
Численность населения Уральского федерального округа по данным Росстата на 01.01.2019 составляла 12,350 млн. человек – это 8,4% населения РФ. По данным Росстата, уровень средней заработной платы в УФО в январе-сентябре 2019г. составил 49800 руб. (765,21 долл.), что на 8% выше среднего показателя по России (46057 руб.).
Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам первых девяти месяцев 2019г. объем реализации лекарственных препаратов в УФО в натуральном выражении увеличился на 6% и составил 273,910 млн. упаковок. В стоимостном выражении рынок продемонстрировал позитивную динамику в рублевом эквиваленте (+5%), отрицательную - в долларовом (-2%), и составил 44,548 млрд. рублей (684,551 млн. долл.) в оптовых ценах (рис.1). На долю региональных розничных продаж приходилось 7,6% всех аптечных продаж в России. Средняя стоимость упаковки ГЛС в январе-сентябре 2019г. в розничных ценах была равна 3,00 долл. против 3,43 долл. годом ранее. В анализируемом периоде жители УФО потратили на приобретение лекарственных препаратов в среднем 66,53 долл.
Рисунок 1. Аптечный рынок УФО за 9 месяцев 2018 – 9 месяцев 2019гг.
Первую строчку в Топ-10 ведущих производителей на розничном рынке Уральского федерального округа по итогам января-сентября 2019г. заняла компания SANOFI несмотря на 5%-е снижение продаж (табл.1). Возглавлявший рейтинг ранее BAYER (-10%) показал выраженную отрицательную динамику и опустился на вторую строчку. На более низкие места из-за снижения продаж сместились также компании OTCPHARM и GEDEON RICHTER (по -3% у обеих), SERVIER (-0,4%) и STADA (-5%), которые заняли четвертое, шестое, восьмое и десятое места соответственно. Оставшиеся четыре производителя, напротив, продемонстрировали высокую динамику продаж, что позволило им повысить рейтинговые позиции. Это компании TEVA (+18%), SANDOZ (+15%), KRKA (+40%) и GLAXOSMITHKLINE (+20%), поднявшиеся на третье, пятое, седьмое и девятое места соответственно. Отметим, что две последние впервые вошли в состав Топ-10. Суммарная доля, приходящаяся на десять ведущих производителей, сократилась с 33,1% до 32,7%.
Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Производитель* | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | 9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | |
1 | 2 | SANOFI | 4,2 | 4,8 |
2 | 1 | BAYER | 4,1 | 4,8 |
3 | 4 | TEVA | 3,9 | 3,4 |
4 | 3 | OTCPHARM | 3,4 | 3,7 |
5 | 8 | SANDOZ | 3,2 | 2,9 |
6 | 5 | GEDEON RICHTER | 3 | 3,2 |
7 | 14 | KRKA | 2,9 | 2,2 |
8 | 6 | SERVIER | 2,8 | 2,9 |
9 | 13 | GLAXOSMITHKLINE | 2,7 | 2,3 |
10 | 7 | STADA | 2,6 | 2,9 |
Итого | 32,7 | 33,1 |
* Члены AIPM выделены жирным шрифтом
Наиболее продаваемым брендом в анализируемом периоде стал NUROFEN (+3%), который благодаря позитивной динамике занял первую строчку вместо третьей (табл. 2). Рост продаж продемонстрировали ещё два представителя данной десятки. Это поднявшийся на четвертое место XARELTO (+1%) и впервые вошедшая в «десятку» LORISTA (+19%). Оставшиеся семь участников рейтинга снизили продажи. Однако несмотря на это трем из них, DETRALEX (-8%), LOZAP (-6%) и PENTALGIN (-7%), удалось занять более высокие места, третье, пятое и десятое. Четыре бренда с выраженной отрицательной динамикой, напротив, понизили свои рейтинговые позиции. Среди них – лидировавший ранее INGAVIRIN (-28%), который занял вторую строчку, а также KAGOCEL (-25%), ESSENTIALE (-34%), ACTOVEGIN (-25%), опустившиеся на шестую, восьмую и девятую позиции соответственно. Итоговая доля Топ-10 сократилась на 1 п.п., до 5,2%.
Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Бренд | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | 9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | |
1 | 3 | NUROFEN | 0,7 | 0,7 |
2 | 1 | INGAVIRIN | 0,6 | 0,8 |
3 | 6 | DETRALEX | 0,5 | 0,6 |
4 | 10 | XARELTO | 0,5 | 0,5 |
5 | 9 | LOZAP | 0,5 | 0,6 |
6 | 4 | KAGOCEL | 0,5 | 0,7 |
7 | 19 | LORISTA | 0,5 | 0,4 |
8 | 2 | ESSENTIALE | 0,5 | 0,7 |
9 | 7 | ACTOVEGIN | 0,4 | 0,6 |
10 | 14 | PENTALGIN | 0,4 | 0,5 |
Итого | 5,2 | 6,2 |
В отличие от предыдущих, в рейтинге ведущих МНН и группировочных наименований лидирующая пятерка осталась неизменной (табл. 3). Это XYLOMETAZOLINE (-9%), IBUPROFEN (+5%), DIOSMIN*HESPERIDIN (-2%), PANCREATIN и ROSUVASTATIN (+4%). В нижней части Топ-10 произошли перестановки, причём четыре представителя продемонстрировали рейтинговый прогресс. С десятого места на шестое поднялся BISOPROLOL (+15%), а седьмую и две нижние строчки заняли впервые вошедшие в Топ-10 DICLOFENAC (+32%), LOSARTAN (+12%) и ATORVASTATIN (+27%). И лишь NIMESULIDE (-7%) опустился с шестого места на восьмое. Кумулятивная доля «десятки» осталась неизменной и была равна 9%.
Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | МНН/Группировочное наименование | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | 9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | |
1 | 1 | XYLOMETAZOLINE | 1,4 | 1,6 |
2 | 2 | IBUPROFEN | 1,1 | 1,1 |
3 | 3 | DIOSMIN*HESPERIDIN | 1 | 1 |
4 | 4 | PANCREATIN | 1 | 1 |
5 | 5 | ROSUVASTATIN | 0,9 | 0,9 |
6 | 10 | BISOPROLOL | 0,8 | 0,8 |
7 | 18 | DICLOFENAC | 0,7 | 0,6 |
8 | 6 | NIMESULIDE | 0,7 | 0,8 |
9 | 15 | LOSARTAN | 0,7 | 0,6 |
10 | 23 | ATORVASTATIN | 0,7 | 0,5 |
Итого | 9 | 9 |
Лидерами Топ-10 ведущих АТС групп продолжают оставаться M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+12%), C09 Препараты, влияющие на ренин-ангиотензиновую систему (+24%) и G03 Половые гормоны (-3%) (табл. 4). Также занятые ранее позиции, пятую и последнюю, сохранили за собой группы R01 Назальные препараты и B01 Антикоагулянты (по -7% у обеих). Среди оставшихся опережающими темпами развивался рынок лишь у группы J01 Антибактериальные препараты для системного использования (+9%), которая улучшила свой рейтинг три пункта и поднялась на четвертое место. Помимо неё, на более высокие позиции переместились ещё три представителя. Так, с восьмой строчки на шестую поднялись R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля (+1%), с девятой на восьмую - N02 Анальгетики (+2%). На девятом месте расположился единственный новый представитель, G04 Препараты для лечения урологических заболеваний (+5%). И только лишь снизившая продажи на 15% группа J05 Противовирусные препараты системного действия опустилась с четвертого на седьмое место. В сумме десять ведущих АТС-групп аккумулировали 36,1% регионального рынка против 36,8% годом ранее.
Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | АТС код | АТС группа | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | 9 мес. 2019г. | 9 мес. 2018г. | ||
1 | 1 | M01 | ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS | 5,1 | 4,7 |
2 | 2 | C09 | AGENTS ACTING ON THE RENIN-ANGIOTENSIN SYSTEM | 5 | 4,2 |
3 | 3 | G03 | SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM | 3,9 | 4,2 |
4 | 7 | J01 | ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE | 3,6 | 3,4 |
5 | 5 | R01 | NASAL PREPARATIONS | 3,4 | 3,8 |
6 | 8 | R05 | COUGH AND COLD PREPARATIONS | 3,3 | 3,4 |
7 | 4 | J05 | ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE | 3,2 | 3,9 |
8 | 9 | N02 | ANALGESICS | 3,1 | 3,2 |
9 | 12 | G04 | UROLOGICALS | 2,8 | 2,8 |
10 | 10 | B01 | ANTITHROMBOTIC AGENTS | 2,8 | 3,1 |
Итого | 36,1 | 36,8 |
Заключение. В январе-сентябре 2019г. объем аптечного рынка Уральского федерального округа составил 53,472 млрд. руб. (821,688 млн. долл.) в розничных ценах. Продажи сократились и в рублях (-1%), и в долларах (-8%). В натуральных показателях рынок продемонстрировал позитивную динамику (+6%) и достиг 273,910 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках округа по итогам 9 месяцев 2019г. составила 3,00 долл. – это ниже показателя прошлого года (3,43 долл.) и среднего по стране (3,39 долл.). Ниже оказались и средние расходы жителей УФО на приобретение препаратов в аптеках (66,53 долл. против 73,61 долл.).
Cовместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум. Для подготовки материала использовались данные компании IQVIA.