
Интервью с первым заместителем руководителя фракции «Единая Россия», членом комитета Государственной думы по охране здоровья, д.м.н. Т.В.ЯКОВЛЕВОЙ.
- Татьяна Владимировна, по Вашему мнению, в чем сложности формирования нашей системы лекарственного обеспечения?
- Думаю, что такая система должна строиться на сочетании методов экономической и социальной политики государства с учетом широкого ряда юридических, морально-этических, научных подходов и норм. Существующие в развитых странах лекарственные системы, опирающиеся на более широкие финансовые возможности государства и населения, не подходят нам для слепого копирования. Это касается и советской модели, которая по ряду параметров была в свое время передовой, но не может быть образцом для построения современной системы лекарственного обеспечения. Нам нужна своя собственная система лекарственного обеспечения – максимально эффективная, ориентированная на здоровье и качество жизни граждан страны.
- Какие задачи надо решить, чтобы наша система лекарственного обеспечения строилась на этих принципах?
- При решении этих задач необходимо прежде всего учитывать взаимосвязь проблем данной сферы. Ведь система лекарственного обеспечения включает в себя практически весь жизненный цикл. Она начинается с разработки лекарств и заканчивается розничными продажами. Такой подход не нарушит чувствительный механизм функционирования системы лекарственного обеспечения. Однако сегодня остро нужна новая целостная Концепция национальной лекарственной политики с самым широким общественным обсуждением данной темы.
Хочу особо подчеркнуть, что опыт, накопленный за последние два десятилетия нашего существования в рамках рыночной системы, позволяет считать, что рыночные принципы не могут быть основой системы лекарственного обеспечения. Это вызвано тем, что в основе этой системы лежит фармацевтический бизнес, целью которого является частная прибыль, а не здоровье граждан, которое является важной составляющей безопасности страны. А в бизнесе царствуют законы рынка, часто далекие от законов морали.
- Какова должна быть роль государства в этом процессе?
- Государство должно нести ответственность за доступность, качество и равноправие системы лекарственного обеспечения населения. Хочу подчеркнуть, что не закон рынка, а закон социальной справедливости должен быть определяющим в системе лекарственного обеспечения. Процесс коммерциализации отечественной системы здравоохранения, и в том числе лекарственного обеспечения запущен, и его едва ли сегодня можно уже остановить. Надо постараться хотя бы остановить процессы деформации регуляторной системы государства рынком, которая за счет коррупции и других легальных и нелегальных методов снижает свою эффективность. Надо подчеркнуть, что невнимательность к этим факторам приводит к нарушению прав граждан и высоким тратам населения за лекарственную помощь. Такая ситуация существует несмотря на то, что объем финансирования лекарств для льготных категорий граждан в России ежегодно увеличивается на 15-30%. Думаю, что сам рост расходов государства на здравоохранение, являясь значимым фактором, не должен быть единственным инструментом реализации принципа доступности и качества ЛС населению.
- Татьяна Владимировна, как Вы думаете, какие меры должно предпринять правительство в условиях кризиса?
- Прежде всего считаю, что в условиях кризиса недопустимо снижать расходы на ЛС в рамках государственных программ. Правительство хорошо это понимает и последовательно претворяет данный принцип в жизнь. К сожалению, надо признать, что даже простое увеличение финансирования на лекарственное обеспечение без значительных изменений в этой сфере не приведет к положительным результатам. Перечень этих проблем я не буду перечислять, он известен. Наша задача – найти политическое мужество и проявить мудрость в их решении.
Вот, например, на сегодня необходимо быстро решить проблемы в сфере стандартизации, регистрации, с учетом ценообразования. Очень важно внедрить в практику управления лекарственным обеспечением фармакоэкономические принципы. Повысить доказательность эффективности и клинической оправданности используемых в госпрограммах ЛС. Расширить меры по обеспечению ЛС уязвимых групп населения – жителей отдаленных регионов, военных гарнизонов, домов престарелых, детей в интернатах, одиноких и тяжелобольных и т. д. Правительству надо предпринять срочные меры для развития ресурсной базы системы лекарственного обеспечения. И что особенно важно, чтобы развитие отечественной фармацевтической индустрии стало одним из наших приоритетов развития страны.
