
Численность населения Южного федерального округа по данным Росстата на 01.01.2019 составляла 16,455 млн. человек – это 11,2% от общей численности населения РФ. По данным Росстата, уровень средней заработной платы в ЮФО в январе-сентябре 2019г. составил 33304 руб. (511,74 долл.), что на 28% ниже среднего показателя по России (46057 руб.).
Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам января-сентября 2019г. объем реализации лекарственных препаратов в ЮФО в натуральном выражении сократился на 10% и был равен 296,302 млн. упаковок. В стоимостном выражении рынок продемонстрировал позитивную динамику в рублевом эквиваленте (+3%), отрицательную - в долларовом (-3%), и был равен 47,021 млрд. рублей (722,627 млн. долл.) в оптовых ценах (рис.1). На долю округа приходилось 8,2% всех аптечных продаж в России. Средняя стоимость упаковки ГЛС повысилась в сравнении с предыдущим годом (2,74 долл.) и была равна 2,98 долл. в розничных ценах. За первые девять месяцев 2019г. жители ЮФО потратили на приобретение лекарств в среднем 53,60 долл.
Рисунок 1. Аптечный рынок ЮФО за 9 месяцев 2018 – 9 месяцев 2019гг.
Лидерство в Топ-10 ведущих производителей на рынке Южного федерального округа по итогам января-сентября 2019г. сохранил BAYER, хотя он сократил продаж на 4% (табл.1). Неизменными остались позиции ещё у двух производителей: SANOFI (+3%) и SANDOZ (-1%) продолжают занимать вторую и шестую строчки соответственно. Четыре представителя «десятки» продемонстрировали рейтинговый прогресс. Так, на один пункт вверх, на третье место, поднялся SERVIER (+6%), на две позиции выше переместились BERLIN-CHEMIE/MENARINI (+3%) и ABBOTT (+9%). Единственный новый представитель, GEDEON RICHTER (+3%), расположился на десятой позиции. Одновременно с этим снизившие продажи компании TEVA (-12%), OTCPHARM (-6%) и GLAXOSMITHKLINE (-4%) опустились на более низкие места, четвертое, седьмое и девятое. В сумме десять ведущих производителей занимали 32,3% рынка, тогда как в аналогичном периоде прошлого года – 33,7%.
Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Производитель* |
Доля в общем объеме аптечных продаж, % |
||
---|---|---|---|---|
9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | 9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | |
1 | 1 | BAYER | 4,7 | 5,0 |
2 | 2 | SANOFI | 3,9 | 3,9 |
3 | 4 | SERVIER | 3,3 | 3,3 |
4 | 3 | TEVA | 3,3 | 3,9 |
5 | 7 | BERLIN-CHEMIE/MENARINI | 3,0 | 3,1 |
6 | 6 | SANDOZ | 3,0 | 3,1 |
7 | 5 | OTCPHARM | 2,9 | 3,2 |
8 | 10 | ABBOTT | 2,8 | 2,7 |
9 | 8 | GLAXOSMITHKLINE | 2,6 | 2,8 |
10 | 11 | GEDEON RICHTER | 2,6 | 2,6 |
Итого | 32,3 | 33,7 |
* Члены AIPM выделены жирным шрифтом
В рейтинге ведущих брендов на рынке региона появилось три новых представителя (табл.2). Самый динамичный из них, XARELTO (+57%), возглавил Топ-10, потеснив на позицию вниз NUROFEN (-4%) и ACTOVEGIN (+7%). Ещё два «новичка», CONCOR (+13%) и PENTALGIN (+7%), поднялись на шестое и восьмое места соответственно. Повысить свой рейтинг удалось также бренду MEXIDOL (+20%), который занял пятую строчку вместо десятой. Неизменными остались позиции у трёх представителей. Это DETRALEX (+9%), INGAVIRIN (+2%) и CARDIOMAGNYL (-0,3%), которые занимают четвертое, седьмое и девятое места соответственно. И только показавший выраженную отрицательную динамику THERAFLEX (-18%) опустился с третьей позиции на последнюю. Суммарная доля десяти ведущих брендов расширилась на 0,2 п.п., до 6,3%.
Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Бренд |
Доля в общем объеме аптечных продаж, % |
||
---|---|---|---|---|
9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | 9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | |
1 | 12 | XARELTO | 0,8 | 0,5 |
2 | 1 | NUROFEN | 0,8 | 0,8 |
3 | 2 | ACTOVEGIN | 0,7 | 0,7 |
4 | 4 | DETRALEX | 0,7 | 0,6 |
5 | 10 | MEXIDOL | 0,6 | 0,5 |
6 | 11 | CONCOR | 0,6 | 0,5 |
7 | 7 | INGAVIRIN | 0,5 | 0,6 |
8 | 13 | PENTALGIN | 0,5 | 0,5 |
9 | 9 | CARDIOMAGNYL | 0,5 | 0,5 |
10 | 3 | THERAFLEX | 0,5 | 0,7 |
Итого | 6,3 | 6,1 |
Первую строчку в Топ-10 ведущих МНН и группировочных наименований сохранил за собой XYLOMETAZOLINE хотя объемы его продаж сократились на 9% (табл.3). Отрицательную динамику продемонстрировал также IBUPROFEN (-5%), однако он потерял одну рейтинговую позицию и опустился на третье место. У остальных восемь представителей рейтинга продажи, напротив, выросли. Наиболее выраженный рост отмечен у впервые вошедшего в «десятку» МНН RIVAROXABAN (+57%), которое поднялось с 22 места на седьмое. На два пункта повысил свой рейтинг PANCREATIN (+6%), который занял второе место. Комбинация DIOSMIN*HESPERIDIN (+16%), а также наименования BISOPROLOL и ROSUVASTATIN (по +20% у обоих) продолжают занимать пятое, шестое и девятое места соответственно. Одновременно с этим NIMESULIDE (+0,5%), BLOOD (+4%) и DICLOFENAC (+12%) опустились на более низкие позиции, четвертую, восьмую и последнюю. Итоговая доля «десятки» была равна 10,1%, тогда как в 2018 году – 9,7%.
Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | МНН/Группировочное наименование |
Доля в общем объеме аптечных продаж, % |
||
---|---|---|---|---|
9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | 9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | |
1 | 1 | XYLOMETAZOLINE | 1,6 | 1,9 |
2 | 4 | PANCREATIN | 1,1 | 1,1 |
3 | 2 | IBUPROFEN | 1,1 | 1,2 |
4 | 3 | NIMESULIDE | 1,1 | 1,1 |
5 | 5 | DIOSMIN*HESPERIDIN | 1,0 | 0,9 |
6 | 6 | BISOPROLOL | 1,0 | 0,9 |
7 | 22 | RIVAROXABAN | 0,8 | 0,5 |
8 | 7 | BLOOD | 0,8 | 0,8 |
9 | 9 | ROSUVASTATIN | 0,8 | 0,7 |
10 | 8 | DICLOFENAC | 0,8 | 0,7 |
Итого | 10,1 | 9,7 |
Не изменился лидер и в Топ-10 ведущих АТС групп: первое место удерживают M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+1%) (табл.4). На вторую и третью позиции поднялись C09 Средства, действующие на ренин-ангиотензиновую систему (+26%) и G03 Половые гормоны (+6%), сместив на два пункта вниз R01 Назальные препараты (-5%) и J01 Антибактериальные препараты для системного использования (-4%). Шестое место занял единственный новый представитель Топ-10, группа B01 Антикоагулянты (+28%), которая также потеснила вниз A07 Противодиарейные, кишечные противовоспалительные и противомикробные препараты (-10%), N02 Анальгетики (-9%) и J05 Противовирусные препараты системного действия (+1%). Замыкают Топ-10 сохранившие свою позицию C05 Вазопротекторы (+9%). Суммарная доля десяти ведущих АТС групп не изменилась и была равна 36%.
Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | АТС код | АТС группа |
Доля в общем объеме аптечных продаж, % |
||
---|---|---|---|---|---|
9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | 9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | ||
1 | 1 | M01 |
ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS |
5,2 | 5,4 |
2 | 4 | C09 |
AGENTS ACTING ON THE RENIN-ANGIOTENSIN SYSTEM |
4,5 | 3,7 |
3 | 6 | G03 |
SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM |
3,6 | 3,5 |
4 | 2 | R01 | NASAL PREPARATIONS | 3,6 | 3,9 |
5 | 3 | J01 |
ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE |
3,5 | 3,7 |
6 | 11 | B01 | ANTITHROMBOTIC AGENTS | 3,5 | 2,8 |
7 | 5 | A07 |
ANTIDIARR.,INTEST. ANTIINFL./ ANTIINFECT. AGENTS |
3,2 | 3,6 |
8 | 7 | N02 | ANALGESICS | 3,1 | 3,5 |
9 | 8 | J05 | ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE | 3,0 | 3,1 |
10 | 10 | C05 | VASOPROTECTIVES | 2,9 | 2,8 |
Итого | 36,0 | 36,0 |
Заключение. По итогам января-сентября 2019г. объем аптечного рынка ЮФО составил 57,378 млрд. руб. (881,889 млн. долл.) в розничных ценах. В рублях продажи увеличились на 4%, тогда как в долларах, напротив, снизились на 2%. В натуральных показателях рынок сократился на 10% и был равен 296,302 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках региона составила 2,98 долл. – это выше показателя предшествовавшего года (2,74 долл.), но ниже среднего по стране (3,39 долл.). Средние расходы жителей ЮФО на приобретение ГЛС в аптеках по итогам 9 месяцев 2019г. также оказались ниже средних по стране (53,60 долл. против 73,61 долл.).
Cовместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум. Для подготовки материала использовались данные компании IQVIA.