Top.Mail.Ru

Аналитические исследования аптечного рынка Дальневосточного федерального округа (2007--2012 гг.)

 7287

Аналитические исследования аптечного рынка Дальневосточного федерального округа (2007--2012 гг.)
А.С. СТЕПАНОВ, к. фарм. н., Вычислительный центр ДВО РАН, Дальневосточный государственный медицинский университет Минздрава России, Хабаровск

Особенности географического положения российского Дальнего Востока, специфика его социально-экономических и демографических характеристик отражаются на состоянии регионального фармацевтического рынка. Так, на показатели рынка лекарственных препаратов (ЛП) и биологически активных добавок (БАД) региона оказывают влияние различия в покупательской способности населения, которые определяются неравномерностью развития как разных субъектов Дальневосточного федерального округа (ДФО), так и населенных пунктов внутри одного субъекта [1]. Структура заболеваемости в каждом регионе также имеет свои особенности, что оказывает непосредственное воздействие на характеристики фармрынка ДФО. Кроме того, отсутствие развитой транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке способствует увеличению сроков поставки ЛП и БАД, что, в свою очередь, приводит к дефектуре или, напротив, определяет высокий уровень товарных запасов фармацевтических организаций. Следствием этого является неудовлетворенность спроса, повышение издержек фармацевтического бизнеса, высокий уровень цен на оптовом и розничном рынках ЛП.


При оценке показателей развития розничного фармацевтического рынка были использованы данные, опубликованные ЦМИ «Фармэксперт», DSM Group, IMS Health, а также Росстатом. Кроме того, в период с 2007 по 2012 г. проводились собственные исследования, заключавшиеся в статистической обработке данных розничных продаж ЛП и БАД в более чем 150 аптечных организациях разных регионов Дальнего Востока с использованием ценового сегментирования и группировки ЛП в соответствии с АТХ-классификацией. С целью проведения сравнительного анализа уровня цен на региональном розничном фармацевтическом рынке в течение 2008--2012 гг. осуществлялся ценовой мониторинг в 300 аптечных организациях восьми субъектов ДФО. Полученные данные, а также анализ прайс-листов 18 региональных и национальных дистрибьюторских организаций легли в основу исследования ценовых изменений на фармацевтическом рынке Дальнего Востока в период с 2007 по 2012 г.

За последние годы, по данным ЦМИ «Фармэксперт», доля фармацевтического рынка Дальнего Востока в общем объеме фармрынка РФ снизилась с 5% в 2008 г. до 4,5% в 2012 г. В целом по России, согласно интегрированной информации ведущих маркетинговых агентств, в период 2007--2012 гг. максимальный рост продаж ЛП в стоимостном выражении (27,2%) был отмечен в 2008 г. В 2009 г. рост продаж по отношению к 2008 г. составил 23,6%, в 2010--2012 гг. темпы роста находились на уровне 11--14,3%. В то же время рост продаж ЛП на Дальнем Востоке в 2009 и 2010 гг. превышал соответствующий среднероссийский показатель. Так, в 2009 г., по данным ЦМИ «Фармэксперт», темпы роста рынка ЛП в стоимостном выражении составляли 29,8% в Хабаровском и 28,9% в Приморском крае, в 2010 г. -- 24,2 и 17,6% соответственно. В 2011--2012 гг. положительные изменения динамики аптечного рынка ЛП Хабаровского края в денежном выражении составляли около 9%, показатель Приморского края колебался в пределах от 3 до 11%. В натуральном измерении региональный и федеральный рынки ЛП прирастали в 2007, 2008, 2010 гг. (в диапазоне от 2 до 7%). Потери дальневосточного рынка ЛП в натуральных показателях в 2009 г. составляли 5--6%, в 2011--2012 гг. рынок Хабаровского края терял ежегодно по 2%, Приморского края -- до 8%.

Проведенный автором анализ структуры продаж ЛП в субъектах ДФО в период с 2007 по 2012 г. подтвердил тезис о неравномерности развития регионов в округе. В таблице 1 представлены доли верхнего и нижнего ценовых сегментов в общем объеме коммерческих продаж ЛП в регионах в 2012 г. в сравнении с 2007 г. Так, доля продаж ЛП ценового сегмента «до 50 руб.» в 2012 г. в южной части Хабаровского и Приморского края (13,2--14,5%) была несколько выше среднероссийского показателя (10,2%). Относительные продажи в сегменте «до 50 руб.» в северных регионах ДФО (Камчатский край, Магаданская область, Чукотский АО) находились в диапазоне от 10,8 до 13,1% и были вполне сопоставимы с показателями юга Хабаровского и Приморского края, что, однако, было вызвано естественным переходом товарных наименований в более дорогие сегменты. В то же время доля ЛП стоимостью до 50 руб. существенно превышала российский показатель в Амурской области, Якутии, Еврейской автономии и на севере Приморского края (от 24,7 до 36,7%). Снижение относительных продаж ЛП дешевого ценового сегмента в среднем по РФ в 2012 г. относительно 2007 г. находилось на уровне 50%, схожие значения были характерны для Магаданской и Сахалинской областей, а также Камчатского края. В других регионах, за исключением Республики Саха, доля продаж ЛП сегмента «до 50 руб.» за 6 лет уменьшилась более чем на 20%. В то же время изменение доли дорогого ценового сегмента в регионах ДФО отличалось большей вариативностью: в 2012 г. в Еврейской АО она увеличилась практически в три раза, тогда как в Магаданской и Сахалинской областях, а также в Чукотском АО -- менее чем в 1,5 раза.

Проведенный автором анализ относительной реализации ЛП разных АТХ-групп 1-го уровня в 2007 и 2012 гг. на фармрынках ДФО и РФ позволил установить, что категориями-лидерами постоянно являлись группы A (ЛП, влияющие на пищеварительный тракт и обмен веществ), R (ЛП для лечения заболеваний респираторной системы), C (ЛП для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы), N (ЛП для лечения заболеваний нервной системы). Наибольшие изменения в целом по ДФО были характерны для категории A: доля относительных продаж препаратов, входящих в группу, за 6 лет возросла с 14,9 до 18,5%. В 2012 г. в целом по всей территории Дальнего Востока 1-е место с долей в 18,5% в общем объеме продаж заняла группа А, 2-е место -- группа R (16,9%), на 3-м и 4-м месте с показателями 13,7 и 11,0% находились группы С и N (табл. 2). Для сравнения: в РФ доли категорий A, R, C, N в общем объеме продаж коммерческого рынка ЛС в 2012 г. составляли 19,8, 12,6, 12,5 и 11,9% соответственно. С использованием критерия Стьюдента была установлена достоверность различий в объеме продаж ЛП для лечения заболеваний респираторной системы на федеральном и региональном рынках (4,3%).

В то же время относительная доля продаж ЛП остальных АТХ-групп во всех субъектах ДФО характеризовалась высокой вариативностью, что свидетельствует о разной структуре заболеваемости населения территориальных образований Дальнего Востока. Так, например, в целом по региону относительная реализация ЛП категории S находилась на уровне продаж в РФ, при этом численное значение показателя в Магаданской области практически в два раза превышало соответствующее значение показателя в Амурской области и Еврейской АО (табл. 2). Как показано в таблице 2, наибольшая региональная вариабельность относительной доли в продажах характерна для категорий B, H, L -- 32, 32,2 и 63,8% соответственно.

В дальнейшем проводился сравнительный анализ изменений на региональном и федеральном аптечных рынках БАД в период с 2007 по 2012 г. Аналитическое исследование рынка БАД ДФО базировалось на результатах статистической обработки данных о продажах более 150 дальневосточных аптечных организаций и их сравнении с динамикой федерального рынка, которая представлена в интегрированной информации маркетинговых агентств ЦМИ «Фармэксперт», DSM Group, IMS Health. Темпы роста дальневосточного рынка БАД в натуральных показателях в 2007--2008 гг. достигали 19%, что, в принципе, соответствовало российским показателям. В 2009 г. наблюдался максимальный спад реализации на рынке БАД, в 2011 и 2012 гг. снижение продаж БАД в ДФО не превышало соответственно 4 и 1% к уровню предыдущего года. В то же время в стоимостном выражении в течение 2011--2012 гг. наблюдался рост продаж БАД на фармацевтическом рынке. Так, например, в 2012 г. среднероссийский показатель роста продаж БАД составил 21%, в Хабаровском и Приморском краях -- 14 и 10% соответственно.

Анализ ценового сегментирования регионального рынка БАД показал, что доля проданных БАД в ценовом сегменте «до 50 руб.» в общем объеме реализации возросла с 18,4% в 2008 г. до 23,2% в 2012 г. Вместе с тем относительные продажи в сегменте «свыше 500 руб.» снизились с 12,5% в 2008 г. до 10,4% в 2012 г.

Анализ ценовых изменений на региональном фармацевтическом рынке проводился в два этапа: с 2007 по 2010 г. и с 2010 г. по июль 2013 г. В общем виде предложенная методика исследования ценовой динамики заключалась в получении информации о ценах оптового и розничного рынков (прайс-листы дистрибьюторов и результаты ценового мониторинга аптечных организаций), построении рядов месячных ценовых изменений, статистической обработке рядов и выявлении корреляционных связей, расчете ценовых индексов для товарных групп в регионе [2].

Рост цен на оптовом и розничном рынках ЛП и БАД в первый период (2007--2010 гг.), характеризовавшийся кризисными и посткризисными явлениями в экономике, составлял около 35%. При этом наиболее значительный рост цен наблюдался в период с сентября 2008 г. по март 2009 г.: ценовые изменения на рынке БАД превышали 15%, на рынке ЛП -- 25% [2].

На рисунке 1 представлены значения ценовых индексов в июле 2013 г. относительно января 2010 г. в категориях ЛП и БАД на дальневосточном фармацевтическом рынке. В этот период общий рост цен на ЛП на Дальнем Востоке составил 15,1%. В целом эти изменения соответствовали динамике федерального рынка: по данным маркетингового агентства, рост цен на ЛП в России находился на уровне 19%, по данным Росстата -- в пределах 17%. Однако в дальневосточном регионе значение среднего ценового индекса в группе ЛП за вычетом ЖНВЛП превысило 27%. За аналогичный период цены в категории ЖНВЛП изменились в значительно меньшей степени: ежегодный годовой прирост не превышал 2--3%. Ценовой индекс категории БАД в июле 2013 г. относительно января 2010 г. находился на уровне 18%.

В период 2008--2012 гг. была разработана и апробирована методика проведения ценового мониторинга и сравнительной оценки уровня цен на ЛП в аптечных организациях Дальнего Востока с использованием методов кластерного анализа [3]. Алгоритм подготовки и оценки результатов ценового мониторинга в аптеках заключался в предварительном проведении АВС-анализа розничных продаж ЛП в регионе, определении границ ценовых сегментов, формировании случайной выборки в каждом ценовом сегменте, расчете ценовых отклонений в каждой аптечной организации от среднегородской цены на ЛП, определении достоверности различий в уровне цен аптек [3]. В 2008 г., когда на региональном рынке еще не были широко представлены «аптеки низких цен», были выделены три кластера аптек с ценовым разбросом между крайними кластерами, не превышающим 12%. В 2011 г. было достоверно установлено образование нового для дальневосточного региона кластера -- «аптек низких цен», при этом отклонения в ценах в аптечных организациях, отнесенных, соответственно, к «дорогому» и «дешевому» кластерам, превышали 20% [3]. Проведенный в дальнейшем анализ подтвердил соответствие цен в аптеках-дискаунтерах юга Дальнего Востока и аптечных организациях с аналогичным позиционированием в крупных городах других регионов России [4]. На рисунке 2 представлено распределение аптечных организаций разных субъектов ДФО по ценовым кластерам, по оси ординат отложено среднее значение отклонений в ценах на ЛП в аптеках от среднего уровня цен кластера 1. Границы кластеров были определены в ходе проведенной кластеризации розничного фармацевтического рынка Хабаровска в 2012 г. [4]. Как следует из рисунка 2, ценовые отклонения в аптеках Хабаровска могли достигать 32% от средних цен в аптечных организациях «дешевого» ценового кластера. Проведенная в 2012 г. оценка уровня цен в более чем 300 аптечных организациях, представленных в 21 населенном пункте 8 субъектов дальневосточного региона, позволила определить регионы с максимальным ценовым отклонением от средних значений нижнего ценового кластера Хабаровска: Камчатский край (35--65%), Магаданская область (30--50%), Сахалинская область (25--40%).

Цены в аптечных организациях южной части Приморского края и Еврейской АО в целом соответствовали ценовым показателям аптек южной части Хабаровского края. В Республике Саха, центральной части Хабаровского и северной части Приморского края ценовые отклонения в аптечных организациях находились в пределах 15--40% от средних значений кластера 1. Средние отклонения цен на ЛП в разных аптеках Амурской области отличались достаточно высокой вариативностью, превышение над ценами аптек-дискаунтеров юга Дальнего Востока составляло от 5 до 45%.

Таким образом, проведенные исследования позволили определить основные показатели, характеризующие состояние фармацевтического рынка Дальнего Востока в 2007--2013 гг. Особенности экономики и неравномерность развития территорий Дальнего Востока оказали влияние как на структуру продаж фармрынка, так и на уровень цен в аптечных организациях разных субъектов округа.


Список литературы
1.    Минакир П.А., Прокапало О.М. Региональная экономическая динамика. Дальний Восток. Хабаровск, ДВО РАН, 2010; 304.
2.    Степанов А.С., Матвиенко Р.А., Сапожников А.А., Оценка ценовых изменений на фармацевтическом рынке Дальнего Востока. Ремедиум, 2010; 2: 42-46.
3.    Степанов А.С. Подходы к проведению сравнительной оценки уровня цен на лекарственные средства в розничных аптечных организациях. Практический маркетинг, 2011; 11: 56-61.
4.    Степанов А.С., Матвиенко Р.А., Сапожников А.А. Применение кластерного анализа для определения уровня цен на розничном фармацевтическом рынке Дальнего Востока. Ремедиум, 2012; 4: 51-55.



Файл:  Загрузить


Фармацевтический рынок