- По Вашему мнению, как можно добиться решения этой приоритетной задачи, имеющей не только большую социально-политическую значимость, но и фактор безопасности страны?
- Считаю, что для этого нам надо в первую очередь решить проблему прозрачности и высокой коррупционности всей существующей системы лекарственного обеспечения. Мне представляется, что есть один путь ее решения – это создание и внедрение ясных, четких принципов, понятных для всех участников системы. Поэтому все элементы системы лекарственного обеспечения, а особенно в сфере реализации программ государственной поддержки, должны быть максимально прозрачными и открытыми. Причем не на уровне деклараций, а в реальной практике. Только так мы сможем уничтожить ржавчину коррупции, разъедающей эту сферу, и многократно увеличить эффективность ее управления. Надо отметить, что актуальной задачей остается и внедрение механизмов оценки клинической эффективности применения ЛС. Это особенно важно при формировании Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств. В этом перечне могут находиться только ЛС с доказанной эффективностью. Важно, чтобы и процедура включения ЛС была прозрачной. У нас существует нерациональное использование выделяемых денежных средств на лекарственное обеспечение, которое ведется без учета экономической целесообразности, что приводит к колоссальным финансовым потерям. В конечном итоге снижается эффективность государственных программ в данной сфере. По мнению ряда экспертов, только внедрение фармако-экономических принципов в систему лекарственного обеспечения в РФ позволило бы сэкономить порядка 20-30% государственного бюджета!
- По сообщениям печати в аптечные сети всего мира все больше попадают фальшивые лекарства. Что надо сделать, чтобы победить это зло, смертельно опасное для человечества?
- По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), фальсификация ЛС наряду с малярией, СПИДом и курением стало одним из четырех зол мирового здравоохранения. Сегодня доля фальсифицированных лекарств на российском фармацевтическом рынке по ряду оценок составляет ориентировочно 12%. С учетом этого можно считать, что ЛС в России не хуже, чем в развитых странах, а возможно даже лучше. Но этот факт, к сожалению, обусловлен не столько качественной работой наших контрольно-разрешительных органов, а скорее небольшими объемами продаж ЛС и невыгодностью фальсификации большинства ЛС. С ростом объема российского фармацевтического рынка и число подделываемых препаратов, очевидно, будет расти. Видимо уже сегодня надо, опережая ситуацию, разработать стратегию борьбы с этим злом. Бороться с этой напастью должны мы все, всенародно, каждый член нашего общества, всем миром, объединив усилия с мировой общественностью. Только так ее можно победить. Пока же, к сожалению, у нас эта борьба отдана на откуп специальным органам. Возникает вопрос, где же наша российская общественность, почему не слышен ее голос, где позиция общественных организаций по борьбе с этим злом?
- Татьяна Владимировна, что Вы можете сказать о проблемах, связанных с реализацией Федерального закона ФЗ-94?
- К сожалению, надо признать, что в ряде случаев наблюдается прямо катастрофическая ситуация с закупками ЛС. Наиболее важные недостатки его реализации. Прежде всего, это невозможность осуществления закупок ЛС в экстренных случаях; трудности планирования поставок; невозможность учесть существенное изменение потребности в ЛС под влиянием сезонности обострения ряда заболеваний.
По моему мнению, комплексное решение указанных вопросов, разработка и внедрение качественных стандартов лекарственного обеспечения, а главное – поэтапный переход на страховые принципы позволят создать прочный фундамент системы лекарственного обеспечения.
Сегодня некоторые могут сказать, что, возможно, период кризисной неопределенности не лучшее время для того, чтобы стратегически перестраивать подходы к управлению системой лекарственного обеспечения и его ресурсной базы. Однако если мы не будем меняться и меняться быстро, то это лучшее время может просто не наступить. Все недостатки существующей системы лекарственного обеспечения в стране в условиях кризиса резко обостряются, и мы не должны упускать время для их решения.
В заключение хочу сказать, что за всеми нашими размышлениями о совершенствовании системы лекарственного обеспечения, мы должны помнить и доносить до населения всеми возможными способами необходимость беречь и уважать собственное здоровье и, соответственно, минимизировать необходимость применения ЛС за их ненадобностью. Одной из наших главных целей должно стать воспитание в нашем обществе культуры бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих граждан.
Интервью подготовил и провел Ю.ИГНАТОВ