
Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам первых шести месяцев 2018г. объем реализации лекарственных препаратов в Москве в натуральном выражении увеличился на 4% и составил 232,135 млн. упаковок. В стоимостном выражении объем рынка увеличился на 14% в руб-левом эквиваленте и на 11% - в долларовом, и его объем достиг 57,403 млрд. рублей (968,308 млн. долл.) в оптовых ценах (рис.1). На долю го-рода приходилось 15,1% российских аптечных розничных продаж. Средняя стоимость упаковки выросла в сравнении с прошлым годом: 5,25 долл. против 5,05 долл. в розничных ценах. По итогам I полугодия 2018г. москвичи потратили на приобретение лекарственных препаратов в аптеках в среднем 97,46 долл.
Рисунок 1. Аптечный рынок Москвы за 6 месяцев 2017 – 6 месяцев 2018гг.
Ведущая пятерка производителей на розничном рынке Москвы по итогам января-июня 2018г. сохранила свои позиции неизменными (табл. 1). Это компании BAYER (+20%), SANOFI (+11%), TEVA (+16%), SERVIER (+19%) и ABBOTT (+13%). В нижней части Топ-10 произошли перестановки. На один пункт вверх, на шестое, восьмое и десятое места, поднялись SANDOZ (+16%), BERLIN-CHEMIE/MENARINI (+11%) и впервые вошедший в рейтинг PFIZER (+15%). Одновременно с этим на строчку вниз сместились GLAXOSMITHKLINE (+7%) и JOHNSON & JOHNSON (+9%), которые заняли седьмое и девятое места соответственно. Суммарная доля, приходящаяся на десять ведущих компаний, не изменилась и была равна 37,4%.
Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж
Место в рейтинге |
Производитель* |
Доля в общем объеме аптечных продаж, % |
||
6 мес. 2018г. | 6 мес. 2017г. | 6 мес. 2018г. | 6 мес. 2017г. | |
1 | 1 | BAYER | 6,5 | 6,2 |
2 | 2 | SANOFI | 5,0 | 5,1 |
3 | 3 | TEVA | 3,9 | 3,9 |
4 | 4 | SERVIER | 3,8 | 3,7 |
5 | 5 | ABBOTT | 3,5 | 3,5 |
6 | 7 | SANDOZ | 3,3 | 3,3 |
7 | 6 | GLAXOSMITHKLINE | 3,1 | 3,4 |
8 | 9 | BERLIN-CHEMIE/MENARINI | 2,8 | 2,9 |
9 | 8 | JOHNSON & JOHNSON | 2,8 | 2,9 |
10 | 11 | PFIZER | 2,6 | 2,6 |
Итого | 37,4 | 37,4 |
* Члены AIPM выделены жирным шрифтом
Динамика большинства представителей Топ-10 ведущих брендов была опережающей, благодаря чему три из них повысили свои рейтинги (табл. 2). Это возглавивший «десятку» наиболее динамичный бренд XARELTO (+73%), поднявшийся на четвертое место CONCOR (+19%) и единственный новый ее участник INGAVIRIN (+56%). Наименование CRESTOR (+16%) несмотря на опережающую динамику потеряло один рейтинговый пункт, потесненное более динамичным лидером. Занятые в прошлом места сохранили DETRALEX (+23%) и LINEX (+27%), а также не столь динамичные MIRAMISTIN (+4%) и CIALIS (+6%), которые располагаются на третьей, девя-той, пятой и шестой строчках соответственно. Бренды NUROFEN (+1%) и HEPTRAL (+6%) сместились вниз, на восьмую и последнюю позиции. Итоговая доля Топ-10 расширилась с 8% до 8,6%.
Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж
Место в рейтинге |
Бренд | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
6 мес. 2018г. | 6 мес. 2017г. | 6 мес. 2018г. | 6 мес. 2017г. | |
1 | 2 | XARELTO | 1,5 | 1,0 |
2 | 1 | CRESTOR | 1,2 | 1,2 |
3 | 3 | DETRALEX | 1,1 | 1,0 |
4 | 7 | CONCOR | 0,7 | 0,7 |
5 | 5 | MIRAMISTIN | 0,7 | 0,8 |
6 | 6 | CIALIS | 0,7 | 0,8 |
7 | 16 | INGAVIRIN | 0,7 | 0,5 |
8 | 4 | NUROFEN | 0,7 | 0,8 |
9 | 9 | LINEX | 0,6 | 0,6 |
10 | 8 | HEPTRAL | 0,6 | 0,7 |
Итого | 8,6 | 8,0 |
На первую позицию в Топ-10 ведущих МНН и группировочных наименований со второй благодаря 25%-му росту продаж поднялся ROSUVASTATIN, потеснив XYLOMETAZOLINE (-2%) на строчку вниз (табл.3). Опережающая динамика отмечена еще у четырех участников «десятки». Это поднявшийся на третье место RIVAROXABAN (+73%) и смещенная им на строчку вниз комбинация DIOSMIN* HESPERIDIN (+29%), а также сохранивший восьмую позицию BISOPROLOL (+19%) и впервые вошедшая в Топ-10 HYALURONIC ACID (+85%). Вторым новым представителем стал NIMESULIDE (+14%), который замыкает рейтинг. Показавшие невысокую динамику IBUPROFEN (+2%) и MIRAMISTIN (+6%) опустились на более низкие шестую и девятую позиции. Пятое место по-прежнему занимает PANCREATIN (+14%). Кумулятивная доля анализируемой «десятки» увеличилась с 10,6% до 11,3%.
Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | МНН/Группировочное наименование | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
6 мес. 2018г. | 6 мес. 2017г. | 6 мес. 2018г. | 6 мес. 2017г. | |
1 | 2 | ROSUVASTATIN | 1,6 | 1,5 |
2 | 1 | XYLOMETAZOLINE | 1,6 | 1,8 |
3 | 6 | RIVAROXABAN | 1,5 | 1,0 |
4 | 3 | DIOSMIN*HESPERIDIN | 1,3 | 1,2 |
5 | 5 | PANCREATIN | 1,0 | 1,0 |
6 | 4 | IBUPROFEN | 1,0 | 1,1 |
7 | 27 | HYALURONIC ACID | 0,9 | 0,6 |
8 | 8 | BISOPROLOL | 0,9 | 0,8 |
9 | 7 | MIRAMISTIN | 0,8 | 0,8 |
10 | 11 | NIMESULIDE | 0,7 | 0,7 |
Итого | 11,3 | 10,6 |
Наиболее продаваемой АТС-группой на рынке Москвы по итогам шести месяцев стала B01 Антикоагулянты, которая благодаря росту продаж на 52% переместилась с шестой позиции рейтинга на первую (табл.4). На вторую строчку с третьей поднялись C09 Средства, действующие на ренинангиотензиновую систему (+19%). При этом на места с третьего по пятое включительно опустились M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+13%), R01 Назальные препараты (-1%) и A07 Противодиарейные, кишечные противовоспалительные и противомикробные препараты (+11%). Кроме того, с пятой позиции на восьмую сместились J01 Антибактериальные препараты для системного использования (+6%). Два новых предсавителя, группы J05 Противовирусные препараты системного действия (+29%) и N06 Психоаналептики (+19%), расположились на шестой и последней строчках. Седьмое место по-прежнему занимают G03 Половые гормоны (+15%). В сумме десять ведущих АТС групп аккумулировали 36,3% регионального рынка, что на 1 п.п больше, чем годом ранее.
Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | МНН/Группировочное наименование | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
6 мес. 2018г. | 6 мес. 2017г. | 6 мес. 2018г. | 6 мес. 2017г. | |
1 | 2 | ROSUVASTATIN | 1,6 | 1,5 |
2 | 1 | XYLOMETAZOLINE | 1,6 | 1,8 |
3 | 6 | RIVAROXABAN | 1,5 | 1,0 |
4 | 3 | DIOSMIN*HESPERIDIN | 1,3 | 1,2 |
5 | 5 | PANCREATIN | 1,0 | 1,0 |
6 | 4 | IBUPROFEN | 1,0 | 1,1 |
7 | 27 | HYALURONIC ACID | 0,9 | 0,6 |
8 | 8 | BISOPROLOL | 0,9 | 0,8 |
9 | 7 | MIRAMISTIN | 0,8 | 0,8 |
10 | 11 | NIMESULIDE | 0,7 | 0,7 |
Итого | 11,3 | 10,6 |
Заключение. По итогам первых шести месяцев 2018г. объем аптечного рынка Москвы достиг 72,252 млрд. руб. (1,219 млрд. долл.). Это на 11% в рублях и на 9% - в долларах больше, чем в аналогичном периоде 2017г. В натуральных показателях рынок расширился на 4% и был равен 232,135 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках города по итогам I полугодия 2018г. составила 5,25 долл. - это выше, чем годом ранее (5,05 долл.) и в среднем по стране (3,35 долл.). Выше среднероссийских были и расходы жителей региона на приобретение лекарственных препаратов в аптеках (71,02 долл. против 55,02 долл.).
Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум