Top.Mail.Ru

Аптечный рынок ГЛС России: итоги первых трех месяцев 2019г.

 2743

Аптечный рынок ГЛС России: итоги первых трех месяцев 2019г.

Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам первых трех месяцев 2019г. объем реализации лекарственных препаратов в стране в натуральном выражении сократился относительно аналогичного периода 2018г. на 2% и составил 1,124 млрд. упаковок. В стоимостном выражении объем рынка вырос на 8% в рублевом эквиваленте и сократился на 7% - в долларовом. При этом он был равен 199,901 млрд. рублей (3,026 млрд. долл.) в оптовых ценах (рис.1). Средняя стоимость упаковки оказалась ниже, чем в предшествовавшем году (3,49 долл.) и была равна 3,26 долл. в розничных ценах. По итогам I квартала 2019г. россияне потратили на приобретение лекарственных препаратов в аптеках в среднем 24,94 долл., тогда как годом ранее – 27,23 долл.

Рисунок 1. Аптечный рынок России за 3 месяца 2018  –  3 месяца 2019 гг.

Рисунок 1. Аптечный рынок России за 3 месяца 2018 – 3 месяца 2019 гг.

По итогам первых трех месяцев 2019г. Топ-10 ведущих производителей на российском аптечном рынке продолжают возглавлять, как и годом ранее, компании BAYER (+2%2), SANOFI (+6%) и TEVA (+1%) хотя их долевое присутствие сократилось из-за отставания динамики (табл. 1). Занятые ранее шестое и седьмое места сохранили также SANDOZ (+4%) и ABBOTT (+11%). Два производителя из состава «десятки» повысили свои рейтинги. Так, на строчку вверх, на четвертое место, поднялся SERVIER (+5%), а на восьмой позиции расположилась впервые вошедшая в Топ-10 и самая динамичная среди лидеров компания KRKA (+27%). При этом они потеснили на один пункт вниз производителей OTCPHARM (-1%), BERLIN-CHEMIE/MENARINI (+10%) и GLAXOSMITHKLINE (+9%). В сумме десять ведущих компаний аккумулировали 33,3% российского рынка, тогда как годом ранее - 33,9%.

Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему госпитальных закупок

Место в рейтинге Производитель* Доля в общем объеме аптечных продаж, %
3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г.
3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г.
1 1 BAYER 4,7 5
2 2 SANOFI 4,3 4,4
3 3 TEVA 3,6 3,8
4 5 SERVIER 3,3 3,4
5 4 OTCPHARM 3,2 3,5
6 6 SANDOZ 3,1 3,2
7 7 ABBOTT 2,9 2,8
8 12 KRKA 2,8 2,4
9 8 BERLIN-CHEMIE/MENARINI 2,8 2,7
10 9 GLAXOSMITHKLINE 2,7 2,7
Итого 33,3 33,9

*Члены AIMP выделены жирным шрифтом

На первое место с третьего в рейтинге ведущих брендов на розничном рынке страны поднялся XARELTO (+42%), который продолжает демонстрировать высокий темп роста продаж (табл. 2). Лидировавший ранее INGAVIRIN, напротив, снизил продажи 3% и опустился на третью позицию. Второе и четвертое места сохранили и, благодаря высокой динамике, укрепили бренды KAGOCEL (+19%) и NUROFEN (+18%). Опережающую динамику продемонстрировали также DETRALEX, CARDIOMAGNYL и MIRAMISTIN (по +10% у всех трех), что позволило первым двум повысить свои рейтинги на один пункт, а последнему – стать единственным новым представителем «десятки». Одновременно с этим не столь динамичные CONCOR (+3%), MEXIDOL (+4%) и ACTOVEGIN (+3%), напротив, потеряли по одной рейтинговой позиции и опустились на места с шестого по восьмое включительно. Итоговая доля «десятки» увеличилась с 6,6% до 6,8%.

Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему госпитальных закупок

Место в рейтинге Бренд Доля в общем объеме аптечных продаж, %
3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г. 3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г.
1 3 XARELTO 0,9 0,7
2 2 KAGOCEL 0,8 0,7
3 1 INGAVIRIN 0,8 0,9
4 4 NUROFEN 0,8 0,7
5 8 DETRALEX 0,6 0,6
6 5 CONCOR 0,6 0,6
7 6 MEXIDOL 0,6 0,6
8 7 ACTOVEGIN 0,6 0,6
9 10 CARDIOMAGNYL 0,6 0,6
10 12 MIRAMISTIN 0,6 0,5
Итого 6,8 6,6

В Топ-10 ведущих МНН и группировочных наименований не изменилась лидирующая тройка: наименования XYLOMETAZOLINE (-0,3%), IBUPROFEN и PANCREATIN (по +14% у обоих) по-прежнему занимают первые три строчки (табл.3). Сохранил свою позицию и NIMESULIDE (+8%), занимающий восьмое место. Три представителя «десятки» продемонстрировали рейтинговый прогресс. С пятого места на четвертое поднялась комбинация DIOSMIN*HESPERIDIN (+15%), с девятого на седьмое – МНН KAGOCEL (+19%). Пятую строчку занял впервые вошедший в Топ-10 RIVAROXABAN  (+42%). При этом менее динамичный BISOPROLOL (+10%) и сократившие продажи наименования ROSUVASTATIN (-2%) и IMIDAZOLYL ETHANAMIDE PENTANDIOIC ACID (-3%) опустились на шестую и две последние строчки соответственно. Суммарная доля «десятки» увеличилась с 9,5% до 9,7%.

Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему госпитальных закупок

Место в рейтинге МНН/Группировочное наименование Доля в общем объеме госпитальных закупок, %
3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г. 3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г.
1 1 XYLOMETAZOLINE  1,6 1,7
2 2 IBUPROFEN
1,1 1,1
3 3 PANCREATIN 1,0 1,0
4 5 DIOSMIN*HESPERIDIN
0,9 0,9
5 11 RIVAROXABAN
0,9 0,7
6 4 BISOPROLOL
0,9 0,9
7 9 KAGOCEL
0,8  0,7
8 8 NIMESULIDE
0,8  0,8
9 7 ROSUVASTATIN
0,8  0,9
10 6 IMIDAZOLYL ETHANAMIDE PENTANDIOIC ACID
0,8  0,9
Итого 9,7 9,5

Как и в предыдущих, в рейтинге ведущих АТС-групп появился один новый представитель: на десятое место с 11 поднялись A07 Противодиарейные, кишечные противовоспалительные и противомикробные препараты (+5%) (табл.4). Лидером рейтинга стала группа C09 Препараты, влияющие на систему ренин-ангиотензин (+20%), которая потеснила на строчку вниз M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+11%). Места с третьего по шестое включительно продолжают занимать группы J05 Противовирусные препараты системного  назначения  (+9%), R01 Назальные препараты (+3%), J01 Антибактериальные препараты для системного назначения (+5%) и R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля (+3%). Показавшие невысокую динамику N02 Анальгетики (+1%) опустились на два пункта вниз, пропустив вперед G03 Половые гормоны (+9%) и В1 Антикоагулянты (+18%). В целом на долю десяти ведущих АТС групп приходилось 37,6%, тогда как годом ранее - 37,5%.

Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему госпитальных закупок

Место в рейтинге АТС АТС группа Доля в общем объеме аптечных продаж, %
3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г. 3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г.
1 2 C09 AGENTS ACTING ON THE RENIN- ANGIOTENSIN SYSTEM 4,9 4,4
2 1 M01 ANTIINFLAMMATORY AND AN- TIRHEUMATIC PRODUCTS 4,7 4,5
3 3 J05 ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE 4 4
4 4 R01 NASAL PREPARATIONS 3,8 4
5 5 J01 ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE 3,7 3,8
6 6 R05 COUGH AND COLD PREPARATIONS 3,5 3,7
7 8 G03 SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM 3,5 3,5
8 9 B01 ANTITHROMBOTIC AGENTS 3,4 3,1
9 7 N02 ANALGESICS 3,3 3,5
10 11 A07 ANTIDIARR.,INTEST. ANTI- INFL./ANTIINFECT. AGENTS 2,8 2,9
Итого 37,6 37,5

Заключение. По итогам I квартала 2019г. объем розничного аптечного рынка страны достиг 241,868 млрд. руб. (3,661 млрд. долл.). Это на 6% в рублях больше и на 8% в долларах меньше, чем в 2018г. В натуральных показателях рынок сократился на 2% относительно аналогичного периода предыдущего года и был равен 1,124 млрд. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках страны по итогам первых трех месяцев 2019г. составила 3,26 долл., тогда как годом ранее она была равна 3,84долл. Средние расходы россиян на приобретение лекарственных препаратов в аптеках в сравнении с предыдущим годом сократились (24,94 долл. против 27,23 долл.).


2Здесь и далее, если не указано иное, приросты фигурируют в рублевом эквиваленте или национальной валюте.
Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум 



Последние статьи