Top.Mail.Ru

Поставь себе пятерку

 8016

Поставь себе пятерку
Самое сильное увеличительное стекло –
это глаза человека, когда он смотрит сам на себя.


(Александр Поуп, английский поэт XVIII века)

Насколько адекватно мы воспринимаем сами себя? Воздаем ли должное своим достоинствам, не слишком ли строги к недостаткам? К сожалению, баланс удается соблюсти далеко не всегда: в таком случае речь может идти о заниженной самооценке. Есть ли решение у этой проблемы?

У любого человека формирование самооценки происходит в три этапа.


От рождения до 1,5–2 лет – формирование базовой самооценки. Малыш еще не воспринимает себя как отдельное существо, в его представлении он и мама – одно целое, а все остальное вторично: папа, семья, окружающий мир... На взаимодействие с внешним миром ребенок реагирует эмоциями, а не мыслями, поскольку мышление у него только начинает развиваться. Так формируется эмоциональный фундамент самооценки – то, что заложено в него на первом этапе, в будущем будет меняться очень незначительно.

Важные факторы, влияющие на базовую самооценку:

•    восприятие внешнего мира – добрый он, безопасный или нет
•    мама и ее место и значимость в окружающем мире, отношение к малышу.

С 2-х лет до подросткового возраста – укрепление базовой самооценки.  Постепенно формируется образное мышление – развивается умение воспринимать окружающий мир через образы и представления, хотя эмоции не отходят на второй план, они все так же важны. Ребенок постепенно начинает отделять свой образ от образа мамы и папы, но в силу возраста – не полностью, частично, а потому самооценка включает в себя и жизнь родителей, например: «если они любят друг друга, значит, они любят и меня».

Важные факторы, влияющие на укрепление базовой самооценки:

•    родители  – их отношения между собой и к ребенку, жизненный путь, успешность, стабильность

От 12–13 до 20–23-х лет – интеллектуальная коррекция самооценки. Этот процесс связан с развитием абстрактного мышления, формированием и применением навыков анализа и самоанализа.  Впрочем, эмоциональная и чувственная сфера, сформированная на предыдущих двух этапах, меняется очень незначительно. Гораздо сильнее трансформируется способ выражения своих эмоций, что отражается на поведении и отношениях с окружающими людьми. Реальное «Я» сравнивается с идеальным – тем, каким хотелось бы быть. Насколько далеко зайдет такая коррекция, зависит от самого человека, а также от влияния внешнего мира.

Важные факторы, влияющие на интеллектуальную коррекцию самооценки:

•    Окружение, коллектив, друзья
•    Школа, ВУЗ
•    Семья

Поднимаем планку


Что делать, если сформированная в результате всех этих сложных процессов самооценка получилась низкой?  Во-первых, нужно сначала проверить, так ли это на самом деле (пройдите тест). Если так, то возникает вопрос: можно ли ее повысить, не обращаясь к специалисту-психологу? Сложно ответить однозначно, так как некоторые переживания и негативный детский опыт не могут быть скорректированы без постороннего вмешательства. Но кое-какие шаги на этом пути можно сделать и самостоятельно.

1.    Опишите себя, словно вам нужно познакомить кого-то с самой собой. При первой встрече люди, конечно, не акцентируют внимание на отрицательных качествах другого, вот и вы не описывайте их. Этот текст неплохо бы распечатать и носить с собой, обращаясь к нему в моменты плохого настроения.
2.    Ведите «Дневник побед», куда записывайте все положительные события, достижения, удовольствия и просто эмоции из вашей ежедневной жизни. На этот перечень можно будет опереться, если захочется привычно погрустить на тему «я – ничто».
3.    Концентрируйтесь на своих реальных положительных чертах – это поможет научиться полюбить себя и обрести уверенность. Здоровый нарциссизм еще никому не приносил вреда. В каждом человеке, в каждой ситуации есть что-то хорошее, и нужно только это заметить.

Большое видится на расстоянии

Люди с неадекватной самооценкой чаще всего уверены, что прекрасно представляют, как к ним относятся окружающие. На самом деле это не совсем так. В одном видеоклипе известный художник рисовал портреты людей, не видя  их и руководствуясь только описаниями друзей, родных и близких. И ни один из получившихся портретов не был плохим или отталкивающим: «модели» часто плакали, глядя на то, насколько прекрасными оказываются они в восприятии других. Именно поэтому огромное значение приобретает адекватная самооценка. Окружающие уже давно оценили ваши хорошие качества, так что теперь пришло время увидеть это и вам.

Тест на самооценку

1.Как часто вам приходится сожалеть о своих поступках и высказываниях?

А. Часто - 0
Б. Иногда - 1
В. Редко - 2
Г. Никогда - 3

2. То хорошее, что есть в вашей жизни – скорее результат везения  или ваша личная заслуга (например, вы всего достигли упорным трудом)?

А. Везение - 1
Б. Личная заслуга - 2
В. Заслуга других людей, а не моя - 0

3. На вас нарисовали карикатуру. Какой будет ваша реакция?

А. Посмеюсь вместе со всеми, настроение улучшится - 2
Б. Обижусь и расстроюсь - 0

4. Часто ли вы представляете себе разные ситуации, в которых ведете себя гораздо свободнее и смелее, чем в жизни? (Насколько часто вы представляете себе разные ситуации, в которых ведете себя гораздо свободнее и смелее, чем в жизни?)

А. Часто - 0
Б. Иногда - 1
В. Редко - 2
Г. Никогда - 3

5. Как вы относитесь к чужому успеху?

А. Радуюсь - 3
Б. Равнодушен - 2
В. Завидую и огорчаюсь, что сам этого не достиг - 1
Г. Думаю, что я – ничтожество - 0

6. Какие цвета из перечисленных вам легче представить, закрыв глаза?

А. Голубой, синий - 0
Б. Желтый, зеленый - 1
В. Красный, коричневый - 2

Если вы набрали до 6 баллов,  ваша самооценка, возможно, занижена. Подобная ситуация может сопровождаться либо низким уровнем притязаний, когда вы не верите, что можете чего-то добиться, либо напротив, высоким –  вы считаете, что у вас большой, хоть и нереализованный,  потенциал. И в этом случае есть риск попасть в своеобразный «провал»: если окружающая действительность раз за разом доказывает, что ваши идеи о собственной грандиозной значимости не имеют под собой достаточных  оснований, возникает психологическая защита – стремление оградить себя от неприятных переживаний, игнорируя или обесценивая их. Это позволяет переживать обиду, гнев, чувствовать себя несправедливо пострадавшим и тем самым «возвышаться» над другими. Кстати, аналогичная ловушка грозит и людям с завышенной самооценкой.
 
Екатерина Сигитова 



Психология