Аптечный рынок ГЛС России: итоги первых девяти месяцев 2019г.

 984

Аптечный рынок ГЛС России: итоги первых девяти месяцев 2019г.
Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам первых девяти месяцев 2019г. объем реализации лекарственных препаратов в стране в натуральном выражении сократился относительно аналогичного периода 2018г. на 2% и составил 3,183 млрд. упаковок. В стоимостном выражении объем рынка вырос на 7% в рублевом эквиваленте и на 0,3% - в долларовом. Его объем был равен 574,976 млрд. рублей (8,835 млрд. долл.) в оптовых ценах (рис.1). Средняя стоимость упаковки оказалась немного выше, чем в предшествовавшем году (3,33 долл.) и была равна 3,39 долл. в розничных ценах. По итогам января-сентября 2019г. россияне потратили на приобретение лекарственных препаратов в аптеках в среднем 73,61 долл., тогда как годом ранее  73,67 долл.

Рисунок 1. Аптечный рынок России за 9 месяцев 2018 – 9 месяцев 2019гг.

ARR_1.jpg

По итогам первых девяти месяцев 2019г. лидирующие позиции на российском аптечном рынке сохранили компании BAYER (+3%1), SANOFI (+1%), TEVA (-1%) и SERVIER (+5%) (табл. 1). Однако отметим, что из-за отставания динамики все четыре снизили долевое присутствие. Ниже в Топ-10 произошли перестановки, в результате которых два представителя повысили свои рейтинги. Это поднявшиеся соответственно на пятое и шестое места SANDOZ (+4%) и впервые вошедшая в «десятку» KRKA (+28%). Одновременно с этим более низкие позиции заняли OTCPHARM (-1%), ABBOTT (+8%)  и  BERLIN-CHEMIE/MENARINI  (+7%).  Компания  GLAXOSMITHKLINE (+11%) продолжает занимать девятую строчку. В сумме десять ведущих компаний аккумулировали 33,3% российского рынка, тогда как годом ранее – 33,8%.

Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж
Место в рейтинге Производитель* Доля в общем объеме аптечных продаж, %
9 мес.
2019г.
9 мес.
2018г.
9 мес.
2019г.
9 мес.
2018г.
1 1 BAYER 4,8 5,0
2 2 SANOFI 4,2 4,4
3 3 TEVA 3,5 3,8
4 4 SERVIER 3,5 3,6
5 6 SANDOZ 3,0 3,1
6 11 KRKA 3,0 2,5
7 5 OTCPHARM 2,9 3,2
8 7 ABBOTT 2,8 2,8
9 9 GLAXOSMITHKLINE 2,8 2,7
10 8 BERLIN-CHEMIE/MENARINI 2,8 2,8
Итого 33,3 33,8

*    Члены AIPM выделены жирным шрифтом

Наиболее продаваемым и динамичным брендом продолжает оставаться XARELTO (+34%) (табл. 2). На вторую позицию с третьей поднялся NUROFEN (+8%), потеснив на строчку вниз DETRALEX (+3%). Четвертое место удерживает CONCOR (+4%). Показавший такую же динамику MEXIDOL (+4%) поднялся на пятое место с шестого, тогда как занимавший эту позицию ранее ACTOVEGIN сократил продажи на 5% и опустился на шестую строчку. Бренд INGAVIRIN (-18%) из-за выраженной отрицательной динамики опустился за пределы «десятки», что позволило наименованиям CARDIOMAGNYL (- 4%), KAGOCEL (-1%), MIRAMISTIN (+4%) и PENTALGIN (+5%) подняться на один пункт вверх, на места с седьмого по десятое включительно. При этом последний впервые вошел в состав «десятки». Её итоговая доля практически не изменилась и составила 6,5%.

Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж

Место в рейтинге Бренд Доля в общем объеме аптечных продаж, %
9 мес.
2019г.
9 мес.
2018г.
9 мес.
2019г.
9 мес.
2018г.
1 1 XARELTO 1,1 0,8
2 3 NUROFEN 0,8 0,7
3 2 DETRALEX 0,7 0,8
4 4 CONCOR 0,7 0,7
5 6 MEXIDOL 0,6 0,6
6 5 ACTOVEGIN 0,6 0,6
7 8 CARDIOMAGNYL 0,5 0,6
8 9 KAGOCEL 0,5 0,6
9 10 MIRAMISTIN 0,5 0,5
10 11 PENTALGIN 0,5 0,5
Итого     6,5 6,6

1 Здесь и далее, если не указано иное, приросты фигурируют в рублевом эквиваленте или национальной валюте.

Один новый представитель появился и в Топ-10 ведущих МНН и группировочных наименований: на девятое место с 11 переместился DICLOFENAC (+19%) (табл.3). Помимо него, на более высокое четвертое место поднялся только RIVAROXABAN (+34%). При этом он сдвинул на один пункт вниз наименования BISOPROLOL (+12%), PANCREATIN (+10%), NIMESULIDE (+8%) и   ROSUVASTATIN   (+1%).   Первые   три   позиции   сохранили   за   собой XYLOMETAZOLINE  (+1%),  IBUPROFEN  и  DIOSMIN*HESPERIDIN  (по  +5%  у обоих), а замыкает рейтинг ETHYLMETHYLHYDROXYPYRIDINE (+4%). Суммарная доля «десятки» увеличилась с 9,8% до 10%.

Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж

Место в рейтинге МНН/Группировочное наименование Доля в общем объеме аптечных продаж, %
9 мес.
2019г.
9 мес.
2018г.
9 мес.
2019г.
9 мес.
2018г.
1 1 XYLOMETAZOLINE 1,5 1,6
2 2 IBUPROFEN 1,1 1,1
3 3 DIOSMIN*HESPERIDIN 1,1 1,1
4 8 RIVAROXABAN 1,1 0,8
5 4 BISOPROLOL 1,0 1,0
6 5 PANCREATIN 1,0 1,0
7 6 NIMESULIDE 0,9 0,9
8 7 ROSUVASTATIN 0,8 0,9
9 11 DICLOFENAC 0,8 0,7
10 10 ETHYLMETHYLHYDROXYPYRIDINE 0,7 0,7
Итого     10,0 9,8

В отличие от предыдущих, в Топ-10 ведущих АТС-групп сменился лидер: на первую строчку со второй поднялись C09 Препараты, влияющие на систему ренин-ангиотензин (+21%), показавшие наиболее высокую динамику (табл.4). Они потеснили на позицию вниз группу M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+6%). Ниже в рейтинге произошли ещё две перестановки. Благодаря опережающей динамке группа В1 Антикоагулянты (+13%) поднялась с пятого на третье место, сместив на строчку вниз G03 Половые гормоны (+6%) и R01 Назальные препараты (+5%). На два пункта вверх, на восьмую позицию, переместились также C05 Вазопротекторы (+4%), тогда как занимавшие это место ранее J05 Противовирусные препараты системного назначения из-за снижения продаж на 4%, напротив, опустились на последнюю строчку. Группы J01 Антибактериальные препараты для системного назначения (+4%), N02 Анальгетики (+2%) и A07 Противодиарейные, кишечные противовоспалительные и противомикробные препараты (-0,2%) продолжают занимать шестое, седьмое и девятое места соответственно. В сумме на долю десяти ведущих АТС групп приходилось 36,3%, годом ранее - 36,4%.

В отличие от предыдущих, в Топ-10 ведущих АТС-групп сменился лидер: на первую строчку со второй поднялись C09 Препараты, влияющие на систему ренин-ангиотензин (+21%), показавшие наиболее высокую динамику (табл.4). Они потеснили на позицию вниз группу M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+6%). Ниже в рейтинге произошли ещё две перестановки. Благодаря опережающей динамке группа В1 Антикоагулянты (+13%) поднялась с пятого на третье место, сместив на строчку вниз G03 Половые гормоны (+6%) и R01 Назальные препараты (+5%). На два пункта вверх, на восьмую позицию, переместились также C05 Вазопротекторы (+4%), тогда как занимавшие это место ранее J05 Противовирусные препараты системного назначения из-за снижения продаж на 4%, напротив, опустились на последнюю строчку. Группы J01 Антибактериальные препараты для системного назначения (+4%), N02 Анальгетики (+2%) и A07 Противодиарейные, кишечные противовоспалительные и противомикробные препараты (-0,2%) продолжают занимать шестое, седьмое и девятое места соответственно. В сумме на долю десяти ведущих АТС групп приходилось 36,3%, годом ранее - 36,4%.

Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж
Место в рейтинге АТС
код
АТС группа Доля в общем объеме аптечных продаж, %
9 мес.2019г. 9 мес.
2018г.
9 мес.
2019г.
9 мес.
2018г.
1 2 C09 AGENTS ACTING ON THE RENIN- ANGIOTENSIN SYSTEM 5,2 4,6
2 1 M01 ANTIINFLAMMATORY AND AN- TIRHEUMATIC PRODUCTS 5,0 4,9
3 5 B01 ANTITHROMBOTIC AGENTS 3,8 3,5
4 3 G03 SEX HORMONES AND MODULA- TORS OF THE GENITAL SYSTEM 3,7 3,8
5 4 R01 NASAL PREPARATIONS 3,5 3,6
6 6 J01 ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE 3,4 3,5
7 7 N02 ANALGESICS 3,1 3,2
8 10 C05 VASOPROTECTIVES 2,9 3,0
9 9 A07 ANTIDIARR.,INTEST. ANTIINFL./ ANTIINFECT. AGENTS 2,9 3,1
10 8 J05 ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE 2,8 3,1
Итого        
  36,3   36,4

Заключение. По итогам января-сентября 2019г. объем розничного аптечного рынка страны достиг 703,159 млрд. руб. (10,805 млрд. долл.). Это на 6% в рублях больше и на 0,2% в долларах меньше, чем в 2018г. В натуральных показателях рынок сократился на 2% относительно аналогичного периода предыдущего года и был равен 3,183 млрд. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках страны за первые девять месяцев 2019г. составила 3,39 долл., тогда как годом ранее она была равна 3,33 долл. Средние расходы россиян на приобретение лекарственных препаратов в аптеках в сравнении с предыдущим годом немного сократились (73,61 долл. против 73,67 долл.).

Cовместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум.  Для подготовки материала использовались данные компании IQVIA.



Последние статьи