
Согласно данным IMS Health, по итогам 9 месяцев 2011 г. объем реализации лекарственных препаратов в госпитальном сегменте РФ (рис. 1) в натуральном выражении увеличился на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 421,6 млн. упаковок. В денежном выражении госпитальный рынок увеличился на 10,7% и достиг 34,8 млрд. руб. в оптовых ценах. Средняя стоимость упаковки составила 82,5 руб. в оптовых ценах.
В структуре ценовых сегментов (рис. 2) наибольшая доля продаж в денежном выражении приходится на препараты высокоценового сегмента «> 500 руб.», которая увеличилась на 1% по сравнению с прошлым годом. При этом в натуральном выражении львиную долю продаж составляют препараты с ценой «< 50 руб.» за упаковку.
В структуре продаж по федеральным округам (рис. 3) по итогам 9 месяцев 2011 г. лидируют Москва и Приволжье, меньше всего продаж приходится на Северо-Запад (без учета С.-Петербурга) и Дальний Восток.
Десятка ведущих производителей фармацевтического рынка в госпитальном сегменте в денежном выражении представлена зарубежными компаниями. Лидером среди них является компания Sanofi-aventis (табл. 1). Наибольший прирост в денежном выражении был характерен для компании Pfizer (+33,2%). Снижение продаж в денежном выражении наблюдалось только у компании Merck Sharp Dohme (-5,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).
Суммарная доля десятки лидеров сократилась на 1,1 п.п. в упаковках, в денежном выражении - увеличилась на 0,6 п.п.
Наиболее продаваемым препаратом на территории РФ в госпитальном сегменте по итогам 9 месяцев 2011 г. (табл. 2) является Хлорид натрия, как в натуральном, так и стоимостном выражении (с долей рынка 19,6 и 4,6% соответственно).
Наибольший рост продаж наблюдался у препаратов Таксотер и Фраксипарин относительно прошлого года (+87,5% в натуральном и +63,8% в денежном выражении и + 62,2 и 64,4% соответственно).
Суммарная доля десятки ведущих препаратов составила 31,5% в упаковках, увеличившись на 3,7 п.п. относительно прошлого года. В стоимостном выражении суммарная доля достигла 16,3% (рост составил 2 п.п. относительно прошлого года).
В рейтинге ведущих EphMRA групп (табл. 3.) лидируют препараты группы J01 [Антибактериальные препараты для системного использования].
Важно отметить, что все группы препаратов продемонстрировали положительный рост продаж за 9 месяцев 2011 г. по сравнению с прошлым годом. Исключение составила группа N05 [Психоаналептики] (продажи ее снизились на 8,9% в натуральном и на 7,6% в денежном выражении).
Суммарная доля ведущих групп увеличилась на 0,3 п.п. в натуральном выражении по сравнению с прошлым периодом, составив 64,7%. В стоимостном выражении суммарная доля выросла на 2,2 п.п. по сравнению с 9 месяцами 2010 г. до 58,7% сегмента.