
Численность населения Уральского федерального округа по данным Росстата на 01.01.2019 составляла 12,350 млн. человек – это 8,4% населения РФ. По данным Росстата, уровень средней заработной платы в УФО за 3 месяца 2019г. составил 47134 руб. (712,96 долл.), что на 7% выше среднего показателя по России (43944 руб.).
Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам первых трех месяцев 2019г. объем реализации лекарственных препаратов в УФО в натуральном выражении увеличился на 10% и составил 102,418 млн. упаковок. В стоимостном выражении рынок продемонстрировал позитивную динамику в рублевом эквиваленте (+7%), отрицательную - в долларовом (-8%), и составил 16,126 млн. рублей (244,095 млн. долл.) в оптовых ценах (рис.1). На долю региональных розничных продаж приходилось 8,0% всех аптечных продаж в России. Средняя стоимость упаковки ГЛС в январе-марте 2019г. в розничных ценах была равна 2,85 долл. против 3,60 долл. годом ранее. В этот период жители УФО потратили на приобретение лекарственных препаратов в среднем 23,60 долл.
Рисунок 1. Аптечный рынок УФО за 3 месяца 2018 – 3 месяца 2019гг.
Лидером розничного рынка Уральского федерального округа по итогам I квартала 2019г. несмотря на 3%-е снижение продаж стала компания SANOFI (табл.1). Возглавлявший рейтинг ранее BAYER (-11%) из-за более выраженной отрицательной динамики опустился на вторую строчку. На один пункт вверх, на третье и пятое места, поднялись TEVA (+20%) и SANDOZ (+18%). Два новых представителя «десятки», KRKA (+45%) и GLAXOSMITHKLINE (+21%) расположились на шестой и девятой позициях. Производители с невысокой динамикой, OTCPHARM (+3%) и ABBOTT (+0,5%), а также снизивший продажи GEDEON RICHTER (-2%), напротив, опустились на более низкие места, четвертое, десятое и седьмое соответственно. Компании SERVIER (+0,2%) удалось сохранить за собой восьмую строчку. Общая доля, приходящаяся на десять ведущих компаний, сократилась с 32,9% до 32,6%.
Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж
Место | Производитель* | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | 3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | |
1 | 2 | SANOFI | 4,3 | 4,7 |
2 | 1 | BAYER | 4,1 | 4,9 |
3 | 4 | TEVA | 3,8 | 3,4 |
4 | 3 | OTCPHARM | 3,7 | 3,8 |
5 | 6 | SANDOZ | 3,2 | 2,9 |
6 | 14 | KRKA | 2,9 | 2,1 |
7 | 5 | GEDEON RICHTER | 2,8 | 3,1 |
8 | 8 | SERVIER | 2,6 | 2,8 |
9 | 13 | GLAXOSMITHKLINE | 2,6 | 2,3 |
10 | 9 | ABBOTT | 2,6 | 2,8 |
Итого | 32,6 | 32,9 |
* Члены AIPM выделены жирным шрифтом
Большинство представителей Топ-10 ведущих брендов продемонстрировали отрицательную динамику (табл. 2). В их числе – и сохранивший лидерство INGAVIRIN (-1%). На занятом ранее шестом месте остался ACTOVEGIN (-8%). Еще три бренда с отрицательной динамикой, KAGOCEL (-2%), ESSENTIALE (-23%) и ERGOFERON (-12%), понизили свои позиции, тогда как три других, LOZAP (-2%), DETRALEX (-7%) и CARDIOMAGNYL (-11%) – повысили их. Более высокие места заняли и показавшие позитивную динамику бренды NUROFEN (+14%) и XARELTO (+0,2%), которые поднялись на вторую и десятую строчки. При этом последний стал единственным новым представителем Топ-10. Суммарная его доля сократилась на 0,8%, до 5,9%.
Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж
Место | Бренд | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | 3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | |
1 | 1 | INGAVIRIN | 0,9 | 1 |
2 | 4 | NUROFEN | 0,8 | 0,7 |
3 | 2 | KAGOCEL | 0,7 | 0,8 |
4 | 3 | ESSENTIALE | 0,5 | 0,8 |
5 | 7 | LOZAP | 0,5 | 0,6 |
6 | 6 | ACTOVEGIN | 0,5 | 0,6 |
7 | 10 | DETRALEX | 0,5 | 0,6 |
8 | 9 | CARDIOMAGNYL | 0,5 | 0,6 |
9 | 8 | ERGOFERON | 0,5 | 0,6 |
10 | 12 | XARELTO | 0,5 | 0,5 |
Итого | 5,9 | 6,7 |
В рейтинге ведущих МНН и группировочных наименований появилось три новых представителя (табл.3). Это BISOPROLOL (+17%), AMOXICILLIN*CLAVULANIC ACID (+19%) и LOSARTAN (+16%), которые заняли шестую и две нижние строчки. Кроме них, рейтинговый прогресс продемонстрировали ещё три участника «десятки». Так, на третье и четвертое места поднялись PANCREATIN (+7%) и DIOSMIN*HESPERIDIN (+8%), а на восьмое с последнего переместился KAGOCEL (-2%). Первые две позиции продолжают занимать XYLOMETAZOLINE (-4%) и IBUPROFEN (+14%), а седьмую сохранил за собой ROSUVASTATIN (-4%). И только лишь наименование IMIDAZOLYL ETHANAMIDE PENTANDIOIC ACID (-1%) опустилось с третьего места на пятое. Кумулятивная доля «десятки» снизилась с 9,2% до 9,0%.
Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | МНН/Группировочное наименование | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | 3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | |
1 | 1 | XYLOMETAZOLINE | 1,4 | 1,6 |
2 | 2 | IBUPROFEN | 1,1 | 1,1 |
3 | 4 | PANCREATIN | 1 | 1 |
4 | 5 | DIOSMIN*HESPERIDIN | 0,9 | 0,9 |
5 | 3 | IMIDAZOLYL ETHANAMIDE PENTANDIOIC ACID | 0,9 | 1 |
6 | 12 | BISOPROLOL | 0,8 | 0,7 |
7 | 7 | ROSUVASTATIN | 0,8 | 0,9 |
8 | 10 | KAGOCEL | 0,7 | 0,8 |
9 | 18 | AMOXICILLIN*CLAVULANIC ACID | 0,7 | 0,6 |
10 | 16 | LOSARTAN | 0,7 | 0,6 |
Итого | 9 | 9,2 |
В Топ-10 ведущих АТС групп произошли многочисленные перестановки и ни один его представитель не сохранил свои позиции (табл.4). Возглавлявшие рейтинг ранее J05 Противовирусные препараты системного действия (+4%) из-за отставания динамики опустились на третью позицию, пропустив вперед более динамичные M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+12%) и C09 Препараты, влияющие на ренин-ангиотензиновую систему (+24%). Опережающими темпами развивались рынки и у групп R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля (+12%), J01 Антибактериальные препараты для системного использования (+14%) и N02 Анальгетики (+9%), что позволило им подняться на четвёртую, пятую и восьмую строчки соответственно. Одновременно с этим сократившие продажи G03 Половые гормоны (-1%), R01 Назальные препараты (-5%) и A11 Витамины (-19%), напротив, опустились на шестое, седьмое и девятое места. Единственный новый представитель «десятки», G04 Препараты для лечения урологических заболеваний (+7%), замыкает ее. В сумме десять ведущих АТС-групп аккумулировали 37,7% регионального рынка против 38,3% годом ранее.
Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | АТС код | АТС группа | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | 3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | ||
1 | 2 | M01 | ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS | 4,7 | 4,5 |
2 | 3 | C09 | AGENTS ACTING ON THE RENIN-ANGIOTENSIN SYSTEM | 4,7 | 4,1 |
3 | 1 | J05 | ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE | 4,4 | 4,5 |
4 | 6 | R05 | COUGH AND COLD PREPARATIONS | 4 | 3,8 |
5 | 8 | J01 | ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE | 3,8 | 3,6 |
6 | 5 | G03 | SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM | 3,7 | 4 |
7 | 4 | R01 | NASAL PREPARATIONS | 3,5 | 4 |
8 | 9 | N02 | ANALGESICS | 3,4 | 3,4 |
9 | 7 | A11 | VITAMINS | 2,8 | 3,7 |
10 | 11 | G04 | UROLOGICALS | 2,7 | 2,7 |
Итого | 37,7 | 38,3 |
Заключение. В I квартале 2019г. объем аптечного рынка Уральского федерального округа составил 19,259 млрд. руб. (291,505 млн. долл.) в розничных ценах. В рублях продажи немного увеличились (+1%), тогда как в долларах они заметно сократились (-13%). В натуральных показателях рынок продемонстрировал позитивную динамику (+10%) и достиг 102,418 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках округа по итогам января-марта 2019г. составила 2,85 долл. – это ниже показателя прошлого года (3,60 долл.) и среднего по стране (3,26 долл.). Ниже оказались и средние расходы жителей УФО на приобретение препаратов в аптеках (23,60 долл. против 24,94 долл.).
Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум