
Согласно данным Бюджетного аудита ГЛС в РФ (без ДЛО и региональной льготы)™, объем госпитального рынка страны по итогам первых трех месяцев 2020г. снизился на 2% в натуральном выражении и составил 93,004 млн. упаковок. В денежном эквиваленте рынок увеличился на 92% в рублях и на 89% - в долларах, его объем был равен 50,666 млрд. рублей (755,031 млн. долл.) в оптовых ценах. Средняя стоимость упаковки ГЛС в больничном секторе страны по итогам января-марта 2020г. была равна 8,12 долл., годом ранее – 4,21 долл.
Рисунок 1. Госпитальный рынок России за 3 месяца 2019 – 3 месяца 2020гг.
Лидером среди производителей на госпитальном рынке России по итогам I квартала 2020г. стал MSD, увеличивший объемы закупок в анализируемом периоде в 3,6 раза (табл. 1). Помимо него, многократный рост и рейтинговый прогресс продемонстрировали ещё шесть представителей. Это поднявшийся на третье место с четвертого ROCHE (закупки увеличились в 3,8 раза), на четвёртое с седьмого SANOFI (в 3 раза), а также впервые вошедшие в Топ-10 GLAXOSMITHKLINE (в 12,1 раза), BRISTOL MYERS (в 4,3 раза), PHARMASYNTEZ (в 5 раз) и MARATHON PHARMA (в 1284 раза), которые расположились на позициях с пятой по седьмую включительно и последней строчке. Показавшие высокую, но ниже рыночной, динамику производители BIOCAD (+77%), ABBVIE (+87%) и NOVARTIS (+67%) опустились на более низкие позиции, вторую, восьмую и девятую соответственно. Итоговая доля десяти ведущих производителей увеличилась более чем на 19 п.п., до 48,4%.
Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продажМесто в рейтинге | Производитель* | Доля в общем объеме госпитальных закупок, % | ||
3 мес. 2020 | 3 мес. 2019 | 3 мес. 2020 | 3 мес. 2019 | |
1 | 2 | MSD | 7,1 | 3,7 |
2 | 1 | BIOCAD RF | 7,1 | 7,7 |
3 | 4 | ROCHE | 6,8 | 3,4 |
4 | 7 | SANOFI | 5,1 | 3,2 |
5 | 35 | GLAXOSMITHKLINE | 4,8 | 0,8 |
6 | 12 | BRISTOL MYERS SQU | 4,4 | 2,0 |
7 | 17 | PHARMASYNTEZ | 4,0 | 1,6 |
8 | 5 | ABBVIE | 3,2 | 3,3 |
9 | 3 | NOVARTIS | 3,0 | 3,5 |
10 | 50 | MARATHON PHARMA | 2,9 | 0,0 |
Итого | 48,4 | 29,2 |
* Члены AIPM выделены жирным шрифтом
Большинство представителей Топ-10 ведущих брендов показали высокую динамику продаж и повысили свои позиции (табл. 2). При этом рейтинг ещё и наполовину обновился – в его состав вошли пять новых брендов. Один из них, TIVICAY, благодаря увеличению объемов закупок в 155 раз поднялся на первую строчку с 43й. Еще четыре впервые вошедших в «десятку» бренда, ULTRIX (закупки выросли более чем в 1 тыс. раз), PENTAXIM (в 10 раз), ISENTRESS (в 33 раза) и KADCYLA (в 3,5 раза), расположились на четвертой и двух последних строчках соответственно. Также на более высокие места, второе, третье и седьмое, поднялись KEYTRUDA (в 4,8 раза), OPDIVO (в 4 раза) и PERJETA (в 3,6 раза). Опережающими темпами развивался рынок и у бренда AVEGRA, закупки которой увеличились в 2,5 раза. Однако она потеряла одну рейтинговую позицию, потесненная более динамичными представителями. И только лишь у лидировавшего ранее HERTICAD (+59%) динамика отставала от рыночной, что привело его к потере семи пунктов – бренд занял лишь восьмое место. Общая доля десяти лидирующих на госпитальном рынке брендов расширилась на 16,2 п.п., до 26,2%.Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Бренд | Доля в общем объеме госпитальных закупок,% | ||
3 мес. 2020 | 3 мес. 2019 | 3 мес. 2020 | 3 мес. 2019 | |
1 | 43 | TIVICAY | 4,2 | 0,1 |
2 | 6 | KEYTRUDA | 3,4 | 1,4 |
3 | 4 | OPDIVO | 3,3 | 1,6 |
4 | 49 | ULTRIX | 2,9 | 0,0 |
5 | 3 | AVEGRA BIOCAD | 2,6 | 2,0 |
6 | 22 | PENTAXIM | 2,5 | 0,5 |
7 | 8 | PERJETA | 2,1 | 1,1 |
8 | 1 | HERTICAD | 2,1 | 2,5 |
9 | 41 | ISENTRESS | 1,6 | 0,1 |
10 | 14 | KADCYLA | 1,5 | 0,8 |
Итого | 26,2 | 10,0 |
Вслед за соответствующим брендом лидером рейтинга ведущих МНН и группировочных наименований стал DOLUTEGRAVIR, закупки которого увеличились в 155 раз (табл. 3). На вторую позицию с шестой поднялся PEMBROLIZUMAB (в 4,8 раза), на третью с четвертой - NIVOLUMAB (в 4 раза). Четвертое место в Топ-10 занял один из четырех новых его представителей VACCINE, INFLUENZA (в 708 раз). Еще три «новичка», VACCINE, ACEL.PERT.DIP.TET. POLIO & HIB (в 10 раз), PERTUZUMAB (в 3,6 раза) и LOPINAVIR*RITONAVIR (в 307 раз) заняли места с седьмого по девятое включительно. При этом на два пункта вниз сместился BEVACIZUMAB несмотря на рост закупок в 2,5 раза. Из-за отставания динамики на более низкие места опустились еще два представителя «десятки», TRASTUZUMAB (+80%) и SODIUM (+16%). Суммарная доля, аккумулируемая десятью ведущими МНН и группировочными наименованиями, увеличилась с 12,4% до 27,6%.
Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | МНН/Группировочное наименование | Доля в общем объеме госпитальных закупок, % | ||
3 мес. 2020 | 3 мес. 2019 | 3 мес. 2020 | 3 меc. 2019 | |
1 | 46 | DOLUTEGRAVIR | 4,2 | 0,1 |
2 | 6 | PEMBROLIZUMAB | 3,4 | 1,4 |
3 | 4 | NIVOLUMAB | 3,3 | 1,6 |
4 | 50 | VACCINE, INFLUENZA | 3,0 | 0,0 |
5 | 3 | BEVACIZUMAB | 2,7 | 2,1 |
6 | 2 | TRASTUZUMAB | 2,7 | 2,9 |
7 | 35 | VACCINE, ACEL.PERT.DIP.TET. POLIO & HIB | 2,5 | 0,5 |
8 | 13 | PERTUZUMAB | 2,1 | 1,1 |
9 | 49 | LOPINAVIR*RITONAVIR | 2,0 | 0,0 |
10 | 1,0 | SODIUM | 1,7 | 2,9 |
Итого | 27,6 | 12,4 |
В отличие от предыдущих, лидер Топ-10 ведущих АТС групп не изменился - первую позицию сохранили и, благодаря росту закупок в 2,5 раза, укрепили L01 Противоопухолевые препараты (табл. 4). На вторую и третью строчки с 6 и 5 поднялись J05 Противовирусные препараты системного назначения (закупки увеличились в 8,3 раза) и J07 Вакцины (в 3,7 раза). Благодаря росту объемов закупок в 2,5 раза группа L02 Противоопухолевые гормональные препараты переместилась с 12 места на седьмое, став единственным новым представителем рейтинга. На один пункт вверх, на восьмую строчку, удалось подняться и группе V08 Контрастные препараты (+47%). Одновременно с этим на два пункта вниз опустились четыре группы: J01 Антибактериальные препараты для системного назначения (+18%), B05 Плазмазамещающие и перфузионные растворы (+14%), B01 Антикоагулянты (+11%), L04 Иммунодепрессанты (+28%) и J06 Иммунные сыворотки и иммуноглобулины (+17%). В сумме на десять ведущих АТС групп приходилось 81,9% госпитального рынка, тогда как годом ранее – 68,7%.
Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | АТС код | АТС группа | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
3 мес 2020г. | 3 мес 2019г. | 3 мес 2020г. | 3 мес 2019г. | ||
1 | 1 | L01 | AGENTS ACTING ON THE RENIN-ANGIOTENSIN SYSTEM | 37,0 | 28,5 |
2 | 2 | J05 | ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS | 14,3 | 3,3 |
3 | 3 |
J07 |
ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE |
9,2 | 4,8 |
4 | 5 | J01 | NASAL PREPARATIONS | 5,2 | 8,4 |
5 | 4 |
B05 |
ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE |
4,1 | 6,9 |
6 | 8 | B01 |
ANTITHROMBOTIC AGENTS |
3,2 | 5,6 |
7 | 7 |
L02 |
COUGH AND COLD PREPARATIONS |
2,6 | 2,0 |
8 | 9 | V08 |
ANALGESICS |
2,2 | 2,9 |
9 | 6 | L04 | SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM | 2,2 | 3,2 |
10 | 14 |
J06 |
IMMUNOSTIMULANTS |
1,9 | 3,1 |
Итого | 81,9 | 68,7 |
Заключение. Госпитальный рынок России по итогам января-марта 2020г. продемонстрировал высокую позитивную динамику и в рублевом эквиваленте (+92%), и в долларовом (+89%), и был равен 50,666 млрд. рублей (755,031 млн. долл.). В натуральных показателях рынок сократился относительно аналогичного периода прошлого года на 2% и составил 93,004 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в госпитальном секторе страны по итогам I квартала 2020г. была равна 8,12 долл. против 4,21 долл. - в 2019 г.
Cовместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум. Для подготовки материала использовались данные компании IQVIA.