
Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам первых трех месяцев 2019г. объем реализации лекарственных препаратов в стране в натуральном выражении сократился относительно аналогичного периода 2018г. на 2% и составил 1,124 млрд. упаковок. В стоимостном выражении объем рынка вырос на 8% в рублевом эквиваленте и сократился на 7% - в долларовом. При этом он был равен 199,901 млрд. рублей (3,026 млрд. долл.) в оптовых ценах (рис.1). Средняя стоимость упаковки оказалась ниже, чем в предшествовавшем году (3,49 долл.) и была равна 3,26 долл. в розничных ценах. По итогам I квартала 2019г. россияне потратили на приобретение лекарственных препаратов в аптеках в среднем 24,94 долл., тогда как годом ранее – 27,23 долл.
Рисунок 1. Аптечный рынок России за 3 месяца 2018 – 3 месяца 2019 гг.
По итогам первых трех месяцев 2019г. Топ-10 ведущих производителей на российском аптечном рынке продолжают возглавлять, как и годом ранее, компании BAYER (+2%2), SANOFI (+6%) и TEVA (+1%) хотя их долевое присутствие сократилось из-за отставания динамики (табл. 1). Занятые ранее шестое и седьмое места сохранили также SANDOZ (+4%) и ABBOTT (+11%). Два производителя из состава «десятки» повысили свои рейтинги. Так, на строчку вверх, на четвертое место, поднялся SERVIER (+5%), а на восьмой позиции расположилась впервые вошедшая в Топ-10 и самая динамичная среди лидеров компания KRKA (+27%). При этом они потеснили на один пункт вниз производителей OTCPHARM (-1%), BERLIN-CHEMIE/MENARINI (+10%) и GLAXOSMITHKLINE (+9%). В сумме десять ведущих компаний аккумулировали 33,3% российского рынка, тогда как годом ранее - 33,9%.
Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему госпитальных закупок
Место в рейтинге | Производитель* | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
3 мес. 2019г. |
3 мес. 2018г. |
3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | |
1 | 1 | BAYER | 4,7 | 5 |
2 | 2 | SANOFI | 4,3 | 4,4 |
3 | 3 | TEVA | 3,6 | 3,8 |
4 | 5 | SERVIER | 3,3 | 3,4 |
5 | 4 | OTCPHARM | 3,2 | 3,5 |
6 | 6 | SANDOZ | 3,1 | 3,2 |
7 | 7 | ABBOTT | 2,9 | 2,8 |
8 | 12 | KRKA | 2,8 | 2,4 |
9 | 8 | BERLIN-CHEMIE/MENARINI | 2,8 | 2,7 |
10 | 9 | GLAXOSMITHKLINE | 2,7 | 2,7 |
Итого | 33,3 | 33,9 |
*Члены AIMP выделены жирным шрифтом
На первое место с третьего в рейтинге ведущих брендов на розничном рынке страны поднялся XARELTO (+42%), который продолжает демонстрировать высокий темп роста продаж (табл. 2). Лидировавший ранее INGAVIRIN, напротив, снизил продажи 3% и опустился на третью позицию. Второе и четвертое места сохранили и, благодаря высокой динамике, укрепили бренды KAGOCEL (+19%) и NUROFEN (+18%). Опережающую динамику продемонстрировали также DETRALEX, CARDIOMAGNYL и MIRAMISTIN (по +10% у всех трех), что позволило первым двум повысить свои рейтинги на один пункт, а последнему – стать единственным новым представителем «десятки». Одновременно с этим не столь динамичные CONCOR (+3%), MEXIDOL (+4%) и ACTOVEGIN (+3%), напротив, потеряли по одной рейтинговой позиции и опустились на места с шестого по восьмое включительно. Итоговая доля «десятки» увеличилась с 6,6% до 6,8%.
Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему госпитальных закупок
Место в рейтинге | Бренд | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | 3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | |
1 | 3 | XARELTO | 0,9 | 0,7 |
2 | 2 | KAGOCEL | 0,8 | 0,7 |
3 | 1 | INGAVIRIN | 0,8 | 0,9 |
4 | 4 | NUROFEN | 0,8 | 0,7 |
5 | 8 | DETRALEX | 0,6 | 0,6 |
6 | 5 | CONCOR | 0,6 | 0,6 |
7 | 6 | MEXIDOL | 0,6 | 0,6 |
8 | 7 | ACTOVEGIN | 0,6 | 0,6 |
9 | 10 | CARDIOMAGNYL | 0,6 | 0,6 |
10 | 12 | MIRAMISTIN | 0,6 | 0,5 |
Итого | 6,8 | 6,6 |
В Топ-10 ведущих МНН и группировочных наименований не изменилась лидирующая тройка: наименования XYLOMETAZOLINE (-0,3%), IBUPROFEN и PANCREATIN (по +14% у обоих) по-прежнему занимают первые три строчки (табл.3). Сохранил свою позицию и NIMESULIDE (+8%), занимающий восьмое место. Три представителя «десятки» продемонстрировали рейтинговый прогресс. С пятого места на четвертое поднялась комбинация DIOSMIN*HESPERIDIN (+15%), с девятого на седьмое – МНН KAGOCEL (+19%). Пятую строчку занял впервые вошедший в Топ-10 RIVAROXABAN (+42%). При этом менее динамичный BISOPROLOL (+10%) и сократившие продажи наименования ROSUVASTATIN (-2%) и IMIDAZOLYL ETHANAMIDE PENTANDIOIC ACID (-3%) опустились на шестую и две последние строчки соответственно. Суммарная доля «десятки» увеличилась с 9,5% до 9,7%.
Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему госпитальных закупок
Место в рейтинге | МНН/Группировочное наименование | Доля в общем объеме госпитальных закупок, % | ||
3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | 3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | |
1 | 1 | XYLOMETAZOLINE | 1,6 | 1,7 |
2 | 2 |
IBUPROFEN |
1,1 | 1,1 |
3 | 3 | PANCREATIN | 1,0 | 1,0 |
4 | 5 |
DIOSMIN*HESPERIDIN |
0,9 | 0,9 |
5 | 11 |
RIVAROXABAN |
0,9 | 0,7 |
6 | 4 |
BISOPROLOL |
0,9 | 0,9 |
7 | 9 |
KAGOCEL |
0,8 | 0,7 |
8 | 8 |
NIMESULIDE |
0,8 | 0,8 |
9 | 7 |
ROSUVASTATIN |
0,8 | 0,9 |
10 | 6 |
IMIDAZOLYL ETHANAMIDE PENTANDIOIC ACID |
0,8 | 0,9 |
Итого | 9,7 | 9,5 |
Как и в предыдущих, в рейтинге ведущих АТС-групп появился один новый представитель: на десятое место с 11 поднялись A07 Противодиарейные, кишечные противовоспалительные и противомикробные препараты (+5%) (табл.4). Лидером рейтинга стала группа C09 Препараты, влияющие на систему ренин-ангиотензин (+20%), которая потеснила на строчку вниз M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+11%). Места с третьего по шестое включительно продолжают занимать группы J05 Противовирусные препараты системного назначения (+9%), R01 Назальные препараты (+3%), J01 Антибактериальные препараты для системного назначения (+5%) и R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля (+3%). Показавшие невысокую динамику N02 Анальгетики (+1%) опустились на два пункта вниз, пропустив вперед G03 Половые гормоны (+9%) и В1 Антикоагулянты (+18%). В целом на долю десяти ведущих АТС групп приходилось 37,6%, тогда как годом ранее - 37,5%.
Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему госпитальных закупок
Место в рейтинге | АТС | АТС группа | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | 3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | ||
1 | 2 | C09 | AGENTS ACTING ON THE RENIN- ANGIOTENSIN SYSTEM | 4,9 | 4,4 |
2 | 1 | M01 | ANTIINFLAMMATORY AND AN- TIRHEUMATIC PRODUCTS | 4,7 | 4,5 |
3 | 3 | J05 | ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE | 4 | 4 |
4 | 4 | R01 | NASAL PREPARATIONS | 3,8 | 4 |
5 | 5 | J01 | ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE | 3,7 | 3,8 |
6 | 6 | R05 | COUGH AND COLD PREPARATIONS | 3,5 | 3,7 |
7 | 8 | G03 | SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM | 3,5 | 3,5 |
8 | 9 | B01 | ANTITHROMBOTIC AGENTS | 3,4 | 3,1 |
9 | 7 | N02 | ANALGESICS | 3,3 | 3,5 |
10 | 11 | A07 | ANTIDIARR.,INTEST. ANTI- INFL./ANTIINFECT. AGENTS | 2,8 | 2,9 |
Итого | 37,6 | 37,5 |
Заключение. По итогам I квартала 2019г. объем розничного аптечного рынка страны достиг 241,868 млрд. руб. (3,661 млрд. долл.). Это на 6% в рублях больше и на 8% в долларах меньше, чем в 2018г. В натуральных показателях рынок сократился на 2% относительно аналогичного периода предыдущего года и был равен 1,124 млрд. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках страны по итогам первых трех месяцев 2019г. составила 3,26 долл., тогда как годом ранее она была равна 3,84долл. Средние расходы россиян на приобретение лекарственных препаратов в аптеках в сравнении с предыдущим годом сократились (24,94 долл. против 27,23 долл.).
2Здесь и далее, если не указано иное, приросты фигурируют в рублевом эквиваленте или национальной валюте.
Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум