
Пожалуй, одной из самых востребованных групп можно назвать ЛС для лечения различных заболеваний пищеварительной системы. Особенно в летний период, когда высок риск отравлений, расстройств пищеварения, кишечных инфекций и других состояний. Например, многие покупатели просят подобрать энтеросорбенты для домашней аптечки или приобретают средства от диареи перед поездкой в экзотические страны. Переедание и несдержанность в принятии алкогольных напитков в местах с системой «все включено» могут привести к нарушению функций печени. Учитывая повышенный спрос, мы предлагаем сравнить показатели продаж этих групп препаратов за 2012 и 2013 годы*.
* По данным компании IMS Health
Энтеросорбенты
Популярность ЛС данной группы объясняется их механизмом действия. Поглощая и связывая токсические вещества и их метаболиты, они способны быстро и эффективно нормализовать работу ЖКТ при различных состояниях.
Отряд Carbo activates. Традиционно большим спросом пользуется активированный уголь, чьи абсорбирующие свойства хорошо известны не одному поколению потребителей.
Однако несмотря на то, что, по данным компании IMS Health, препараты активированного угля различных отечественных производителей занимают первые 5 мест в топе продаж в натуральном выражении за 2012–2013 годы, практически все позиции (кроме активированного угля от компании «Медисорб») показали падение продаж по количеству упаковок (табл. 1). Возможно, это связано с тем, что потребители стали отдавать предпочтение более современным средствам.
В денежном выражении продажи препаратов активированного угля показывают более высокие показатели (табл. 2).
Таблица 1. ТОП-5 энтеросорбентов по объемам продаж в натуральном выражении, 2012–2013 гг.
№ |
Торговое наименование |
Компания |
Форма выпуска |
Упак. за 2012 год |
Упак. за 2013 год |
Прирост, % |
1 |
Уголь активированный |
ФАРМСТАНДАРТ |
Таблетки |
37 591 108 |
36 766 883 |
-2 |
2 |
Уголь активированный |
МЕДИСОРБ |
Таблетки |
31 465 486 |
34 959 695 |
11 |
3 |
Уголь активированный |
ИРБИТСК ХФЗ РФ |
Таблетки |
22 306 272
|
15 903 082 |
-19 |
4 |
Уголь активированный |
УРАЛБИОФАРМ РФ |
Таблетки |
30 749 427 |
8 514 223
|
-48 |
5 |
Уголь активированный |
АСФАРМА РФ |
Таблетки |
11 831 277 |
18 040 907 |
-28 |
Популярное трио. Совсем по-другому обстоят дела с ростом продаж энтеросорбентов в денежном выражении. Так, их общий прирост составил 12,7% (с 4 133 599 249 руб. в 2012 году до 4 661 190 191 руб. в 2013-м).
Таблица 2. ТОП-5 энтеросорбентов по объемам продаж в стоимостном выражении, 2012–2013 гг.
№ |
Торговое наименование |
Компания |
2012 год, руб. |
2013 год, руб. |
Прирост, % |
1 |
Энтеросгель |
СИЛМА |
1 079 983 751 |
1 299 949 349 |
20 |
2 |
Смекта |
БОФУР ИПСЕН |
892 020 111 |
902 764 258 |
1 |
3 |
Лактофильтрум |
АВВА РУС |
608 732 536 |
665 196 840 |
9 |
4 |
Уголь активированный |
ФАРМСТАНДАРТ |
333 494 876 |
432 902 315 |
30 |
5 |
Уголь активированный |
МЕДИСОРБ |
179 195 691 |
295 676 542 |
65 |
Средства от диареи
Изменение режима и рациона питания на отдыхе часто становится причиной развития острой диареи. Это обуславливает необходимость включить в аптечку отпускника противодиарейные средства, например, содержащие лоперамид. Им под силу притормозить перистальтику кишечника, их действие развивается быстро и продолжается на протяжении 4–6 часов. Неудивительно, что за анализируемый период отмечается уверенный рост продаж препаратов этой группы.
Считаем в упаковках. По данным компании IMS Health, в 2012 году было продано 22 341 916 упаковок противодиарейных средств, а в 2013-м – 23 358 641 упаковок. Прирост по всей группе составил 4,5%.
«Золото» и «серебро» взяли соответственно Лопедиум и Имодиум (табл. 3), уже давно известные и хорошо зарекомендовавшие себя средства с мощной рекламной поддержкой. Остальные места в пятерке разделили небрендированные препараты лоперамида разных производителей.
Таблица 3. ТОП-5 средств от диареи по объемам продаж в натуральном выражении, 2012–2013 гг.
№ |
Торговое наименование |
Компания |
Упак. за 2012 год |
Упак. за 2013 год |
Прирост, % |
1 |
Лопедиум |
САНДОЗ ГРУП |
5 156 118 |
5843 678 |
13 |
2 |
Имодиум |
ДЖОНСОН И ДЖОНСОН |
3 655 292 |
4 401 078 |
20 |
3 |
Лоперамид |
ООО ОЗОН |
2 532 263 |
3 425 018 |
35 |
4 |
Лоперамид-Акри |
АКРИХИН-ФАРМА |
2 031 268 |
2 436 944 |
20 |
5 |
Лоперамид |
ПРОИЗВОДСТВО МЕДИК |
1 916 164 |
2 199 666 |
15 |
Переводим в рубли. Прирост продаж средств от диареи наблюдается и в денежном выражении – 8,9% (с 1 357 072 829 руб. в 2012 году до 1 478 225 763 руб. в 2013-м).
Лидирующие позиции также занимают Имодиум (1-е место с приростом в 20%) и Лопедиум (2-е место с приростом 11%). Видимо, потребители отдают предпочтение средствам с узнаваемым названием, даже невзирая на их более высокую цену (по сравнению с другими препаратами лоперамида), которые заняли 3, 4 и 5-е места (табл. 4).
Таблица 4. ТОП-5 средств от диареи по объемам продаж в стоимостном выражении, 2012-2013 гг.
|
Торговое наименование |
Компания |
2012 год, руб. |
2013 год, руб. |
Прирост, % |
1 |
Имодиум |
ДЖОНСОН И ДЖОНСОН |
789 664 288 |
946 678 844 |
20 |
2 |
Лопедиум |
САНДОЗ ГРУП |
203 555 138 |
225 012 109 |
11 |
3 |
Лоперамид-Акри |
АКРИХИН-ФАРМА |
85 688 406 |
99 807 182 |
16 |
4 |
Лоперамид |
ООО ОЗОН |
51 259 010 |
51 930 763 |
1 |
5 |
Лоперамид |
ШТАДА |
46 617 141 |
39 911 531 |
-14 |
Гепатопротекторы
В последние годы интерес к препаратам, способствующим защите клеток печени от различных повреждений, значительно возрос. Действительно, их прием может положительно повлиять на функции печени и минимизировать последствия, вызванные воздействием вредных факторов внешней среды или ошибками в питании.
Прорыв в ситуации кризиса
В целом динамика продаж гепатопротекторов в натуральном выражении за 2012–2013 годы стала отрицательной. В 2012 году было продано 59 479 982 упаковок, а в 2013-м на 4,2% меньше – 56 939 689 упаковок. Тем не менее даже в такой ситуации выделились лидеры продаж, показавшие положительную динамику. Так, Эссенциале Н, занимающий 1-е место в ТОП-5 (табл. 5), «прирос» на 9%. Немного отстал по приросту продаж (6%) Эссливер Форте, находящийся на 4-й позиции. Остальные участники пятерки либо показали стабильность в продажах (Аллохол ФАРМСТАНДАРТ – 2-е место), либо немного ушли в минус (Аллохол МОСХИМФАРМПРЕПАРАТЫ – 3-е место, Карсил СОФАРМА – 5-е место).
Таблица 5. ТОП-5 гепатопротекторов по объемам продаж в натуральном выражении, 2012–2013 гг.
№ |
Торговое наименование |
Компания |
Упак. за 2012 год |
Упак. за 2013 год |
Прирост, % |
1 |
Эссенциале Н |
САНОФИ-АВЕНТИС |
6 972 747 |
7 594 516 |
9 |
2 |
Аллохол |
ФАРМСТАНДАРТ |
4 978 727 |
4 958 266 |
0 |
3 |
Аллохол |
МОСХИМФАРМ ПРЕПАРАТЫ РФ |
5 262 369 |
4 792 279 |
-9 |
4 |
Эссливер Форте |
ШТАДА |
3 980 042 |
4 228 087 |
6 |
5 |
Карсил |
СОФАРМА |
5 562 084 |
4 046 999 |
-27 |
Уверенный лидер
С продажей гепатопротекторов в денежном выражении дела обстоят лучше. Так, в 2012 году было продано препаратов на 15 277 155 952 руб., а в 2013-м – на 17 028 642 113 руб. Таким образом, прирост всей группы составил 11,4%.
На 1-е место, так же как и в продажах по количеству упаковок, вышел Эссенциале Н с приростом в 19% (табл. 6). Возможно, такие хорошие позиции в обоих ТОП-5 продаж гепатопротекторов можно объяснить его многолетним нахождением на фармацевтическом рынке и высоким доверием не одного поколения потребителей. При этом препарат часто назначается врачами и имеет мощную рекламную поддержку в различных СМИ. Остальные позиции поделили Гептрал, Эссливер Форте, Карсил и Фосфоглиф.
Таблица 6. ТОП-5 гепатопротекторов по объемам продаж в стоимостном выражении, 2012–2013 гг.
№ |
Торговое наименование |
Компания |
2012 год, руб. |
2013 год, руб. |
Прирост, % |
1 |
Эссенциале Н |
САНОФИ-АВЕНТИС |
5 114 363 704 |
6 071 160 923 |
19 |
2 |
Гептрал |
ЭББОТТ |
2 328 634 300 |
2 387 146 668 |
3 |
3 |
Эссливер Форте |
ШТАДА |
1 107 644 009 |
1 309 679 834 |
18 |
4 |
Карсил |
СОФАРМА |
925 907 309 |
899 163 674 |
-3 |
5 |
Фосфоглиф |
ФАРМСТАНДАРТ |
645 688 023 |
679 321 268 |
5 |