Top.Mail.Ru

Госпитальный рынок России: итоги первых трех месяцев 2020г.


Госпитальный рынок России: итоги первых трех месяцев 2020г.

Согласно данным Бюджетного аудита ГЛС в РФ (без ДЛО и региональной льготы)™, объем госпитального рынка страны по итогам первых трех месяцев 2020г. снизился на 2% в натуральном выражении и составил 93,004 млн. упаковок. В денежном эквиваленте рынок увеличился на 92% в рублях и на 89% - в долларах, его объем был равен 50,666 млрд. рублей (755,031 млн. долл.) в оптовых ценах. Средняя стоимость упаковки ГЛС в больничном секторе страны по итогам января-марта 2020г. была равна 8,12 долл., годом ранее – 4,21 долл.

Рисунок 1. Госпитальный рынок России за 3 месяца 2019 – 3 месяца 2020гг.

Рисунок 1. Госпитальный рынок России за 3 месяца 2019 – 3 месяца 2020гг.

Лидером среди производителей на госпитальном рынке России по итогам I квартала 2020г. стал MSD, увеличивший объемы закупок в анализируемом периоде в 3,6 раза (табл. 1). Помимо него, многократный рост и рейтинговый прогресс продемонстрировали ещё шесть представителей. Это поднявшийся на третье место с четвертого ROCHE (закупки увеличились в 3,8 раза), на четвёртое с седьмого SANOFI (в 3 раза), а также впервые вошедшие в Топ-10 GLAXOSMITHKLINE (в 12,1 раза), BRISTOL MYERS (в 4,3 раза), PHARMASYNTEZ (в 5 раз) и MARATHON PHARMA (в 1284 раза), которые расположились на позициях с пятой по седьмую включительно и последней строчке. Показавшие высокую, но ниже рыночной, динамику производители BIOCAD (+77%), ABBVIE (+87%) и NOVARTIS (+67%) опустились на более низкие позиции, вторую, восьмую и девятую соответственно. Итоговая доля десяти ведущих производителей увеличилась более чем на 19 п.п., до 48,4%.

Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж

Место в рейтинге Производитель* Доля в общем объеме госпитальных закупок, %
3 мес. 2020 3 мес. 2019   3 мес. 2020 3 мес. 2019
1 2 MSD 7,1 3,7
2 1 BIOCAD RF 7,1 7,7
3 4 ROCHE 6,8 3,4
4 7 SANOFI 5,1 3,2
5 35 GLAXOSMITHKLINE 4,8 0,8
6 12 BRISTOL MYERS SQU 4,4 2,0
7 17 PHARMASYNTEZ 4,0 1,6
8 5 ABBVIE 3,2 3,3
9 3 NOVARTIS 3,0 3,5
10 50 MARATHON PHARMA 2,9 0,0
Итого 48,4 29,2

* Члены AIPM выделены жирным шрифтом

Большинство представителей Топ-10 ведущих брендов показали высокую динамику продаж и повысили свои позиции (табл. 2). При этом рейтинг ещё и наполовину обновился – в его состав вошли пять новых брендов. Один из них, TIVICAY, благодаря увеличению объемов закупок в 155 раз поднялся на первую строчку с 43й. Еще четыре впервые вошедших в «десятку» бренда, ULTRIX (закупки выросли более чем в 1 тыс. раз), PENTAXIM (в 10 раз), ISENTRESS (в 33 раза) и KADCYLA (в 3,5 раза), расположились на четвертой и двух последних строчках соответственно. Также на более высокие места, второе, третье и седьмое, поднялись KEYTRUDA (в 4,8 раза), OPDIVO (в 4 раза) и PERJETA (в 3,6 раза). Опережающими темпами развивался рынок и у бренда AVEGRA, закупки которой увеличились в 2,5 раза. Однако она потеряла одну рейтинговую позицию, потесненная более динамичными представителями. И только лишь у лидировавшего ранее HERTICAD (+59%) динамика отставала от рыночной, что привело его к потере семи пунктов – бренд занял лишь восьмое место. Общая доля десяти лидирующих на госпитальном рынке брендов расширилась на 16,2 п.п., до 26,2%.

Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж

Место в рейтинге Бренд Доля в общем объеме госпитальных закупок,%  
3 мес. 2020 3 мес. 2019   3 мес. 2020 3 мес. 2019
1 43 TIVICAY 4,2 0,1
2 6 KEYTRUDA 3,4 1,4
3 4 OPDIVO 3,3 1,6
4 49 ULTRIX 2,9 0,0
5 3 AVEGRA BIOCAD 2,6 2,0
6 22 PENTAXIM 2,5 0,5
7 8 PERJETA 2,1 1,1
8 1 HERTICAD 2,1 2,5
9 41 ISENTRESS 1,6 0,1
10 14 KADCYLA 1,5 0,8
Итого 26,2 10,0

Вслед за соответствующим брендом лидером рейтинга ведущих МНН и группировочных наименований стал DOLUTEGRAVIR, закупки которого увеличились в 155 раз (табл. 3). На вторую позицию с шестой поднялся PEMBROLIZUMAB (в 4,8 раза), на третью с четвертой - NIVOLUMAB (в 4 раза). Четвертое место в Топ-10 занял один из четырех новых его представителей VACCINE, INFLUENZA (в 708 раз). Еще три «новичка», VACCINE, ACEL.PERT.DIP.TET. POLIO & HIB (в 10 раз), PERTUZUMAB (в 3,6 раза) и LOPINAVIR*RITONAVIR (в 307 раз) заняли места с седьмого по девятое включительно. При этом на два пункта вниз сместился BEVACIZUMAB несмотря на рост закупок в 2,5 раза. Из-за отставания динамики на более низкие места опустились еще два представителя «десятки», TRASTUZUMAB (+80%) и SODIUM (+16%). Суммарная доля, аккумулируемая десятью ведущими МНН и группировочными наименованиями, увеличилась с 12,4% до 27,6%.

Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж

Место в рейтинге МНН/Группировочное наименование Доля в общем объеме госпитальных закупок, %
3 мес. 2020 3 мес. 2019 3 мес. 2020 3 меc. 2019
1 46 DOLUTEGRAVIR 4,2 0,1
2 6 PEMBROLIZUMAB 3,4 1,4
3 4 NIVOLUMAB 3,3 1,6
4 50 VACCINE, INFLUENZA 3,0 0,0
5 3 BEVACIZUMAB 2,7 2,1
6 2 TRASTUZUMAB 2,7 2,9
7 35 VACCINE, ACEL.PERT.DIP.TET. POLIO & HIB 2,5 0,5
8 13 PERTUZUMAB 2,1 1,1
9 49 LOPINAVIR*RITONAVIR 2,0 0,0
10 1,0 SODIUM 1,7 2,9
Итого 27,6 12,4

В отличие от предыдущих, лидер Топ-10 ведущих АТС групп не изменился - первую позицию сохранили и, благодаря росту закупок в 2,5 раза, укрепили L01 Противоопухолевые препараты (табл. 4). На вторую и третью строчки с 6 и 5 поднялись J05 Противовирусные препараты системного назначения (закупки увеличились в 8,3 раза) и J07 Вакцины (в 3,7 раза). Благодаря росту объемов закупок в 2,5 раза группа L02 Противоопухолевые гормональные препараты переместилась с 12 места на седьмое, став единственным новым представителем рейтинга. На один пункт вверх, на восьмую строчку, удалось подняться и группе V08 Контрастные препараты (+47%). Одновременно с этим на два пункта вниз опустились четыре группы: J01 Антибактериальные препараты для системного назначения (+18%), B05 Плазмазамещающие и перфузионные растворы (+14%), B01 Антикоагулянты (+11%), L04 Иммунодепрессанты (+28%) и J06 Иммунные сыворотки и иммуноглобулины (+17%). В сумме на десять ведущих АТС групп приходилось 81,9% госпитального рынка, тогда как годом ранее – 68,7%.

Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж

Место в рейтинге АТС код АТС группа Доля в общем объеме аптечных продаж, %
3 мес 2020г. 3 мес 2019г. 3 мес 2020г. 3 мес 2019г.
1 1 L01 AGENTS ACTING ON THE RENIN-ANGIOTENSIN SYSTEM 37,0 28,5
2 2 J05 ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS 14,3 3,3
3 3 J07
ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE
9,2 4,8
4 5 J01 NASAL PREPARATIONS 5,2 8,4
5 4 B05
ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE  
4,1 6,9
6 8 B01 ANTITHROMBOTIC AGENTS 
3,2 5,6
7 7 L02
COUGH AND COLD PREPARATIONS
2,6 2,0
8 9 V08 ANALGESICS
2,2 2,9
9 6 L04 SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM 2,2 3,2
10 14 J06
IMMUNOSTIMULANTS
1,9 3,1
Итого 81,9 68,7

Заключение. Госпитальный рынок России по итогам января-марта 2020г. продемонстрировал высокую позитивную динамику и в рублевом эквиваленте (+92%), и в долларовом (+89%), и был равен 50,666 млрд. рублей (755,031 млн. долл.). В натуральных показателях рынок сократился относительно аналогичного периода прошлого года на 2% и составил 93,004 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в госпитальном секторе страны по итогам I квартала 2020г. была равна 8,12 долл. против 4,21 долл. - в 2019 г.


Cовместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум.  Для подготовки материала использовались данные компании IQVIA.



Последние статьи