Аптечный рынок УФО: итоги первых девяти месяцев 2019г.

 2171

Аптечный рынок УФО: итоги первых девяти месяцев 2019г.

Численность населения Уральского федерального округа по данным Росстата на 01.01.2019 составляла 12,350 млн. человек – это 8,4% населения РФ. По данным Росстата, уровень средней заработной платы в УФО в январе-сентябре 2019г. составил 49800 руб. (765,21 долл.), что на 8% выше среднего показателя по России (46057 руб.).

Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам первых девяти месяцев 2019г. объем реализации лекарственных препаратов в УФО в натуральном выражении увеличился на 6% и составил 273,910 млн. упаковок. В стоимостном выражении рынок продемонстрировал позитивную динамику в рублевом эквиваленте (+5%), отрицательную - в долларовом (-2%), и составил 44,548 млрд. рублей (684,551 млн. долл.) в оптовых ценах (рис.1). На долю региональных розничных продаж приходилось 7,6% всех аптечных продаж в России. Средняя стоимость упаковки ГЛС в январе-сентябре 2019г. в розничных ценах была равна 3,00 долл. против 3,43 долл. годом ранее. В анализируемом периоде жители УФО потратили на приобретение лекарственных препаратов в среднем 66,53 долл.

Рисунок 1. Аптечный рынок УФО за 9 месяцев 2018 – 9 месяцев 2019гг.

Рисунок 1. Аптечный рынок УФО за 9 месяцев 2018 – 9 месяцев 2019гг.

Первую строчку в Топ-10 ведущих производителей на розничном рынке Уральского федерального округа по итогам января-сентября 2019г. заняла компания SANOFI несмотря на 5%-е снижение продаж (табл.1). Возглавлявший рейтинг ранее BAYER (-10%) показал выраженную отрицательную динамику и опустился на вторую строчку. На более низкие места из-за снижения продаж сместились также компании OTCPHARM и GEDEON RICHTER (по -3% у обеих), SERVIER (-0,4%) и STADA (-5%), которые заняли четвертое, шестое, восьмое и десятое места соответственно. Оставшиеся четыре производителя, напротив, продемонстрировали высокую динамику продаж, что позволило им повысить рейтинговые позиции. Это компании TEVA (+18%), SANDOZ (+15%), KRKA (+40%) и GLAXOSMITHKLINE (+20%), поднявшиеся на третье, пятое, седьмое и девятое места соответственно. Отметим, что две последние впервые вошли в состав Топ-10. Суммарная доля, приходящаяся на десять ведущих производителей, сократилась с 33,1% до 32,7%.

Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж

Место в рейтинге Производитель* Доля в общем объеме аптечных продаж, %
9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г. 9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г.
1 2 SANOFI 4,2 4,8
2 1 BAYER 4,1 4,8
3 4 TEVA 3,9 3,4
4 3 OTCPHARM 3,4 3,7
5 8 SANDOZ 3,2 2,9
6 5 GEDEON RICHTER 3 3,2
7 14 KRKA 2,9 2,2
8 6 SERVIER 2,8 2,9
9 13 GLAXOSMITHKLINE 2,7 2,3
10 7 STADA 2,6 2,9
Итого 32,7 33,1

* Члены AIPM выделены жирным шрифтом

Наиболее продаваемым брендом в анализируемом периоде стал NUROFEN (+3%), который благодаря позитивной динамике занял первую строчку вместо третьей (табл. 2). Рост продаж продемонстрировали ещё два представителя данной десятки. Это поднявшийся на четвертое место XARELTO (+1%) и впервые вошедшая в «десятку» LORISTA (+19%). Оставшиеся семь участников рейтинга снизили продажи. Однако несмотря на это трем из них, DETRALEX (-8%), LOZAP (-6%) и PENTALGIN (-7%), удалось занять более высокие места, третье, пятое и десятое. Четыре бренда с выраженной отрицательной динамикой, напротив, понизили свои рейтинговые позиции. Среди них – лидировавший ранее INGAVIRIN (-28%), который занял вторую строчку, а также KAGOCEL (-25%), ESSENTIALE (-34%), ACTOVEGIN (-25%), опустившиеся на шестую, восьмую и девятую позиции соответственно. Итоговая доля Топ-10 сократилась на 1 п.п., до 5,2%.

Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж 

Место в рейтинге Бренд Доля в общем объеме аптечных продаж, %
9 мес. 2019г.    9 мес. 2018г.    9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г.
1 3 NUROFEN 0,7 0,7
2 1 INGAVIRIN 0,6 0,8
3 6 DETRALEX 0,5 0,6
4 10 XARELTO 0,5 0,5
5 9 LOZAP 0,5 0,6
6 4 KAGOCEL 0,5 0,7
7 19 LORISTA 0,5 0,4
8 2 ESSENTIALE 0,5 0,7
9 7 ACTOVEGIN 0,4 0,6
10 14 PENTALGIN 0,4 0,5
Итого 5,2 6,2

В отличие от предыдущих, в рейтинге ведущих МНН и группировочных наименований лидирующая пятерка осталась неизменной (табл. 3). Это XYLOMETAZOLINE (-9%), IBUPROFEN (+5%), DIOSMIN*HESPERIDIN (-2%), PANCREATIN и ROSUVASTATIN (+4%). В нижней части Топ-10 произошли перестановки, причём четыре представителя продемонстрировали рейтинговый прогресс. С десятого места на шестое поднялся BISOPROLOL (+15%), а седьмую и две нижние строчки заняли впервые вошедшие в Топ-10 DICLOFENAC (+32%), LOSARTAN (+12%) и ATORVASTATIN (+27%). И лишь NIMESULIDE (-7%) опустился с шестого места на восьмое. Кумулятивная доля «десятки» осталась неизменной и была равна 9%.

Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж

Место в рейтинге МНН/Группировочное наименование Доля в общем объеме аптечных продаж, %
9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г. 9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г.
1 1 XYLOMETAZOLINE 1,4 1,6
2 2 IBUPROFEN 1,1 1,1
3 3 DIOSMIN*HESPERIDIN 1 1
4 4 PANCREATIN 1 1
5 5 ROSUVASTATIN 0,9 0,9
6 10 BISOPROLOL 0,8 0,8
7 18 DICLOFENAC 0,7 0,6
8 6 NIMESULIDE 0,7 0,8
9 15 LOSARTAN 0,7 0,6
10 23 ATORVASTATIN 0,7 0,5
 Итого  9 9

Лидерами Топ-10 ведущих АТС групп продолжают оставаться M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+12%), C09 Препараты, влияющие на ренин-ангиотензиновую систему (+24%) и G03 Половые гормоны (-3%) (табл. 4). Также занятые ранее позиции, пятую и последнюю, сохранили за собой группы R01 Назальные препараты и B01 Антикоагулянты (по -7% у обеих). Среди оставшихся опережающими темпами развивался рынок лишь у группы J01 Антибактериальные препараты для системного использования (+9%), которая улучшила свой рейтинг три пункта и поднялась на четвертое место. Помимо неё, на более высокие позиции переместились ещё три представителя. Так, с восьмой строчки на шестую поднялись R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля (+1%), с девятой на восьмую - N02 Анальгетики (+2%). На девятом месте расположился единственный новый представитель, G04 Препараты для лечения урологических заболеваний (+5%). И только лишь снизившая продажи на 15% группа J05 Противовирусные препараты системного действия опустилась с четвертого на седьмое место. В сумме десять ведущих АТС-групп аккумулировали 36,1% регионального рынка против 36,8% годом ранее.

Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж

Место в рейтинге АТС код АТС группа Доля в общем объеме аптечных продаж, %
9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г.  9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г.
1 1 M01  ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS 5,1 4,7
2 2 C09  AGENTS ACTING ON THE RENIN-ANGIOTENSIN SYSTEM 5 4,2
3 3 G03  SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM 3,9 4,2
4 7 J01  ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE 3,6 3,4
5 5 R01  NASAL PREPARATIONS 3,4 3,8
6 8 R05  COUGH AND COLD PREPARATIONS 3,3 3,4
7 4 J05  ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE 3,2 3,9
8 9 N02  ANALGESICS 3,1 3,2
9 12 G04  UROLOGICALS 2,8 2,8
10 10 B01  ANTITHROMBOTIC AGENTS 2,8 3,1
Итого 36,1 36,8

Заключение. В январе-сентябре 2019г. объем аптечного рынка Уральского федерального округа составил 53,472 млрд. руб. (821,688 млн. долл.) в розничных ценах. Продажи сократились и в рублях (-1%), и в долларах (-8%). В натуральных показателях рынок продемонстрировал позитивную динамику (+6%) и достиг 273,910 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках округа по итогам 9 месяцев 2019г. составила 3,00 долл. – это ниже показателя прошлого года (3,43 долл.) и среднего по стране (3,39 долл.). Ниже оказались и средние расходы жителей УФО на приобретение препаратов в аптеках (66,53 долл. против 73,61 долл.).


Cовместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум. Для подготовки материала использовались данные компании IQVIA.



Последние статьи