Top.Mail.Ru

ДЛО РФ: итоги первых шести месяцев 2019г.


ДЛО РФ: итоги первых шести месяцев 2019г.

Согласно данным ДЛО в РФТМ, по итогам первых шести месяцев 2019г. объем поставок лекарственных препаратов в рамках программы составил 78,467 млрд. руб. (1,206 млрд. долл.) в контрактных ценах2. Относительно аналогичного периода предшествовавшего года объем сегмента увеличился на 44% в рублях и на 33% - в долларах. Объем поставок в натуральных показателях вырос на 16% и был равен 50,434 млн. упаковок. В среднем упаковка ГЛС в рамках программы стоила 23,92 долл. в контрактных ценах (годом ранее – 20,76 долл.).

Лидером сегмента ДЛО по итогам I полугодия 2019г. благодаря увеличению поставок в 2,1 раза3 стала компания SHIRE (табл.1). Она сдвинула на позицию вниз чуть менее динамичную CELGENE (+80%). Помимо лидера, рейтинговый прогресс продемонстрировали ещё пять представителей. Это GENERIUM (+67%), JOHNSON & JOHNSON (+43%), NOVARTIS (+58%), OCTAPHARMA (+65%) и ROCHE (+60%), поднявшиеся на третье, пятое, седьмое, девятое и десятое места соответственно. При этом последний впервые вошел в состав «десятки». Оставшиеся производители показали высокую динамику, но она отставала от темпов сегмента в целом. Поэтому компании BIOCAD (+35%) и SANOFI (+9%) опустились на четвертую и пятую позиции, тогда как NOVO NORDISK (+23%) сохранила за собой восьмую строчку. Суммарная доля десяти ведущих компаний в программе ДЛО расширилась с 52,3% до 56,5%.

Таблица 1. Десять ведущих производителей ДЛО

Место в рейтинге   Производитель* Доля в общем объеме ДЛО, %
6 мес. 2019г.     6 мес. 2018г.   
6 мес. 2019г.     6 мес. 2018г.  
1 4 SHIRE 9,4 6,4
2 1 CELGENE 9,1 7,3
3 5 GENERIUM ZAO RF 6,7 5,8
4 3 BIOCAD RF 6 6,4
5 6 JOHNSON & JOHNSON 5,3 5,3
6 2 SANOFI 4,9 6,5
7 9 NOVARTIS 4,3 3,9
8 8 NOVO NORDISK 3,8 4,4
9 10 OCTAPHARMA 3,6 3,1
10 11 ROCHE 3,3 3
Итого 56,5 52,3

* Члены AIPM выделены жирным шрифтом

В рейтинге ведущих брендов появилось три новых участника: ELAPRASE (поставки увеличились в 21 раз), OCTANATE (в 57 раз) и SOLIRIS (в 5,6 раза), которые заняли четвертое, восьмое и девятое места (табл.2). Более высокие позиции заняли также бренды TYSABRI (+42%), FEIBA (в 2,2 раза), TOUJEO SOLOSTAR (+77%) и ADVATE (+50%). В то же время сократившие объемы закупок ACELLBIA (-4%) и OCTOFACTOR (-16%), напротив, опустились на шестую и последнюю строчки. Первую позицию в Топ-10 сохранил и укрепил REVLIMIDE (+80%). Итоговая доля «десятки» увеличилась на 4,6 п.п., до 27,8%.

Таблица 2. Десять ведущих брендов в ДЛО

Место в рейтинге Бренд     Доля в общем объеме ДЛО, %  
    3 мес. 2019г.  
3 мес. 2018г. 3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г.
1 1 REVLIMIDE 8,8 7
2 3 TYSABRI 2,9 2,9
3 7 FEIBA 2,7 1,8
4 41 ELAPRASE 2,4 0,2
5 6 TOUJEO SOLOSTAR 2,2 1,8
6 2 ACELLBIA 2,1 3,1
7 8 ADVATE 1,8 1,7
8 11 OCTANATE 1,7 1,6
9 38 SOLIRIS 1,6 0,4
10 4 OCTOFACTOR 1,6 2,7
Итого 27,8 23,2

Лидером рейтинга Топ-10 ведущих МНН и группировочных наименований остается LENALIDOMIDE (+81%) (табл.3). Также занятые ранее позиции со-хранили за собой INSULIN GLARGINE и NATALIZUMAB (по +42% у обоих). Четырем наименованиям удалось повысить свои места. На два пункта вверх, на вторую и восьмую строчки, поднялись FACTOR VIII (+44%) и FACTOR VIII INHIBITOR BYPASSING FRACTION (в 2,2 раза). Впервые вошедшие в Топ-10 ECULIZUMAB (в 11 раз) и IDURSULFASE (в 21 раз) расположились на третьем и девятом местах. При этом они потеснили на строчку вниз RITUXIMAB (-2%) и INTERFERON BETA-1B (+67%). Сократившее закупки на 24% МНН INTERFERON BETA-1A опустилось со второго на седьмое место. В сумме десять МНН и группировочных наименований занимали 33,8% рынка против 29,8% годом ранее.

Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований в ДЛО

Место в рейтинге МНН/Группировочное наименование Доля в общем объеме ДЛО, %
6 мес. 2019г.     6 мес. 2018г.  
6 мес. 2019г.     6 мес. 2018г.  
1 1 LENALIDOMIDE 8,8 7
2 4 FACTOR VIII 3,1 3,1
3 43 ECULIZUMAB 3,1 0,4
4 3 RITUXIMAB 3,1 4,5
5 5 INSULIN GLARGINE 2,9 3
6 6 NATALIZUMAB 2,9 2,9
7 2 INTERFERON BETA-1A 2,7 5,1
8 10 FACTOR VIII INHIBITOR BYPASSING 2,7 1,8
9 46 IDURSULFASE 2,4 0,2
10 9 INTERFERON BETA-1B 2,1 1,8
Итого 33,8 29,8

Ведущей АТС группой на рынке ДЛО продолжает оставаться L04 Иммунодепрессанты (+79%) (табл.4). На вторую позицию вышли B02 Гемостатики (+44%), тогда как занимавшие это место ранее L01 Противоопухолевые препараты (+26%) опустились на третью строчку. Четвертую и пятую позиции сохранили за собой A10 Препараты для лечения сахарного диабета (+26%) и L03 Иммуностимуляторы (+15%). Увеличившие закупки в 3 раза A16 Другие препараты для лечения заболеваний ЖКТ и нарушений обмена веществ, и в 4 раза - J05 Противовирусные препараты системного назначения, поднялись на шестое и восьмое места соответственно. Отметим, что последняя стала единственным новым представителем Топ-10. Одновременно с этим группы R03 Препараты для лечения обструктивных заболеваний дыхательных путей (+7%), L02 Гормональные препараты (+12%) и B03 Препараты для лечения анемии (+4%) опустились на седьмую и две нижние строчки. Суммарная доля «десятки» увеличилась с 84,5% до 86,9%.

Таблица 4. Десять ведущих АТС групп в ДЛО

Место в рейтинге АТС код    АТС группа      Доля в общем объеме ДЛО, %   
3 мес. 3 мес. 3 мес. 3 мес.
1 1 L04 IMMUNOSUPPRESSANTS 23,6 18,9
2 3 B02 ANTIHEMORRHAGICS 16,1 16,1
3 2 L01 ANTINEOPLASTIC AGENTS 15,4 17,6
4 4 A10 DRUGS USED IN DIABETES 10,1 11,5
5 5 L03 IMMUNOSTIMULANTS 6,7 8,4
6 8 A16 OTHER ALIMENTARY TRACT AND 6,3 2,6
7 6 R03 DRUGS FOR OBSTRUCTIVE AIR- 2,5 3,4
8 14 J05 ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE 2,4 0,9
9 7 L02 ENDOCRINE THERAPY 2,2 2,8
10 9 B03 ANTIANEMIC PREPARATIONS 1,7 2,3
Итого 86,9 84,5

Данные о поставках по программе ДЛО в десяти ведущих регионах России представлены в табл.5. Наибольшие объемы закупок сохранились в Москве, доля которой увеличилась и превысила четверть всех закупок по программе. Второе место по-прежнему принадлежит Московской область, а на третью поднялся Краснодарский край, потеснив на строчку вниз Санкт-Петербург. Отметим, что рост закупок по программе ДЛО наблюдался во всех десяти лидирующих регионах. В сумме они аккумулировали 52,7% рынка ДЛО.

Таблица 5. Десять ведущих регионов по объему продаж в ДЛО

Место в Регион     Доля в общем объеме ДЛО, %     
    3 мес. 2019г.  
    3 мес. 2018г.  
3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г.
1 1 Moscow 26,8 23,2
2 2 Moscow Region 4,6 5,9
3 4 Krasnodar Region 3,1 2,8
4 3 Saint Petersburg 3,1 4
5 7 North Caucasian FD, Rest 3 2,4
6 5 Tatarstan Republic 2,9 2,6
7 6 Rostov Region 2,4 2,5
8 11 Sverdlovsk Region 2,4 1,9
9 9 Novosibirsk Region 2,2 2,1
10 14 Krasnoyarsk Region 2,2 1,8
Итого 52,7 49,3

Заключение. По итогам I полугодия 2019г. объем сегмента ДЛО составил 78,467 млрд. руб. (1,206 млрд. долл.) в контрактных ценах. Это на 44% в рублевом эквиваленте и на 33% - в долларовом больше, чем в аналогичном периоде 2018г. В натуральных показателях поставки увеличились на 16%, до 50,434 млн. упаковок. Средняя цена ГЛС, участвующего в программе ДЛО, увеличилась в сравнении с прошлым годом (23,92 долл. против 20,76 долл.). 


С 2008г. данные по ДЛО представляют собой сведения об отгрузках в контрактных ценах: ценах, по которым государство будет возмещать деньги дистрибьютору.
Здесь и далее, если не указано иное, приросты фигурируют в рублевом эквиваленте или национальной валюте.


Cовместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум 




Последние статьи