
На этапе формирования розничного фармацевтического рынка Российской Федерации основными факторами, влияющими на предпочтения потребителей при выборе аптечного учреждения, являлись широта ассортимента и качество лекарственных средств (ЛС). Несколько позднее к ним добавилось наличие дисконтных и бонусных программ, а также ряда дополнительных услуг и специальных предложений. В последнее же время решающее значение для потребителя при покупке ЛС приобрел ценовой фактор. Во многих крупных городах РФ открылись и продолжают открываться розничные аптечные предприятия, позиционирующие себя как аптеки-дискаунтеры с низкими ценами на медикаменты. Предполагаемая ценовая политика таких торговых организаций отражена в названиях и рекламных сообщениях: «Аптека низких цен», «Лекарства со склада», «Социальная», «Аптека-эконом», «Аптечный склад», «Лекарства могут быть дешевле» и т.п. Однако наряду с массовым открытием аптек-дискаунтеров успешно продолжают функционировать аптечные учреждения с «традиционными» подходами к формированию розничной наценки.
С целью выявить соответствие заявленного уровня цен реальному в аптечных дискаунтерах ранее (? в 2008-2011 гг.) нами был проведен кластерный анализ по ценовому фактору розничного фармацевтического рынка г. Хабаровска [1]. Алгоритм подготовки ценового мониторинга в аптеках и оценки его результатов заключался в предварительном проведении АВС-анализа розничных продаж ЛС в регионе, определении границ ценовых сегментов, формировании случайной выборки в каждом ценовом сегменте, расчете ценовых отклонений в каждом аптечном учреждении от среднегородской цены, определении достоверности различий в уровне цен. [1]. В 2008 г., когда на рынке не были широко представлены «аптеки низких цен», были выделены три кластера аптек с ценовым разбросом между крайними кластерами, не превышающим 12%. Проведенный ценовой мониторинг розничного фармацевтического рынка г. Хабаровска в 2011 г. подтвердил формирование нового кластера аптечных учреждений с ценами на ЛС, существенно более низкими, чем среднерыночные.
Таким образом, в связи с динамичным изменением ценовых показателей торговых предприятий фармацевтического рынка представляет интерес, во-первых, определить границы и наполненность кластеров в г. Хабаровске в январе-феврале 2012 г. (? в настоящее время) и оценить отклонения от средних рыночных цен для каждого кластера; во-вторых, сопоставить уровень цен в «дешевом» кластере г. Хабаровска с уровнями цен в аптеках-дискаунтерах других городов России; в-третьих, оценить ценовую политику торговых аптечных предприятий в других городах Дальнего Востока.
Для проведения ценового мониторинга в январе и феврале 2012 г. были выбраны 95 розничных аптечных учреждений г. Хабаровска, представляющих аптечные сети либо являющихся крупными аптеками с большим оборотом (всего 19 аптечных сетей).
На первом этапе рассчитывались отклонения цен на ЛС в каждой аптечной сети от среднегородского ценового значения. Однофакторный дисперсионный анализ полученных данных по всем участвовавшим в мониторинге товарным позициям показал, что различия в уровне цен между разными аптечными сетями являлись статистически значимыми. Было выделено четыре кластера, в каждый из которых вошло разное число аптек. С использованием критерия Шеффе была подтверждена статистическая достоверность различий уровней цен на ЛС в разных кластерах.
В таблице 1 представлены результаты статистической обработки отклонений цен на ЛС в четырех выделенных кластерах в 2012 г.
Как видно из таблицы, разница в уровне цен между крайними кластерами 1 и 4 превысила 21%, что соответствует результатам 2011 г.
На рисунке 1 представлены ценовые отклонения в аптечных учреждениях г. Хабаровска, участвовавших в мониторинге, от средних цен в первом кластере аптек. В «дешевый» кластер вошли 5 аптечных предприятий, позиционировавших себя как аптеки-дискаунтеры. Однако еще две «аптеки низких цен» были отнесены ко второму и третьему кластерам, и, следовательно, их реальный ценовой уровень намеренно или случайно не соответствует позиционируемому.
На следующем этапе проводился ценовой мониторинг аптек-дискаунтеров, расположенных в разных субъектах РФ. Были выбраны три аптечных учреждения г. Москвы и по одной аптечной сети в следующих городах: Нижнем Новгороде, Перми, Челябинске, Владивостоке, Томске, Новосибирске, С.-Петербурге, Кемерово. Как показано на рисунке 1, 9 аптек перечисленных городов по уровню цен соответствовали «дешевому» кластеру г. Хабаровска, две аптечные сети были отнесены ко второму ценовому кластеру. Самые низкие цены на медикаменты были отмечены в Томске и Новосибирске: отклонение -3,3% и -3,1%, соответственно, от средних цен кластера 1 г. Хабаровска (табл. 2). Дополнительно в таблице 2 представлены отклонения по группе ЖВЛП, наценки на которые жестко регламентированы правительством. Схожие показатели с группой ЛС, скорее всего, свидетельствуют о том, что аптеки-дискаунтеры не используют всю разрешенную по каждому товару наценку.
На следующей диаграмме представлены средние отклонения цен на ЛС в 40 аптечных сетях или крупных одиночных аптеках разных территорий Дальнего Востока (рис. 2). В январе и феврале 2012 г. был проведен мониторинг цен на ЛС в 19 розничных аптечных учреждениях г. Магадана, в 18 аптеках г. Комсомольска-на-Амуре, в 17 аптечных предприятиях г. Южно-Сахалинска, в 9 аптеках г. Биробиджана, в 23 аптечных предприятиях г. Благовещенска и в 18 аптечных учреждениях г. Советская Гавань и п. Ванино. На рисунке 2 отражено, что реально соответствуют кластерной модели г. Хабаровска только аптечные сети ЕАО (г. Биробиджан). Высокие средние цены в аптеках Южно-Сахалинска, Магадана, Советской Гавани и Ванино обусловлены в т.ч. отсутствием оптовых складов крупных национальных и региональных дистрибьюторов, а также большой долей транспортных, коммунальных и иных издержек в конечной цене на ЛС. В качестве аптек-дискаунтеров позиционируют себя несколько учреждений г. Биробиджана и г. Благовещенска, однако реальный уровень цен в «аптеках низких цен» г. Благовещенска не соответствует 1 и 2 кластеру г. Хабаровска.
Подводя итоги, отметим, что кластерная модель, построенная по результатам ценового мониторинга розничного фармацевтического рынка г. Хабаровска, может быть использована в анализе аптечного рынка России. Большая часть аптек-дискаунтеров РФ имеют схожие уровни цен на ЛС и соответствуют своему позиционированию на рынке. В некоторых городах и районах Дальнего Востока «аптеки низких цен» отсутствуют как класс аптечных учреждений, а уровень цен в прочих аптеках очень высок относительно нижней ценовой планки розничного фармацевтического рынка России.
Литература
1. Степанов А.С. Подходы к проведению сравнительной оценки уровня цен на лекарственные средства в розничных аптечных организациях /А.С. Степанов // Практический маркетинг. – 2011. - №11. - С. 56-61.