
Нередко бывает, что аллергик, даже получив от врача рекомендации по применению конкретного десенсибилизирующего препарата, все равно спрашивает работника аптеки: «Нет ли у вас чего получше?» Как аргументированно ответить на этот каверзный вопрос и побудить клиента к покупке «правильного» лекарства?
Среди антиаллергических средств системного действия самые популярные – H1-блокаторы и стабилизаторы тучных клеток. Чтобы понять принципиальные «расхождения» в их свойствах, для начала вспомним общий механизм развития аллергических реакций немедленного типа.
Узлы процесса
Соединительная ткань изобилует так называемыми тучными клетками, которых особенно много под кожей, вблизи кровеносных и лимфатических сосудов. Эти клетки – своеобразный «ящик Пандоры», наполненный медиаторами аллергии и воспаления, – гистамином, фактором активации тромбоцитов (ФАТ) и др.
При первом контакте с аллергеном организм вырабатывает к нему антитела – иммуноглобулины E (IgE), которые фиксируются на поверхности тучных клеток. Так происходит сенсибилизация организма к антигену.
При повторной встрече с тем же антигеном (аллергеном) IgE активируют тучные клетки, что приводит к выбросу ими медиаторов аллергии во внеклеточное пространство. Те в свою очередь стимулируют H1-, ФАТ-рецепторы и др., что и приводит к развитию зуда, гиперемии, отечности и других аллергических явлений.
Диапазон «противоядий»
Антигистаминные препараты (Супрастин, Эриус, Кларитин и др.) реализуют десенсибилизирующее действие в основном за счет блокады последнего звена аллергической реакции: они закрывают H1-рецепторы от активации высвободившимся гистамином.
NB! Замена одного H1-блокатора на другой может быть вполне целесообразной. Например, если пациенту, управляющему автомобилем, выписали препарат 1-го поколения, вызывающий сонливость, уместно предложить ему в качестве альтернативы (с учетом противопоказаний) средство 2-го поколения, лишенное этого побочного эффекта.
Стабилизаторы мембран тучных клеток системного действия, представленные препаратами кетотифена (Кетотифен Софарма), обладают более широким спектром влияния. Во-первых, как видно из самого названия фармгруппы, они «запирают» тучные клетки, препятствуя выходу из них медиаторов аллергии. Во-вторых, кетотифен снижает продукцию IgE. В-третьих, как и антигистаминные ЛС, кетотифен блокирует H1-рецепторы. То есть, по сути, препарат подавляет все ключевые фазы быстрого аллергического ответа.
Отдельно нужно остановиться на способности кетотифена снижать выброс из тучных клеток ФАТ. Этот медиатор воспаления провоцирует сокращение гладких мышц бронхов и за счет повышения проницаемости капилляров усиливает отечность бронхиальной слизистой. Снижая эти эффекты ФАТ, Кетотифен Софарма улучшает состояние больных с хроническими обструктивными болезнями дыхательной системы.
NB! Ряд H1-блокаторов (Эриус, Зиртек, Ксизал и др.) также обладает мембраностабилизирующими свойствами. Однако другие векторы антиаллергического действия, характерные для кетотифена, их «фармакологическим меню» не предусмотрены.
Когда их применяют?
Круг показаний H1-блокаторов и кетотифена включает «стандартный набор» аллергических заболеваний – поллиноз, аллергический ринит и конъюнктивит, крапивница, аллергический дерматит. Препараты этих групп назначают как для лечения, так и для предупреждения рецидивов аллергии.
Отличительная особенность кетотифена – доказанная эффективность в комплексной терапии бронхиальной астмы и астматических осложнений поллиноза, обусловленная вышеописанным «противоборством» с ФАТ.
Уменьшение выработки IgE, в свою очередь, объясняет ценность кетотифена в лечении атопического дерматита, так как именно этот класс антител играет ключевую роль в патогенезе заболевания. Прием кетотифена позволяет в ряде случаев снизить дозу топических гормонов.
Весной для аллергиков особую актуальность приобретает профилактический прием целевых препаратов. Применение H1-блокаторов с этой целью имеет строго фиксированные курсовые ограничения. К сравнительным достоинствам Кетотифена Софарма относится возможность длительного использования (за 2–4 недели до начала цветения растений) с минимальным риском нежелательных реакций.
Никита Поляков, провизор