER (+10%) (табл.1). Также на занятых ранее местах остались OTCPHARM (+6%) и GEDEON RICHTER (+9%). Благодаря опережающей динамике компании KRKA (+27%) и ABBOTT (+14%) поднялись на пятую и девятую строчки. При этом они потеснили на более низкие позиции, седьмую и десятую, SANDOZ (-2%) и STADA (+5%). Общая доля десяти ведущих компаний сократилась более чем на 1 п.п. и была равна 33,2%.
Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Производитель* | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | 3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | |
1 | 1 | BAYER | 4,7 | 4,7 |
2 | 2 | SANOFI | 4,2 | 4,3 |
3 | 3 | TEVA | 3,7 | 4,2 |
4 | 4 | SERVIER | 3,6 | 3,6 |
5 | 7 | KRKA | 3,2 | 2,8 |
6 | 6 | OTCPHARM | 3,1 | 3,3 |
7 | 5 | SANDOZ | 2,9 | 3,4 |
8 | 8 | GEDEON RICHTER | 2,7 | 2,8 |
9 | 10 | ABBOTT | 2,7 | 2,7 |
10 | 9 | STADA | 2,5 | 2,7 |
Итого | 33,2 | 34,3 |
* Члены AIPM выделены жирным шрифтом
В рейтинге ведущих брендов сменился лидер: на первую строчку с 13 поднялся самый динамичный бренд XARELTO (+70%) (табл.2). Более высокие места заняли также DETRALEX (+18%) и LORISTA (+17%), которые переместились на вторую и четвертую строчки. Одновременно с этим лидировавшие ранее LOZAP (+6%) и CARDIOMAGNYL (+1%) опустились с первых двух строчек на третью и шестую. По три рейтинговых пункта потеряли CONCOR (+3%) и ACTOVEGIN (+8%), сместившиеся на седьмое и десятое места. Три представителя «десятки» остались на занятых в прошлом местах. Это NUROFEN (+10%), PENTALGIN (+13%) и MEXIDOL (+14%). В сумме десять ведущих брендов аккумулировали 6,3% продаж, тогда как годом ранее – 6,1%.
Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Бренд | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | 3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | |
1 | 13 | XARELTO | 0,7 | 0,5 |
2 | 3 | DETRALEX | 0,7 | 0,7 |
3 | 1 | LOZAP | 0,7 | 0,7 |
4 | 6 | LORISTA | 0,6 | 0,6 |
5 | 5 | NUROFEN | 0,6 | 0,6 |
6 | 2 | CARDIOMAGNYL | 0,6 | 0,7 |
7 | 4 | CONCOR | 0,6 | 0,7 |
8 | 8 | PENTALGIN | 0,6 | 0,6 |
9 | 9 | MEXIDOL | 0,6 | 0,6 |
10 | 7 | ACTOVEGIN | 0,6 | 0,6 |
Итого | 6,3 | 6,1 |
Рейтинг ведущих МНН и группировочных наименований продемонстрировал высокую стабильность – шесть его представителей не изменили свои позиции (табл. 3). Это занимающие верхние шесть строчек XYLOMET- AZOLINE (+0,4%), IBUPROFEN (+10%), BISOPROLOL (+13%), DIOSMIN*HESPER- IDIN (+11%), PANCREATIN (+16%) и NIMESULIDE (+12%). В нижней части Топ-10 произошли перестановки. Более динамичные LOSARTAN (+13%) и впервые вошедший в «десятку» ATORVASTATIN (+30%) поднялись на седьмую и девятую позиции, потеснив при этом на один пункт вниз ROSUVASTATIN (+9%) и LOSARTAN* HYDROCHLOROTHIAZIDE (+14%). Суммарная доля Топ-10 осталась неизменной и была равна 9,3%.
Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | МНН/Группировочное наименование | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | 3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | |
1 | 1 | XYLOMETAZOLINE | 1,4 | 1,6 |
2 | 2 | IBUPROFEN | 1,1 | 1,1 |
3 | 3 | BISOPROLOL | 1,1 | 1 |
4 | 4 | DIOSMIN*HESPERIDIN | 1 | 1 |
5 | 5 | PANCREATIN | 0,9 | 0,8 |
6 | 6 | NIMESULIDE | 0,8 | 0,8 |
7 | 8 | LOSARTAN | 0,8 | 0,8 |
8 | 7 | ROSUVASTATIN | 0,8 | 0,8 |
9 | 16 | ATORVASTATIN | 0,7 | 0,6 |
10 | 9 | LOSARTAN*HYDROCHLOROTHIAZIDE | 0,7 | 0,7 |
Итого | 9,3 | 9,3 |
Неизменной осталась лидирующая четверка и в рейтинге ведущих АТС- групп (табл. 4). При этом группы C09 Препараты, влияющие на ренин-ангиотензиновую систему (+20%), M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+15%) и G03 Половые гормоны (+14%) не только сохранили, но и укрепили свои позиции благодаря опережающей динамике. Отставание динамики не помешало группе R01 Назальные препараты (+3%) сохранить за собой четвертую строчку. На пятое, седьмое и девятое места поднялись J01 Антибактериальные препараты для системного использования (+8%), B01 Антикоагулянты (+23%) и J05 Противовирусные препараты системного назначения (+12%). При этом они сместили на строчку вниз N02 Анальгетики (+2%), R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля и G04 Препараты для лечения урологических заболеваний (по +7% у обеих). На долю десяти ведущих АТС-групп приходилось 36,5% - это чуть ниже, чем годом ранее (36,7%).
Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | АТС код | АТС группа | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | 3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | ||
1 | 1 | C09 | AGENTS ACTING ON THE RENIN-ANGIOTENSIN SYSTEM | 5,3 | 4,9 |
2 | 2 | M01 | ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS | 4,9 | 4,8 |
3 | 3 | G03 | SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM | 4,4 | 4,3 |
4 | 4 | R01 | NASAL PREPARATIONS | 3,4 | 3,6 |
5 | 6 | J01 | ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE | 3,3 | 3,5 |
6 | 5 | N02 | ANALGESICS | 3,3 | 3,6 |
7 | 8 | B01 | ANTITHROMBOTIC AGENTS | 3,3 | 3 |
8 | 7 | R05 | COUGH AND COLD PREPARATIONS | 3 | 3,2 |
9 | 10 | J05 | ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE | 2,9 | 2,9 |
10 | 9 | G04 | UROLOGICALS | 2,8 | 2,9 |
Итого | 36,5 | 36,7 |
Заключение. По итогам первых шести месяцев 2019г. аптечный рынок Сибирского федерального округа оценивался в 55,047 млн. руб. (842,805 млн. долл.) в ценах конечного потребления. При этом динамика рынка была позитивной (+7%) в рублевом выражении, и отрицательной (-3%) - в долларовом. В натуральных показателях объемы продаж практически не изменились (-0,1%) и составили 278,321 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС сократилась относительно предыдущего года (3,03 долл. против 3,12 долл.), и продолжает оставаться ниже, чем средняя по России цена ГЛС (3,36 долл.). Ниже среднероссийских были и расходы жителей округа на приобретение лекарств в аптеках (49,08 долл. против 58,67 долл.).
Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум