![Врачи Клиники СПбГУ пересадили ребенку палец его мамы врачи клиники спбгу пересадили ребенку палец его мамы](/upload/iblock/75c/4oobqejzwe2sctoxincan1htpqk0pb4k/Vizualizatsiya-operatsionnogo-polya-u-patsientov-min.jpg)
До операции в Клинике СПбГУ маленький пациент прошел большой путь лечения — в первые годы жизни ему диагностировали острый лимфобластный лейкоз. В трехлетнем возрасте мальчику пересадили костный мозг от мамы, однако это вызвало реакцию «трансплантат против хозяина», при которой пересаженный костный мозг и его иммунная система атакуют клетки организма реципиента.
Это запустило процесс поражения кожи, суставов, слизистых, глаз и органов желудочно-кишечного тракта. Врачи НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии имени Р. М. Горбачевой, где мальчик наблюдался по основному заболеванию, смогли добиться ремиссии лейкоза и остановить реакцию отторжения, но в результате кожа пациента покрылась рубцами, а пальцы рук срослись и оказались в согнутом и малоподвижном состоянии.
Чтобы вернуть подвижность кисти, врачи Клиники высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова СПбГУ провели несколько операций. Однако спустя несколько месяцев угнетенная иммунная система ребенка не справилась с очередной инфекцией — и у мальчика развился некроз большого пальца на фоне сепсиса.
Чтобы спасти кисть и вернуть ребенку ее функциональность, без которой невозможны даже самые простые действия, у было необходимо восстановить большой палец. После осложнений он утратил способность сгибаться и уже не доставал до других пальцев кисти.
Хирурги Санкт-Петербургского университета пересадили ребенку часть второго пальца со стопы донора — мамы пациента. Микрохирургические технологии дали возможность под микроскопом сшить тончайшие сосуды и нервы, что позволило пальцу полностью прижиться.
По словам врачей, сейчас сложно давать какие-то прогнозы, ведь случаи с подобным стечением обстоятельств не были описаны ранее, но на данный момент пересаженный палец является единственным пальцем с сохранной ногтевой пластинкой и не пораженной кожей у ребенка, что позволяет рассчитывать на максимальный функциональный эффект для возможностей ребенка.