Статья посвящена проблеме ухудшения экологической обстановки в промышленных городах, возрастающей заболеваемости органов дыхания, в т.ч. носа и околоносовых пазух. Способствующими факторами в возникновении риносинуситов являются угнетение иммунитета, изменение состояния слизистой оболочки и микробной флоры полости носа, аллергизация организма.
Среди болезней верхних дыхательных путей у жителей промышленных городов заболевания носа и околоносовых пазух диагностируются довольно часто, что в ряде случаев объясняется повышенным уровнем загрязнения воздуха.
Целью исследования стало определение причинно-следственных отношений формирования патологии носа и околоносовых пазух у жителей промышленного города в условиях неблагоприятной экологической обстановки.
Матеpиалы и методы
Изучены результаты статистических, клинических и лабораторных данных за 10 лет. Исследования проводили в отличающихся по уровню и структуре экологической нагрузки территориях Оренбуржья – промышленном городе Н. (предприятия черной, цветной металлургии, машиностроения, нефтепереработки) и сельском районе С. (контрольный регион). Анализ загрязнения атмосферного воздуха, аккумулирующих сред (почвы, снега) проведен по данным социально-гигиенического мониторинга в городе Н. и районном центре С., Центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, ведомственных лабораторий промышленных предприятий.
Определялась комплексная антропогенная нагрузка на прилегающие территории городов с определением величины гигиенического ранга и оценкой санитарно-гигиенической ситуации в соответствии с методическими рекомендациями «Комплексное определение антропотехногенной нагрузки на водные объекты, почву, атмосферный воздух в районах селитебного освоения».
Для проведения анализа заболеваемости риносинуситом использовались годовые статистические отчеты (учетная форма №12), отчеты главных внештатных специалистов-отоларингологов. Согласно перечню заболеваний (коды J-31 и J-32 по МКБ-10) проводилась оценка структуры заболеваний, многолетней и помесячной заболеваемости, ее тенденции и периодичность. Изучалась интенсивность и динамика эпидемического процесса заболеваний оpганов дыхания, носа и околоносовых пазух. Согласно разработанному вопроснику собирался анамнез, где выяснялись условия труда и быта, пищевой режим, наличие заболеваний ЛОP-оpганов и дpугих систем.
С целью детального изучения влияния загрязнения окружающей среды на слизистую оболочку носа и околоносовых пазух проведено комплексное клинико-лабораторное исследование 136 жителей. При изучении риноскопической картины документировалась каждая половина носа. У ряда лиц производилась риномикроскопия под увеличением и эндоскопия с помощью эндоскопа фирмы Karl Storz, далее выполнялась рН-метрия носовой слизи, исследовалась транспортная и выделительная функция мерцательного эпителия полости носа. Исследовалась микpобная флоpа слизистой оболочки полости носа. Скрининг-контроль состояния параназальных синусов проводился на неионизирующем диагностическом приборе (ЭХО-синусоскопе).
Pезультаты
В городе Н. в атмосферном воздухе отмечено превышение допустимого уровня содержания аммиака в 2 раза; фенола – в 1,6; диоксида азота – в 1,3; пыли – в 2,2 раза; а средняя величина суммарного выброса в атмосферу от всех источников составила более 100 тыс. тонн в год, в райцентре С. – 4,5 тыс. тонн в год. Суммарный показатель загрязнения снегового покрова составлял в контрольном регионе более 87 тыс. тонн в год, а в городе Н. – более 216 тыс. тонн с превышением ПДК: никелем – в 4,5 раза; кобальтом – в 2,7; марганцем – в 1,9; хромом – в 1,5 раза. В почве города установлено загрязнение выше нормы никелем в 2,3 раза; бериллием – в 1,8 раза; хромом – в 1,6; кобальтом – в 1,5 раза. В пересчете на одного жителя уровень загрязнения соединениями металлов в 5 раз выше, чем в районе С. Полученные данные загрязнения атмосферного воздуха, снегового покрова и почвы (основных аккумулирующих природных сред) свидетельствовали о высоком антропогенном воздействии окружающей среды города Н., т.е. изучаемый нами регион экологически неблагополучен. В сельском районе С. экологическая обстановка может быть оценена как удовлетворительная.
Учитывая, что полость носа и околоносовые пазухи являются составной частью верхних дыхательных путей, мы изучили заболеваемость органов дыхания по среднемноголетним показателям и распространенность этой группы болезней. Анализ данных показал, что в обоих городах заболеваемость органов дыхания занимает первое место в общей структуре. Доля болезней органов дыхания во всей сумме первичной заболеваемости составляет 36,5% в городе Н. и 31,2% в сельском районе. При этом в городе с высокой антропогенной нагрузкой она имеет тенденцию к росту и, напротив, стабильна в районе, где экологическая нагрузка низкая. Сравнение распространенности болезней органов дыхания изучаемых городов, вычисление доли среды обитания в формировании данной патологии с использованием однофакторного дисперсионного анализа на примере организованного контингента показали, что с влиянием экологического загрязнения связано 38% всей респираторной патологии, а в 62% имеют значение другие факторы.
Детальное изучение ЛОР-патологии из общего массива заболеваемости верхних дыхательных путей установило, что показатели первичной заболеваемости хроническими ринитами, фарингитами, назофарингитами и синуситами в промышленном городе были статистически значимо выше, чем в сельском, и имели тенденцию к pосту. Высокая корреляционная связь показателей распространенности и заболеваемости хроническими фарингитами, назофарингитами и риносинуситами выявлена в городе Н. с сероводородом, суммарным эффектом диоксида серы и сероводорода, фенолом.
У осмотренных жителей города Н. отмечены острые риносинуситы в 17,5%, хронические формы риносинуситов – в 26,3%. В регионе С. эти формы заболеваний составили соответственно 7,8 и 19,1%. Наиболее частой формой из негнойных воспалений слизистой оболочки полости носа и носоглотки в городе Н. явились субатрофические риниты, диагностированные у 9,6% жителей. Субатрофические ринофарингиты наблюдались в 4,4%. В контрольном регионе аналогичные заболевания выявлялись соответственно у 6,1 и 4,1% обследованных пациентов. Хронический гипертрофический ринит в обоих городах отмечался лишь в единичных случаях. В городе Н. аллергические риниты отмечались у 7,1% жителей, что значительно превышает частоту этой патологии в сельской местности (2,2%).
Исследование транспортной функции мерцательного эпителия слизистой оболочки полости носа показало, что у жителей города Н. она значительно снижена по сравнению с нормой (25,4 ± 1,4 против 19 ± 2,1 минуты). Причем у каждого второго отмечалось ее интенсивное замедление.
У населения, проживающего в условиях экологического неблагополучия, отмечено большее разнообразие микробной флоры слизистой оболочки полости носа: в городе Н. – 15 родов и 20 видов, в сельском районе – 8 родов и 14 видов. Преобладает носительство штаммов с антилизоцимной активностью и антииммуноглобулиновой активностью (56,1 ± 2,7 и 15,1 ± 2,8, 51,6 ± 2,8 и 17,6 ± 3,1 соответственно). Выявлено носительство патогенных видов стафилококка (коагулазоположительных – 64,5).
Показатели иммунитета в городе Н. у лиц, перенесших в прошлом ринофарингеальную патологию, отклонялись от нормы на 68,8%, что соответствовало II степени иммунной недостаточности. Отмечалось резкое увеличение содержания IgЕ и эозинофилия. Кроме того, установлено снижение уровня лизоцима в носовой слизи в 1,5 раза по сравнению с физиологическим и повышение секреторного Ig А в 2 раза.
Выводы
Среди населения, проживающего в условиях неблагоприятного экологического воздействия, выявлены достоверно более высокие показатели распространенности болезней верхних дыхательных путей, чем у жителей контрольного региона. Факторами, способствующими формированию острых и хронических риносинуситов у больных, проживающих в промышленном регионе, являются: угнетение общего и местного иммунитета на фоне аллергизации организма, изменение функций слизистой оболочки полости носа, усиление вирулентности и персистенции местной микрофлоры.