Top.Mail.Ru

Рынок препаратов для лечения заболеваний кожи


Рынок препаратов для лечения заболеваний кожи
В данном обзоре представлен анализ рынка препаратов для лечения заболеваний кожи1. Исследование включало продажи розничного (по данным розничного аудита IMS), больничного сегментов и ОНЛС и охватывало период с I полугодия 2008 г. по I полугодие 2010 гг. включительно. Все данные приведены в оптовых ценах.

Согласно данным IMS Health, объем продаж анализируемого сегмента в I полугодии 2010 г. составил 9,1 млрд. руб. в оптовых ценах, что на 43,4% превысило показатель прошлого года. В натуральном эквиваленте объем реализации достиг 218,5 млн. упаковок (+17,0% относительно 2009 г.). Таким образом, драйвером роста рынка стал рост средней цены за упаковку, которая составила 41,6 руб. в 2010 г. (+22,5% по сравнению с 2009 г.). На отечественном фармрынке представлено более 220 торговых наименований средств для лечения заболеваний кожи, которые производят более 120 компаний.

Рассматриваемый рынок препаратов включает 10 АТС-групп 2-го уровня (рис. 2). Наибольшая доля продаж данного сегмента (в денежном эквиваленте) приходится на препараты группы D07 [Глюкокортикостероиды для местного лечения заболеваний кожи], при этом в натуральном выражении более 50% объема продаж обеспечивает группа D08 [Антисептики и дезинфицирующие препараты].

Реализация препаратов рассматриваемого сегмента осуществляется преимущественно через аптеки (более 95% продаж), 4,1% продаж приходится на больничный сектор, на ОНЛС – менее 1%. Подавляющая часть этих лекарственных средств (более 80%) реализуется без рецепта врача. На рецептурные препараты приходится чуть менее 20%.

Российский рынок препаратов для лечения заболеваний кожи – это рынок дженериков, доля которых составляет более 70%, около 60% из них - традиционные препараты. При этом важно отметить, что оригинальные препараты занимают около 30% сегмента в стоимостном выражении, однако их доля в упаковках не превышает 4% (рис. 3).

Топ-10 производителей препаратов для лечения заболеваний кожи представлена в основном зарубежными компаниями (табл. 1), лидером среди которых является Novartis. Однако доля этой компании в денежном выражении сократилась за 2 года на -1,1 п.п. в основном за счет снижения продаж препаратов Ламизил (-1,6 п.п.) и Элидел (-0,5 п.п.). Вторую строчку в рейтинге занимает компания Merck Sharp & Dohme, которая продемонстрировала наибольшее снижение доли продаж (-1,9 п.п.) из-за препаратов Тридерм и Фридерм.

В течение рассматриваемого периода был отмечен рост доли компаний «Лаборатории Галдерма» (+2,0 п.п.) за счет продаж препаратов Лоцерил и Базирон АС и «Акрихин-Фарма» (+1,5 п.п.) за счет реализации препаратов Акридерм и Левомеколь.

Важно отметить среди ведущих производителей отечественную компанию ИНФАМЕД, выпускающую препарат «Мирамистин». Суммарная доля десятки лидеров по итогам I полугодия 2010 г/ составила 14,4% в натуральном и 49,9% в стоимостном выражении, ее рост за 2 года составил +2,4 п.п.

Среди торговых наименований (табл. 2) лидером продаж в денежном выражении остается препарат Ламизил, несмотря на снижение его доли на -1,6 п.п. за 2 года. Важно отметить рост доли препаратов Йода раствор спиртовой и Лоцерил (+1,1 п.п. и +1,5 п.п. соответственно за 2 года). Наибольшее падение продемонстрировали препараты Ламизил (-1,6 п.п.) и Адвантан (-0,4 п.п.). Общая доля десятки в денежном выражении выросла на 0,7 п.п. и составила 25,0%, доля в упаковках увеличилась всего на +0,1 п.п., достигнув 14,6% сегмента.
В таблице 3 представлены рейтинги продаж торговых наименований в каждой подгруппе АТС 2-го уровня рассматриваемого сегмента.

Почти половина продаж ЛС изучаемого сегмента в денежном выражении приходится на препараты, производимые в странах Европы (рис. 4), прежде всего в Германии и Швейцарии. Важно, однако, подчеркнуть, что в натуральном выражении львиная доля объемов реализации (75,6%) приходится на препараты российского происхождения.

Представляет интерес анализ сегментации цен в рассматриваемой группе препаратов (рис. 5). В I полугодии 2010 г. основная доля продаж в денежном выражении приходилась на препараты среднеценового сегмента («от 100 до 300 руб.»), которая, однако, сократилась за 2 года в пользу более дорогих препаратов «от 300 до 500 руб.» (+9,6 п.п.). На 1,8 п.п. увеличилась доля высокоценового сегмента «от 500» руб. за упаковку. При этом в натуральном выражении абсолютное большинство продаж (более 80%) приходилось на  дешевые препараты - «менее 50» руб. за упаковку.

Препараты рассматриваемого сегмента представлены преимущественно наружными лекарственными формами, основная доля приходится на мази и кремы (более 40%). Однако на протяжении рассматриваемого периода доля кремов сократилась на -1,5 п.п. за счет роста реализации таких форм, как гели (+0,8 п.п.) и порошки (+1,2 п.п.).

Таким образом, характерными чертами отечественного рынка препаратов для лечения заболеваний кожи являются:
- Высокий темп роста в натуральном и денежном выражении (+17,0% и +43,4% соотвественно в I полугодии 2010 г. по сравнению с I полугодием 2009 г.).
- Рынок препаратов для лечения заболеваний кожи – рынок лекарственных средств генерического происхождения.
- Реализация происходит в основном через аптечный сегмент.
- Отпуск лекарственных средств данного сегмента осуществляется в основном без рецепта врача.
- Зависимость от импорта. Группа представлена преимущественно зарубежными, прежде всего европейскими, препаратами.
- Основной объем продаж в денежном выражении приходится на препараты среднеценового сегмента («от 100 до 300 руб.» за упаковку).
- Преобладание наружных лекарственных форм в структуре сегмента.

[1] Исследование включало препараты АТС группы  D [Препараты для лечения заболеваний кожи].

Файл:  Загрузить


Фармацевтический рынок