
Численность населения Уральского федерального округа по данным Росстата на 01.01.2018 составляла 12,356 млн. человек – это 8,4% населения РФ. По данным Росстата, уровень средней заработной платы в УФО за 12 месяцев 2018г. составил 47572 руб. (759,09 долл.), что на 9% выше среднего показателя по России (43445 руб.).
Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФTM, по итогам 2018г. объем реализации лекарственных препаратов в УФО в натуральном выражении снизился на 7% и составил 344,673 млн. упаковок. В стоимостном выражении рынок также продемонстрировал отрицательную динамику и в рублевом эквиваленте (-7%), и в долларовом (-13%), и был равен 56,947 млн. рублей (913,735 млн. долл.) в оптовых ценах (рис.1). Доля региона составила 8,0% всех аптечных продаж в России. Средняя стоимость упаковки ГЛС в 2018г. в розничных ценах была равна 3,36 долл., что оказалось ниже, чем годом ранее (3,63 долл.). В 2018г. жители УФО потратили на приобретение лекарственных препаратов в среднем 93,68 долл.
Рисунок 1. Аптечный рынок УФО в 2017-2018гг.
Как и рынок в целом, практически все ведущие производители на рынке Уральского федерального округа по итогам 2018г. продемонстрировали отрицательную динамику (табл.1). При этом лидером по объему продаж несмотря на их сокращение на 8% стала компания BAYER, поднявшаяся на первую позицию со второй. Возглавлявшая Топ-10 ранее SANOFI (-12%) из-за более выраженной отрицательной динамики опустилась на строчку вниз. На третье место с четвертого переместилась компания OTCPHARM (+2%), которая единственная в «десятке» продемонстрировала позитивную динамику. На один пункт вверх, на шестую и десятую строчки, поднялись также SANDOZ (-10%) и TAKEDA (-4%), и последняя стала единственным новым представителем рейтинга. Одновременно с этим на позицию вниз опустились производители TEVA (-9%) и SERVIER (-14%). Занятые ранее пятую, восьмую и девятую позиции сохранили за собой компании GEDEON RICHTER (-11%), STADA и ABBOTT (по -12% у обеих). Общая доля, приходящаяся на десять ведущих компаний, сократилась на 1 п.п. до 33,8%.
Таблица 1.Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Производитель* | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
2018г. | 2017г. | 2018г. | 2017г. | |
1 | 2 | BAYER | 4,9 |
5,0 |
2 | 1 |
SANOFI |
4,7 | 5,0 |
3 | 4 |
OTCPHARM |
3,7 |
3,3 |
4 | 3 |
TEVA |
3,5 |
3,6 |
5 | 5 |
GEDEON RICHTER |
3,2 |
3,3 |
6 | 7 |
SANDOZ |
2,9 |
3,0 |
7 | 6 |
SERVIER |
2,9 |
3,1 |
8 | 8 |
STADA |
2,8 |
3,0 |
9 | 9 | ABBOTT |
2,7 |
2,9 |
10 | 11 |
TAKEDA |
2,5 |
2,4 |
Итого | 33,8 | 34,8 |
В Топ-10 ведущих брендов произошли многочисленные перестановки (табл. 2). На лидирующие позиции с 4 и 6 поднялись INGAVIRIN (+10%) и ARTRA (+16%). Занимавший ранее первую строчку ESSENTIALE снизил продажи на 21% и опустился на третье место, при этом потеснив на позицию вниз NUROFEN (-4%). Помимо лидеров, позитивную динамику в анализируемом периоде продемонстрировали ещё два бренда. Это KAGOCEL (+10%) и впервые вошедший в рейтинг FLEMOXIN SOLUTAB (+44%), которые поднялись на пятую и шестую строчки соответственно. У оставшихся четырех представителей отмечено снижение продаж. В результате этого ACTOVEGIN (-13%), DETRALEX (-20%) и LOZAP (-12%) понизили свои рейтинговые позиции и опустились на седьмое, восьмое и десятое места. Бренду CARDIOMAGNYL (-2%) удалось остаться на занятой ранее девятой позиции. Суммарная доля десяти ведущих брендов увеличилась с 6,3% до 6,7%.
Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продажМесто в рейтинге | Бренд | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
2018г. | 2017г. | 2018г. | 2017г. | |
1 | 4 |
INGAVIRIN |
0,8 |
0,7 |
2 | 6 |
ARTRA |
0,7 |
0,6 |
3 | 1 |
ESSENTIALE |
0,7 |
0,9 |
4 | 3 |
NUROFEN |
0,7 |
0,7 |
5 | 8 |
KAGOCEL |
0,7 | 0,6 |
6 | 20 |
FLEMOXIN SOLUTAB |
0,7 |
0,4 |
7 | 5 |
ACTOVEGIN |
0,6 | 0,6 |
8 | 2 |
DETRALEX |
0,6 | 0,7 |
9 | 9 |
CARDIOMAGNYL |
0,6 | 0,6 |
10 | 7 |
LOZAP |
0,6 | 0,6 |
Итого | 6,7 | 6,3 |
Как и бренды, большинство ведущих МНН и группировочных наименований продемонстрировали отрицательную динамику (табл.3). В том числе и сохранивший первую позицию XYLOMETAZOLINE (-2%). На занятом ранее шестом месте удалось остался также МНН ROSUVASTATIN (-6%). Снизили свои рейтинги вслед за снижением продаж комбинация DIOSMIN*HESPERIDIN (-14%) и наименования PANCREATIN (-10%), PHOSPHOLIPIDS (-24%) и NIMESULIDE (-5%), которые опустились на третье, четвертое, восьмое и девятое места соответственно. Комбинация CHONDROITINSULFURIC ACID* GLUCOSAMINE (-5%) несмотря на отрицательную динамику поднялась на два пункта вверх, на пятую строчку. Рейтинговый прогресс продемонстрировали и три представителя с позитивной динамикой. Это поднявшийся с пятого места на второе IBUPROFEN (+3%), а также два новых представителя Топ-10 AMOXICILLIN (+33%) и IMIDAZOLYL ETHANAMIDE PENTANDIOIC ACID (+10%), которые заняли седьмую и последнюю строчки. Кумулятивная доля «десятки» увеличилась с 9,2% до 9,5%.
Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продажМесто в рейтинге | МНН/Группировочное наименование | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
2018г. | 2017г. | 2018г. | 2017г. | |
1 | 1 |
XYLOMETAZOLINE |
1,5 | 1,5 |
2 | 5 |
IBUPROFEN |
1,1 | 1,0 |
3 | 2 |
DIOSMIN*HESPERIDIN |
1,0 | 1,1 |
4 | 3 |
PANCREATIN |
0,9 | 1,0 |
5 | 7 |
CHONDROITINSULFURIC ACID* GLUCOSAMINE |
0,9 |
0,9 |
6 | 6 |
ROSUVASTATIN |
0,9 |
0,9 |
7 | 20 |
AMOXICILLIN |
0,8 |
0,6 |
8 | 4 |
PHOSPHOLIPIDS |
0,8 | 1,0 |
9 | 8 |
NIMESULIDE |
0,8 |
0,8 |
10 | 12 |
IMIDAZOLYL ETHANAMIDE PENTANDIOIC ACID |
0,8 |
0,6 |
Итого | 9,5 | 9,2 |
Половина представителей рейтинга ведущих АТС групп сохранили свои позиции неизменными (табл.4). Первую строчку продолжают занимать M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты, хотя их продажи сократились на 9%. Места с четвертого по шестое включительно сохранили за собой J05 Противовирусные препараты системного действия (+0,3%), R01 Назальные препараты (-1%) и A11 Витамины (-5%), а девятую строчку - N02 Анальгетики (-4%). Три группы повысили свои рейтинговые позиции. Так, на второе место с третьего переместились C09 Препараты, влияющие на ренин-ангиотензиновую систему (-7%), а на седьмую и восьмую позиции поднялись J01 Антибактериальные препараты для системного использования (+1%) и R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля (+5%). Два представителя с выраженной отрицательной динамикой, G03 Половые гормоны (-14%) и B01 Антикоагулянты (-12%), напротив, опустились на третье и десятое места соответственно. В сумме десять ведущих АТС-групп аккумулировали 37,4% регионального рынка против 36,9% в 2017г.
Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продажМесто в рейтинге | АТС код | АТС группа | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
2018г. | 2017г. | 2018г. | 2017г. | ||
1 | 1 |
M01 |
ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS |
4,7 | 4,8 |
2 | 3 |
C09 |
ACTING ON THE RENIN-ANGIOTENSIN SYSTEM |
4,3 |
4,3 |
3 | 2 |
G03 |
SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM |
4,1 |
4,5 |
4 | 4 |
J05 |
ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE |
3,8 | 3,5 |
5 | 5 |
N02 |
NASAL PREPARATIONS AGENTS |
3,7 |
3,5 |
6 | 6 |
R01 |
VITAMINS |
3,5 | 3,5 |
7 | 8 |
A11 |
ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE |
3,5 |
3,2 |
8 |
10 |
J01 |
COUGH AND COLD PREPARATIONS |
3,5 |
3,1 |
9 | 9 |
R05 |
ANALGESICS |
3,2 |
3,1 |
10 | 7 |
B01 |
ANTITHROMBOTIC AGENTS |
3,1 | 3,3 |
Итого | 37,4 | 36,9 |
Заключение. В 2018г. объем аптечного рынка Уральского федеральногоокруга составил 72,116 млрд. руб. (1,157 млрд. долл.) в розничных ценах. И в рублях (-8%), и в долларах (-14%) продажи сократились. В натуральных показателях рынок также продемонстрировал отрицательную динамику (-7%) и составил 344,673 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках округа по итогам 2018г. составила 3,36 долл. – это ниже показателя прошлого года (3,64 долл.), но чуть выше среднего по стране (3,31 долл.). Средние расходы жителей УФО на приобретение препаратов в аптеках оказались ниже средних по стране (93,68 долл. против 97,98 долл.).
Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум