
Инфляция
По данным Росстата, в мае 2019г. индекс потребительских цен по сравнению с апрелем составил 100,3%, к декабрю 2018г. – 102,4%. Индекс цен производителей промышленных товаров (на товары, предназначенные для реализации на внутреннем рынке) в мае 2019 года был равен 101,8%, тогда как месяцем раньше – 100,5%. К декабрю 2018г. индекс составил 101,2%.
Рисунок 1. Индекс потребительских цен (к предыдущему периоду)
Уровень жизни населения
Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций в мае 2019 г., по оценке Росстата, составила 48510 руб. (748,38 долл.) и по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года выросла на 8,1%, к предыдущему периоду – на 1,0%. Реальная начисленная заработная плата в мае 2019г. по сравнению с маем 2018г. была равна 102,8%, к предыдущему периоду – 100,7%. Реальные располагаемые денежные доходы[1], по оценке, в I квартале 2019г. снизились на 2,3% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года (рис. 2).
Оборот розничной торговли
Оборот розничной торговли в мае 2019 г. составил 2688,9 млрд. рублей, или 101,4% (в сопоставимых ценах) к уровню соответствующего периода предыдущего года, в январе-мае 2019 г. - 12956,5 млрд рублей, или 101,7% (рис. 2).
Рисунок 2. Реальная заработная плата и оборот розничной торговли в мае 2019г.

Производство промышленной продукции
По данным Росстата, индекс промышленного производства в мае 2019г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года составил 100,9%, в январе-мае 2019г. - 102,4%.
По данным Росстата, индекс производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, в мае 2019г. по сравнению с соответствующим периодом 2018г. был равен 96,1%, в январе-мае к январю-маю 2018г. – 116,3%.
Внутреннее производство
Топ-10 крупнейших отечественных фармпредприятий в соответствии с их объемами продаж во всех сегментах рынка по итогам мая 2019г. представлен в таблице 1.
Таблица 1. Десять ведущих российских химико-фармацевтических предприятий по объему продаж в мае 2019г.
Место в рейтинге | Производитель | Млн. руб. | ||||||
1 | Биокад | 2341,3 | ||||||
2 | Отисифарм | 1501,7 | ||||||
3 | Фармстандарт | 1471,0 | ||||||
4 | Генериум | 1339,4 | ||||||
5 | Стада | 990,4 | ||||||
6 | Верофарм | 975,8 | ||||||
7 | Акрихин-Фарма | 793,2 | ||||||
8 | Сотекс | 772,8 | ||||||
9 | Валента | 754,2 | ||||||
10 | Вертекс | 699,6 |
Источник – Ремедиум на основании данных IQVIA
В таблице 2 представлены данные об аптечных продажах в 10 регионах РФ. В апреле 2019г. относительно предыдущего месяца практически во всех регионах продажи снизились (в рублевом эквиваленте). Наиболее выраженное снижение отмечено в Санкт-Петербурге и Перми (-13%), наименее – в Ростовской области (-2%). В Москве продажи показали практически нулевую динамику (+0,2%).
Таблица 2. Аптечные продажи в регионах в 2018-2019гг.Регион | Объем аптечных продаж, $млн. (опт. цены) | Прирост, % (в рублях) | |||||||
Февраль 2019г. | Март 2019г. | Апрель 2019г. | Февраль/ Январь 19г. | Март/ Февраль 19г. | Апрель/ Март 19г. | ||||
Москва | 156,6 | 179,1 | 180,9 | 9% | 13% | 0,2% | |||
Санкт-Петербург | 65,9 | 74,4 | 65,1 | 22% | 12% | -13% | |||
Краснодарский край | 34,0 | 34,4 | 33,4 | 15% | 0,3% | -4% | |||
Красноярский край | 28,6 | 31,8 | 29,7 | 4% | 10% | -7% | |||
Татарстан | 21,1 | 21,1 | 19,9 | 21% | -1% | -6% | |||
Ростовская область | 24,2 | 23,0 | 22,7 | 16% | -6% | -2% | |||
Новосибирская область | 19,5 | 23,3 | 22,1 | -4% | 18% | -6% | |||
Воронежская область | 14,0 | 14,3 | 12,8 | 6% | 1% | -11% | |||
Пермь | 7,2 | 7,9 | 6,9 | -6% | 9% | -13% | |||
Тюмень | 6,6 | 7,0 | 6,8 | -3% | 6% | -4% |
Крупнейшие рекламодатели и наиболее рекламируемые торговые наименования лекарственных средств в СМИ (ТВ, радио, пресса, наружная реклама) представлены в таблицах 3 и 4.
Таблица 3. Пять крупнейших рекламодателей в СМИ в мае 2019г.
Место в рейтинге | Компания* | Количество выходов | ||||||
1 | GSK Consumer Healthcare | 9313 | ||||||
2 | Sandoz | 9096 | ||||||
3 | Berlin-Chemie/Menarini | 8767 | ||||||
4 | Sanofi | 8352 | ||||||
5 | Отисифарм | 8084 |
Таблица 4. Пять ведущих торговых марок в СМИ в мае 2019г.
Место в рейтинге | Торговое наименование* | Количество выходов | ||||||
1 | Экзодерил | 3862 | ||||||
2 | Фликсоназе | 3208 | ||||||
3 | Лиотон 1000 | 2884 | ||||||
4 | Фенистил | 2825 | ||||||
5 | Эвалар | 2589 |
* Учитывались только препараты, фигурирующие в Госреестре ЛС
1В связи с переходом Росстата на обновленную методологию расчета реальных располагаемых денежных доходов населения данные будут публиковаться раз в квартал
Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум